17 июня 1918 г. в Екатеринбурге, в Ипатьевском доме, был расстрелян последний русский император Николай II, его семья и некоторые приближенные. Разбудив арестантов ночью, охранники велели им спускаться в подвал.
Расстрел царской семьи
Когда семейство оказалось внизу, царица попросила принести в абсолютно пустую комнату хотя бы два стула. У Александры Федоровны были больные ноги, и она не могла долго стоять. У цесаревича Алексея же обострилась его болезнь, и он вообще не мог ходить. Николай II нес его в подвал на руках. Охранники исполнили желание царицы. Александра Федоровна и цесаревич сели на принесенные стулья, а остальные приведенные в подвал арестанты остались стоять.
Все молчали, и лишь великая княгиня Анастасия в шутку посетовала, что в комнате нет фотографа, который мог бы их всех сфотографировать. Любимая горничная императрицы — Анна Демидова, держала в руках подушку. Когда царскую семью разбудили среди ночи, Александра Федоровна подумала, что их просто переселяют в другие комнаты. Поэтому царица попросила горничную взять с собой две подушки. В подвале одну из этих подушек подложили под спину севшего на стул Алексея. Другая так и осталась в руках у Анны Демидовой.
Когда Юровский прочитал царю и его близким приговор о смертной казни, Николай лишь успел удивленно переспросить: «Что?», как охранники открыли стрельбу (по другим сведениям после вопроса царя Юровский прочитал приговор вторично).
Отправляясь в изгнание, члены царской семьи взяли с собой многие свои украшения. Эти драгоценности были зашиты в корсеты императрицы, и великих княжон. Когда охранники открыли стрельбу, пули начали отскакивать от жестких корсетов. Поэтому после первого залпа некоторые приговоренные выжили.
Анну Демидову во время стрельбы спасла подушка, которой она прикрылась. Горничная успела лишь сказать: «Меня Бог спас», как ее, и других выживших начали добивать прикладами и штыками. В последующем тела несчастных расстрелянных сложили в машину и увезли за город — к Ганиной яме, где и сожгли. Несгоревшие останки членов царской семьи и их слуг захоронили в лесу под Екатеринбургом.
Как канонизировали
Через 10 лет после этого страшного события — в 1928 г, Катакомбная церковь причислила царскую семью к лику святых мучеников. Катакомбной церковью после революции называли подпольные церковные общины, нелегально действовавшие на территории России в 20-х годах.
Эти общины по большей мере не были связаны между собой и не имели какой-то общей идеологии. Объединяло их то, что они, в отличие от легальных церковных приходов, отказались от принятия Декларации о лояльности к новым властям митрополита Сергия Страгородского. То есть, по сути, эти общины были антисоветскими.
В 1938 г. расстрелянных канонизировала также Сербская православная церковь, а в 1981 г — РПЦЗ (зарубежная русская православная церковь). Известно, что эмигранты требовали от РПЦЗ канонизации царя еще в 20-30 годы, призывая прославить Николая, и называя его царем-Искупителем.
Однако патриархи русской зарубежной церкви к подобным идеям относились сдержанно. Тогдашний митрополит Антоний говорил, что канонизировать императора можно будет только при условии обнаружения места его захоронения и в том случае, если это захоронение «по воле Бога» окажется чудотворным.
Следующий митрополит РПЦЗ — Филарет, однако уже не возражал против того, чтобы царь и его близкие были канонизированы. Филарет инициировал сбор материалов, и в 1981 г. было принято решение о причислении всех расстрелянных в Ипатьевском доме к лику святых в качестве мучеников.
В 2000 РПЦ канонизировала царскую семью как царственных страстотерпцев. Единственным участником Архиерейского собора, отказавшимся признавать самого Николая II святым, стал нижегородский митрополит Николай Кутепов. Свое решение священник обосновал тем, что царь был госудраственным изменником и санкционировал развал страны.
Кто такие страстотерпцы и чем они отличаются от мучеников
РПЦЗ, таким образом, в 80-х годах признала царскую семью мучениками, а РПЦ в 2000 — страстотерпцами. В 2007 г. эти две церкви объединились в одну. Поэтому сегодня Николай II и его близкие почитаются лишь в одном святом лике - в качестве страстотерпцев.
