Найти в Дзене
Мастер Творцов

Джованни-Лоренцо Бернини – «Экстаз Святой Терезы Авильской» (1647-1652 годы)

Эту работу для своей семейной часовни заказал кардинал Федерико Корнаро (годы жизни 1579-1653). В ней мы видим испанскую монахиню и мистика – Святую Терезу Авильскую (годы жизни 1515-1582). Она изображается на облаке, предполагающем её вознесение на небо, с ниспадающими сверху золотыми лучами света. А скрытое окно над сценой наполняет скульптуру естественным солнечным светом. Крылатый ангел держит в своих руках копьё, которое вот-вот воткнут прямо в сердце Терезы, выражение экстаза заливает её лицо. Эта работа демонстрирует технический блеск и новаторство Джованни-Лоренцо Бернини (годы жизни 1598-1680) в его манипуляциях с мрамором: складки мантии Терезы, а не контролируемые складки классических скульптур, показаны кружащимися вокруг тела Терезы, тем самым создавая ощущение движения. Бернини опирался на собственный знаменитый рассказ Терезы о её религиозном опыте сразу после того, как копьё пронзило её сердце: «Оставив меня в огне от чудесной любви к Богу. Боль была настолько велика, ч
Джованни-Лоренцо Бернини – «Экстаз Святой Терезы Авильской»
Джованни-Лоренцо Бернини – «Экстаз Святой Терезы Авильской»

Эту работу для своей семейной часовни заказал кардинал Федерико Корнаро (годы жизни 1579-1653). В ней мы видим испанскую монахиню и мистика – Святую Терезу Авильскую (годы жизни 1515-1582). Она изображается на облаке, предполагающем её вознесение на небо, с ниспадающими сверху золотыми лучами света. А скрытое окно над сценой наполняет скульптуру естественным солнечным светом.

Крылатый ангел держит в своих руках копьё, которое вот-вот воткнут прямо в сердце Терезы, выражение экстаза заливает её лицо. Эта работа демонстрирует технический блеск и новаторство Джованни-Лоренцо Бернини (годы жизни 1598-1680) в его манипуляциях с мрамором: складки мантии Терезы, а не контролируемые складки классических скульптур, показаны кружащимися вокруг тела Терезы, тем самым создавая ощущение движения.

Бернини опирался на собственный знаменитый рассказ Терезы о её религиозном опыте сразу после того, как копьё пронзило её сердце:

«Оставив меня в огне от чудесной любви к Богу. Боль была настолько велика, что заставила меня неосознанно издать несколько стонов; является ли это величайшей болью, от которой невозможно желать избавления или чтобы душа довольствовалась меньшим, чем сам Бог».

Экстаз, прекрасно описанный в литературных произведениях Святой Терезы, очаровал зрителей, после чего сразу же возникли разногласия по поводу того, изображает ли данная скульптура ещё и сексуальный подтекст.

Некоторые учёные отрицают, что это могло быть прямым намерением Бернини в то время, однако чувственные изображения верны и собственному рассказу Терезы. Историк искусства Роберт Петерссон утверждает, что «видеть Терезу как эротическую фигуру сильно ограничивает её. Ибо всё существо святой поглощено божественной страстью, которая одновременно владеет и телом, и разумом, и даже душой». Бернини изображает не только духовный экстаз, но и экстаз физический, являющийся прямым результатом божественного вмешательства.

Данное творение является одной из самых уникальных работ в карьере Бернини, поскольку представляет собой сложнейший ансамбль скульптуры, живописи, декора, архитектуры и естественного света, все вместе они и создают единое целое. Здесь также присутствует и семья Корнаро, их скульптуры смотрят на сцену сбоку, создавая тем самым дополнительный театральный эффект. Всё тот же Петерссон пишет, что часовня достигает «единого, подавляющего эффекта, от небесной сферы наверху через святое и мирское (включая нас) прямо до зоны смерти внизу».

Работу можно рассматривать как чрезмерно театральную, но историк искусства Эрнст-Ганс Гомбрих (годы жизни 1909-2001) утверждает, что «художник намеренно отбросил традицию и изобразил момент обострения эмоций, который ранее ещё не был реализован никем из творцов». Это стало ключевой особенностью периода барокко, которая также присутствовала в произведениях искусства таких мастеров, как Караваджо (годы жизни 1571-1610), Питер-Пауль Рубенс (годы жизни 1577-1640) и Диего Веласкес (годы жизни 1599-1660).

  • Художник – Джованни-Лоренцо Бернини
  • Название – «Экстаз Святой Терезы Авильской»
  • Год создания – 1647-1652
  • Размеры – в натуральную величину
  • Материал – Мрамор
  • Место нахождения – Церковь Святой Марии Победы (Рим, Италия)