Найти тему
Вестник Кавказа

Князь Трубецкой и слесарь Гоша: за какие роли кинозрители полюбили Алексея Баталова

Оглавление
Кадр из фильма
Кадр из фильма

На уходящей неделе в России вспоминали Алексея Баталова: 20 ноября актеру исполнилось бы 95 лет. В кино он играл самые разные роли: своих современников, персонажей литературной классики, реальных исторических личностей, но самой известной стала роль слесаря из НИИ Гоши в мелодраме "Москва слезам не верит".

О режиссере этого фильма Владимире Меньшове "Вестник Кавказа" рассказывал в одной из предыдущих публикаций.

Каким было детство Алексея Баталова?

Алексей Баталов родился во Владимире, но с детства жил в Москве. Его родители - Владимир Баталов и Нина Ольшевская - были актерами МХАТа и жили рядом с театром. Многие их коллеги "забегали к нам в комнату выпить в перерыве чашку чая или поболтать", вспоминал Баталов. Известными мхатовскими артистами были дядя Алексея Николай Баталов и его жена Ольга Андровская.

-2

В начале 1930-х родители мальчика развелись, его мама вышла замуж за писателя Виктора Ардова. В их квартиру на Большой Ордынке часто приходили в гости Михаил Булгаков, Михаил Зощенко, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Роберт Фальк, Александр Вертинский, Фаина Раневская​, другие писатели, художники и артисты, а Анна Ахматова была подругой матери Алексея. "Конечно, тогда эти люди были для меня просто дяди и тети, и только много лет спустя я начал осознавать", что "каждый из них теперь - часть истории", отмечал Баталов.

Первые роли

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Алексея с матерью и братьями эвакуировали в Бугульму. Там Ольшевская организовала небольшой театр, где он проводил много времени: помогал с обустройством зала, декорациями и реквизитом, а потом и сам начал выходить на сцену в маленьких ролях. После войны работа театра продолжилась, труппа гастролировала в разных городах Советского Союза, а в 2008 году Бугульминский государственный русский драматический театр получил имя Алексея Баталова.

В кино Алексей дебютировал в 1944 году. Это был крошечный эпизод в фильме режиссера Льва Арнштама "Зоя" о Зое Космодемьянской. "Вся школа с нетерпением ждала выхода картины на экран. Я же боялся этого дня больше, чем экзаменов", - признавался актер. Но после премьеры оказалось, что все "совсем не так плохо, как я предполагал. Месяца на три прозвали меня "артистом"", вспоминал он.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В 1950 году Баталов окончил Школу-студию МХАТ, учился у Виктора Станицына и Сергея Блинникова, вместе с однокурсниками играл перед Ольгой Книппер-Чеховой, Василием Качаловым, другими знаменитыми мхатовскими актерами. После вуза он стал актером Центрального театра Советской Армии, где проходил срочную военную службу, в 1953-1956 годах был в труппе МХАТа.

Как складывалась карьера Баталова в кино?

Первую большую роль Баталов сыграл в 1954 году в фильме Иосифа Хейфеца о семье потомственных рабочих-судостроителей Журбиных, который так и назывался - "Большая семья". Картина стала лауреатом Каннского кинофестиваля в номинации "Лучший актерский ансамбль", а Хейфец снял Баталова в главной роли в своем следующем фильме "Дело Румянцева". Актеру начали предлагать роли, но все они, по его словам, были очень похожи на ту, что он исполнил в "Большой семье". Впрочем, было и "ошеломляющее предложение" от режиссера Марка Донского - роль Павла Власова в экранизации романа Горького "Мать". Символично, что обратившийся к этому произведению в 1926 году Всеволод Пудовкин роль Павла отдал Николаю Баталову, дяде Алексея.

В 1957 году Баталов сыграл Бориса Бороздина в военной драме Михаила Калатозова "Летят журавли", вошедшей в историю кино как первый и пока единственный отечественный фильм, получивший главный приз Каннского кинофестиваля.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Годом позже актер снялся в другом военном фильме - "Дорогой мой человек" - и снова встретился на съемочной площадке с Хейфецом.

