Матвей Петрович Гагарин, типичный представитель птенцов гнезда Петрова - с 1711 по 1719 глава Сибирской Губернии. Периоду его деятельности во главе Сибири как раз посвящён недавно вышедший сериал Тобол, снятый по мотивам одноимённого романа Алексея Иванова.
Род Гагариных безусловно относится к древнейших и знатнейшим родам Российского государства. Свою родословную Гагарины могут проследить от Ивана Всеволодовича, младшего сына великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо. То есть Гагарины по праву могут относить свой род к Рюриковичам.
Фамилией же они обязаны сыновьям князя Михаила Ивановича Стародубского- Голибесовского, трое из которых имели прозвище Гагара.
Родовитость Гагариных была высоко отмечена в 1686 году, с внесением рода Гагариных в Бархатную книгу (родословную книгу наиболее знатных фамилий Российского государства).
Свою карьеру на государевой службе Матвей Петрович начинал с должности товарища (то есть помощника) воеводы в Иркутске, под началом своего старшего брата Ивана.
С 1693 по 1695 год проходит служба Гагарина в качестве воеводы в городе Нерчинске.
С нерчинским же периодом деятельности Гагарина связаны первые попытки привлечь Гагарина к закону - появились сведения о коррупции, злоупотреблениях Гагарина. Тем не менее Пётр I в 1701 году поручает Матвею Петровичу важнейшую задачу по руководству за гидротехническими работами по соединению Волги и Невы.
Видимо с данным поручение Великого Петра Гагарин справился без особых нареканий, потому что новым назначением для него стала Москва, где он занял должность коменданта города. На новой должности Гагарин, по поручению Петра, занялся модергизацией креплений города на случай осады. Напомню, что летом 1708 года начался Русский поход воевавшего против России шведского короля Карла XII. И вероятность того, что Карл двинет свои войска через Москву (а не через Украину, как было осуществлено) была очень высока.
В середине 1711 года Гагарин, в соответствии с ранее узвученным Петром I назначением, отбывает в Сибирь, на должность сибирского губернатора.
При Гагарине резко возросли сборы налогов, в казну поступали золотые изделия (в том числе за счет разграбления гробниц-курганов), заложен каменный кремль в Тобольске, активно развивалась торговля с Китаем, странами средней Азии, началось производство пороха, вооружения. Последнее было поставлено губернатору в вину - якобы порох и пушки создавались для отделения Сибири от России.
Так же в Сибири проживало значительное число шведов, попавших в русский плен в результате длящейся с 1700 года Северной войны. В Петербург летели доносы, что якобы из пленных шведов Гагарин организовал преданные лично ему войска, которые собирается использовать для, опять таки, отделения Сибири от России.
Но были и более приземленные грехи. Как и многие чиновики до, во время и после Гагарина, Гагарин путал свою казну с государственной и часто присваивал деньги государства, благо огромные и невероятно богатые места Сибири давали просто колоссальные возможности для обогащения.
Через Сибирь проходили торговые пути, и взымаемая в пользу государства пошлина, не всегда доходила до государственной казны.
Да и сами отчёты о стоимости ввезенного товара так же сильно занижались. Безусловно у такого крупного государственного деятеля не могло не быть недоброжелателей.
Казнокрадство Гагарина вскрылось благодаря жалобе обер-фискала Нестерова.
Проведенная проверка вскрыла ущерба государственной казне на сумму более 500 000 рублей ( примерно 6.5% бюджета России ). Часть денег губернатор вернул. но все равно был судим и повешен в 1719 году. До этого губернатор Гагарин сам успел побывать судьёй - участвовал в суде над сыном Петра Великого, церевичем Алексеем, обвиненным в заговоре против своего отца.
А обер- фискал Нестеров сам был оговорен своим бывшим подчиненным, подвергнут пыткам и признался в том, что сам нанес государству ущерб в 300 000 руб. В 1724 Нестеров, разоблачивший множество высокопоставленных казнокрадов, сам был признан казнокрадом и колесован.