Мучениками, по церковным канонам, принято называть тех святых, которые пострадали именно за христианскую веру. То есть людей, которые, по требованию язычников или еретиков, должны были отказаться от христианства, что позволило бы им сохранить себе жизнь. Не предав Христа, эти святые погибали мученической смертью.
Страстотерпцы отличаются от мучеников тем, что отречься от веры перед казнью у них никто не требовал. Такие святые перед своей кончиной от рук палачей просто проявляли покорность воле Бога. То есть признавали свою греховность, считая себя достойными выпавших на их долю мучений, и прощая своих мучителей.
Объясняя, кто такие страстотерпцы, служители церкви обычно вспоминают двух разбойников, распятых вместе с Христом. Один из этих разбойников, как известно, проклинал свою судьбу и требовал у Иисуса спасти его от мучений. Второй же разбойник признал свои грехи и начал смиренно молиться Христу, за что и был взят на небо.
Страстотерпцы Борис и Глеб
Помимо Николая II и его близких, наиболее известными на Руси страстотерпцами считаются святые Борис и Глеб. Борис и Глеб, как известно, были младшими сыновьями великого князя Владимира Красное Солнышко от византийской принцессы Анны, сестры императора Византии Василия II.
Во время междоусобицы они погибли от рук старшего единокровного брата — Святополка Окаянного, сына наложницы князя Владимира - Ирины. Борис и Глеб, не желая раздоров и междоусобицы, отказались вступать в борьбу с братом за престол скончавшегося Владимира. Святополк же в свою очередь все равно посчитал живых братьев угрозой для трона и коварными методами расправился с ними.
Позднее Окаянного князя сместил с престола еще один сын Владимира, рожденный ему язычницей Рогнедой - Ярослав Мудрый. Святополк был вынужден бежать за границу, где в последующем и скончался.
Кто еще на Руси был канонизирован в качестве страстотерпца
В качестве страстотерпцев русской православной церковью в разные времена также были канонизированы:
- Князь Игорь Черниговский. Потерпел поражение в битве с князем Изяславом Мстиславовичем, потому что его войско перешло на сторону врага. Был взят в плен и пострижен в монахи, а затем убит взбунтовавшимися киевлянами.
- Андрей Боголюбский. Будучи великим князем, перенес столицу Руси во Владимир. Конфликтовал с видными боярами и после неудачной попытки взятия Киева был убит в результате заговора. Когда убийцы ушли, очнулся и попытался скрыться под лестницей. Преследователи нашли его по кровавому следу.
- Царевич Дмитрий Углицкий. Младший сын Ивана Грозного, рожденный Марией Нагой. Официально погиб, играя в «свайку», в эпилептическом припадке упав на ножик. По легенде, был убит сыном своей мамки — Осипом Волоховым, по прямому приказу из Москвы от Бориса Годунова.
- Архиепископ Герман Сыдарев-Полев. Иван Грозный, против его воли сделал его митрополитом московским. Требовал отмены опричины, чем и разозлил царя. Официально скончался, заразившись моровой язвой, во время одной из эпидемий. По легенде, был мученически убит в своей келье посланным Грозным опричником.
Смотрите галерею русских страстотерпцев:
Какие еще чины святых существуют
Помимо мучеников и страстотерпцев в русской православной церкви существуют и другие лики святых:
- равноапостольные — монахи-проповедники, обращавшие язычников в христианство;
- благоверные — монахи и монахини, просто прославившиеся праведной жизнью;
- преподобные — монахи, стремившиеся постами, молитвами и трудами стать подобными Христу;
- блаженные — обладавшие «блаженным видением», то есть видевшие и общавшиеся с Богом;
- святители — высшие церковные чины, отличившиеся какими-то заслугами перед церковью;
- чудотворцы — святые, творившие чудеса Божьим именем;
- исповедники — гонимые за веру, но не погибшие мученически.
Во многих случаях лики святых при канонизации могут смешиваться. К примеру, святой может быть преподобномучеником или одновременно благоверным и блаженным.
Если статья понравилась, поддержите канал подпиской