К 1960 году Баталов был уже довольно известным артистом и стремился расширить границы своего амплуа. Эту возможность ему предоставил все тот же Хейфец - в экранизации чеховской "Дамы с собачкой". Актер признавался, что очень хотел сыграть Гурова. И объяснял: "Потому что Чехов, и в силу моей неразрывной связи с Художественным театром, и, наконец, потому, что Гуров как материал давал возможность перейти в другое амплуа, в круг совсем иных человеческих переживаний". В 1960-х - начале 1970-х фильмография актера пополнилась и другими экранизациями русской классики: "В городе С." (по мотивам еще одного чеховского рассказа "Ионыч"), "Живой труп" (по пьесе Льва Толстого), "Бег" (по мотивам одноименной пьесы Михаила Булгакова).

Интересная история связана у актера с "Девятью днями одного года" режиссера Михаила Ромма. В 1962 году читатели журнала "Советский экран" признали этот фильм лучшим, его создатели, в числе которых был и Баталов, получили Государственную премию РСФСР. А поначалу сценарий актеру совсем не понравился, он думал о том, как бы повежливее отказаться от роли физика-экспериментатора Гусева.

В 1975 году Баталов снова сыграл героя прошлых времен - только на сей раз не литературного, а реального. В драме Владимира Мотыля о декабристах "Звезда пленительного счастья" он предстал в образе князя Сергея Трубецкого.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Историки обращали внимание на многочисленные неточности, а актер вспоминал о необычных ситуациях, которые происходили на съемках. Так, в сцене гражданской казни, когда с его героя, согласно ритуалу, срывали эполеты, а над головой ломали шпагу, актер случайно получил ранение, и в кадре по его лицу течет настоящая, а не бутафорская кровь. Есть свидетельства, согласно которым "во время гражданской казни Трубецкого произошло буквально то же самое и точно так же из рассеченной головы текла кровь", рассказывал народный артист СССР.

Самая звездная роль

Известно, что режиссер фильма "Москва слезам не верит" Владимир Меньшов долго не мог выбрать актера на роль слесаря Гоши. В числе кандидатов были Виталий Соломин, Олег Ефремов, Леонид Дьячков, Меньшов даже подумывал о том, чтобы самому взяться за эту роль. Баталов же поначалу от нее отказывался. "Даже страшно вспомнить, как долго я колебался, соглашаться ли на эту роль", - говорил он. Меньшов "замечательно придумал, что Гоша - это синтез моих прошлых ролей: помесь физика и рабочего", отмечал актер.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Неожиданно для кинокритиков "Москва слезам не верит" стала любимой мелодрамой у миллионов зрителей, в 1981 году получила Государственную премию СССР и "Оскара" как лучший фильм на иностранном языке, а Баталов обрел новую волну всенародной популярности.

Баталов - режиссер

Режиссерским дебютом Баталова в 1959 году стала экранизация гоголевской "Шинели". В вышедшем через семь лет фильме "Три толстяка" по сказке Юрия Олеши он выступил не только как постановщик, но и как исполнитель одной из главных ролей. Третьей режиссерской работой Баталова в 1972 году стала еще одна экранизация - "Игрок" по роману Федора Достоевского.

Радиоспектакли и преподавание во ВГИКе

С 1970-х годов много времени Баталов посвящал радиопостановкам - и снова выбирал классику: "Героя нашего времени", "Казаков"​, "Ромео и Джульетту". "Микрофон стал моей сценой и экраном", - говорил он.

Преподавать во ВГИКе актер начал в 1975 году, в 1981-м стал профессором, а с 1989 года в течение нескольких лет возглавлял кафедру актерского мастерства. В последние годы жизни Баталов серьезно болел, он скончался в Москве 15 июня 2017 года.

Лола Мусаева