8(21) ноября 1910 при содействии Александра Михайловича была открыта Севастопольская офицерская школа авиации - первая в России школа военных лётчиков.
Летом 1912 школа переехала к новому аэродрому рядом с посёлком Кача (по имени близлежащей речки). Образование старались дать серьёзное, мастер-классы давал сам автор «мертвой петли» Петр Нестеров.
До 1917 здесь было подготовлено 609 пилотов. Увы, очень скоро некоторым из них пришлось сразиться друг с другом на фронтах Гражданской войны.
После революции комиссаром Севастопольского революционного совета стал матрос Филипп Задорожный, служивший в Качинской авиашколе. Он спас жизнь Александру Михайловичу и другим Романовым, находившимся в Крыму в 1917, держа их под арестом/охраной в имении Дюльбер. После занятия Крыма белыми в 1918 школа готовила лётчиков для них, а после эвакуации белых в 1920 - для Красной армии.
В 1922 в состав 1-й авиашколы Красной Армии вошла бывшая Гатчинская авиашкола (военно-гражданское заведение, тоже открытое в 1910), таким образом объединились две старейшие школы.
В 1938 названа Качинская Краснознамённая военная авиационная школа имени Мясникова: название Качинская стало официальным.
Александр Фёдорович Мяснико́в был одним из советских функционеров (наст. фамилия Мясникя́н, псевдоним - Мартуни, арм. Ալեքսանդր Ֆյոդորի Մյասնիկյան). Правда, единственное, что связывало его с авиацией - то, что он погиб в авиакатастрофе.
Вообще за время своего существования учебное заведение сменило множество руководителей, названий и мест дислокации. Однако неизменно готовило высококлассных специалистов.
В 1939 школу закончил Покрышкин, ставший в годы мировой войны вторым по результативности лётчиком антигитлеровской коалиции и внёсший значительный вклад в развитие тактики воздушных боёв.
В 1941 из-за стремительного приближения фронта школа была переведена в Красный Кут Саратовской области, а её филиал располагался в Палласовке Сталинградской области. Выпускники отправлялись в 8 Воздушную армию, которая вела бои над Сталинградом, и в другие части ВВС. Они прошли сражения и в Европе и на Дальнем Востоке.
В 1947 училище перемещено в Мичуринск (бывш. Козлов) Тамбовской области, именно здесь происходит переход из эпохи винтовых самолётов к реактивным машинам. Полученный опыт очень скоро пришлось применить на практике: с началом Корейской войны наши летчики отправились вести бои в небе над полуостровом - к северу от 38 параллели и не только.
В те же годы шла разработка первых сверхзвуковых самолётов. Лётчики-испытатели рисковали собой, преодолевая флаттер (колебания частей самолёта на большой скорости, которые приводят к его разрушению).
В 1954 училище переезжает в последний раз - в Сталинград. Интересно, что в Сталинграде с 1929 было своё военно-авиационное училище лётчиков. Однако в 1941 его эвакуировали в Костанай, к берегам реки Тобол. Домой оно больше не вернулось, поэтому сформированная в городе и области в 1930х сеть аэродромов была передана Каче. Например, восстановленные корпуса аэродрома Школьный стали военгородком училища.
Основным тренировочным аэродромом стала Бекетовка, расположенная в черте города, но летчики также служили на базах Лебяжье (досталась от Камышинского училища в 1960) и Котельниково (704 учебный авиаполк).
С наступлением космической эры выпускникам школы пришлось столкнуться с небывалыми задачами. В разное время Качу окончили летчики-космонавты Валерий Быковский, Владимир Шаталов, Анатолий Березовой, Валерий Корзун, Виктор Афанасьев, Дмитрий Кондратьев.
Выпускник Качи – космонавт, командир МКС-27 Дмитрий Кондратьев.
*6 августа 1961 на космическом корабле «Восток-2» Герман Титов поднялся на околоземную орбиту и провел на ней 25 часов, став вторым космонавтом. В 1957 он окончил Сталинградское авиаучилище.
На протяжении последующих лет Качинским ВВАУЛ были подготовлены офицеры, воевавшие в Афганской и Чеченских войнах, ведшие охрану воздушных границ СССР от самолетов НАТО, а также обучавшие специалистов, как советских, так и из дружественных стран.
В Советском союзе наращивание и сокращение вооружений проходило волнами в зависимости от политики партии. В 1998 на Вооружённые силы накатила ещё одна такая волна, и старейшее авиаучилище России было закрыто.
К тому моменту в городе сложился небольшой район, перенявший название от училища, в наше время он уже по большей части снесён, хотя название осталось.
Авиагородок в Бекетовке тоже пришёл в запустение и был разграблен. По крайней мере, сама взлётная полоса ещё используется для гражданских нужд.
За годы существования Кача подготовила для Военно-воздушного флота Российской империи, ВВС СССР и РФ более 17 тысяч летчиков.
Небольшой музей училища находится на Пархоменко, 43
https://yandex.ru/maps/org/kachinets/1034605386