Друзья, спешу познакомить вас ещё с одной научно-популярной книгой для детей от издательства "Фолиант". Пусть вас не вводит в заблуждение маркировка "6+" на обложке и обилие иллюстраций - книга для читателей постарше, от 10-12 лет до бесконечности.
Как устроена книга
На первом развороте автор Пабло Барречегурен передает слово рассказчику - испанскому ученому. Доктор Сантьяго Рамон-и-Кахаль - основатель современной нейробиологии, лауреат Нобелевской премии.
Информация проиллюстрирована в забавном стиле, есть развороты в виде комикса, много схем, наглядных примеров. Тем не менее речь идет о довольно сложных вещах, даже взрослый может узнать для себя что-то новое (по крайней мере такой, как я)).
О чем расскажет книга?
Ребенок узнает, как устроен мозг: из каких клеток состоит, как они взаимодействуют.
Интересно узнать, как связан размер мозга и интеллект, сравнить, сколько весит мозг человека и разных животных (наглядно показано на рисунке)
Например, мозг шимпанзе и коровы весит одинаково. Значит ли это, что они одинаково умны?)
Очень понравилось, что автор по максимуму старается иллюстрировать сложные понятия, процессы какими-то аналогиями из жизни.
Например, если речь о нервных импульсах - он сравнивает их скорость со скоростью гепарда и автомобиля. Клетки микроглии выполняют в мозге ту же функцию, что и пылесос. А гематоэнцефалический барьер автор сравнивает с таможней.
Поразил меня рассказ о выдающейся женщине-нейробиологе Рите Леви-Монтальчини. Вместе с коллегой она стала первой женщиной-лауреатом Нобелевской премии в области медицины.
Во время режима Муссолини Рита устроила лабораторию у себя в спальне. Но самое удивительное - нейробиолог продолжала исследования до самой смерти, а умерла она в возрасте 103 лет!
Не могла не найти реальное фото в интернете. Красавица же?
У каждой доли мозга своя зона ответственности. А чтобы представить себе, как устроена кора головного мозга, автор предлагает сделать модель участка коры из обычного листа бумаги.
Дети вряд ли задумываются, как оставаться до старости в здравом уме, а вот взрослым не лишне будет об этом напомнить.
Так что если внутренний голос опять начнет про "отложи книжку, свари борщ", я могу возразить, что не просто читаю, а занимаюсь профилактикой Альцгеймера!
Узнаем, чем занят наш мозг во сне во время быстрой и медленной фазы:
Наверное, дети уже знают про 5 органов чувств. Но есть шестое чувство, не связанное с каким-то одним органом. Ребенок сам сможет доказать его существование с помощью простого эксперимента:
О явлении, описанном на следующем развороте, я читала в книге Набокова "Другие берега", только не знала, что оно называется синестезия. Это свойство некоторых людей связывать ощущения одного органа чувств с ощущением другого, не задействованного.
Например, Набоков видел каждую букву в своем цвете. Это свойство досталось ему по наследству от матери, хотя цвета, которые они видели, не совпадали.
Художник Василий Кандинский видел цвет, услышав звук.
А моя собственная дочь видит в цвете некоторые цифры.
Качество издания отменное, как всегда у "Фолианта".
Если тема интересна, обратите внимание ещё на эту книгу, она и младшим школьникам подойдёт: