Найти в Дзене

Инклюзия в школе: проблема и боль всех участников учебного процесса.

Так сложилось, что собственный опыт встреч с инклюзией в школе очень скромный. Но зато я чётко поняла, что не умею работать с такими детьми, да, если честно, и не хочу уметь. Больных детей жаль, их родителей тоже, но остальных двадцать пять учеников, страдающих от одного инклюзивного, жаль ещё больше. 😂

Первого ученика довелось учить в первые годы работы в школе, причём парень был уже взрослый, в свои 17 лет досиживал 8 класс. Учиться не собирался, т к далее в жизненных планах значилась женитьба (парень был по национальности цыган). Читал ученик по слогам, прилагая такие усилия, что аж весь потел от напряжения. Что-либо сделать с упражнением из учебника русского языка не мог вообще, даже понять, что требуется выполнить, было для него недоступным делом. Что я, обычная учительница, могла дать такому ученику? Парень воспринимал школу на уровне "отбыть день". Нет, я пыталась что-то объяснить - не понимал и даже не старался понять, беседовала о необходимости учёбы - плевал с высокой колокольни, да ещё и с ругательствами.. Успокоила меня лишь угроза заклятием из бабкиной колдовской книги, если буду донимать учёбой дальше. Ну и кому всё это было надо? Ни ученику, ни его родителям, ни администрации. Получается, мне. А зачем оно надо именно мне? Вот тогда и дошло, что всё это не приносит ни грамма пользы "особенным" детям и вредит обычным ученикам в классе, чье право на образование нарушено целиком и полностью.

Второй ученик, Эдик, попался мне в 7 классе. Одно радует, что проработала я с этим классом всего полгода. 🤦‍♀️ Нерадостная картина: отупевшие к 7 классу дети из-за инклюзивного одноклассника Эдика... У мальчика был официальный диагноз, но, разумеется, не для школы. По словам мамы, Эдуард был здоров и годен и соответствовал всем требованиям и параметрам обучения. Ровно до момента оценивания Эдика. В этих случаях, опять же по словам мамы, был необходим лояльный подход в связи с особенностями. То есть нормотипитным Эдик считался до выставления оценок. Далее он автоматически становился инклюзивным. Бумаги и заключения мама не предоставляла, да и не собиралась этим заниматься. Зато требовала, требовала и постоянно скандалила. Я же не понимала причин этих ничем не подтверждённых требований и ставила "два". Ну мальчик же как всё, почему нужно оценивать его как-то по-другому? На уроках Эдик ел, ходил по классу, пел песни, громко смеялся и так же громко орал, скулил и пукал. На момент седьмого класса многие дети разбежались по другим классам, а оставшиеся уже не так сильно и отличались от Эдика. Вот их и было жаль. Многие из них, неглупые и способные, просто отупели и деградировали. А как иначе, когда нет возможности учиться и развиваться? Почему об этих детях не вспоминал никто? Они виноваты в том, что "особенный" Эдик лишил их права на образование? Бедный Эдик виноват в том, что у него неадекватная мама, которая мучила его столько лет в непонятной и неинтересной ему школе? После очередной "2" мама пришла ко мне скандалить. Подход найти к Эдику не могу, авторитетом у Эдика не пользуюсь, учить Эдика не умею, а также мне в принципе нечего Эдику предложить... Спорить с мамой смысла не было, что-либо доказывать - тоже, поэтому в присутствии администрации пришлось честно сказать: "Да, ничего подобного не умею, да, образование не позволяет, я всего лишь филолог и преподаватель русского языка и литературы. И предложить мне нечего, так как никогда не планировала и не планирую учиться работать с инклюзией." Мамины визги слушать не стала, предоставив такую возможность администрации. Закончилась история для меня, кстати, очень хорошо: класс забрали и отдали коллеге. У неё, кстати, как-то более-менее общение с Эдиком и классом выстроилось. У меня так не получилось, зато получилось привести в порядок нервную систему.

До сих пор не могу выбрать, на чьей я стороне: ведь заложниками инклюзии становятся абсолютно все участники учебного процесса. И все по-своему правы. А ещё правда в том, что когда "особенные" дети помещаются в класс с нормотипитчными детьми, то и те, и другие лишаются права на образование: одни не могут, другим мешают. 😅