Найти тему
ДПИ

Где художнику взять мастерскую? Часть первая. Мой опыт.

В комментариях к предыдущей статье возникла тема о том, что художникам нужны мастерские. И даже у тех, у кого мастерская уже есть, её могут отобрать.

Тема эта для меня именно сейчас актуальна - буквально неделю назад у меня как раз отняли мастерскую, и это было не впервые в жизни, так что опыт потерь и поиска мастерской у меня имеется. Поделюсь им и с вами. Но в этой части именно мой личный опыт, чуть ли не мемуары, длинные и нудные, так что, если хотите конкретных советов, то дождитесь второй части.

-2

Первую мастерскую я получил в 1992 году. Заканчивая художественное училище, искал заранее место будущей работы, пришёл в дивногорский отдел культуры и спросил, не пригожусь ли я им. Нет, говорят, своих хватает. Но уже на выходе услышал брошенное в спину: "Вот мастера по бересте взяли бы". По специальности я учитель рисунка, живописи и композиции в художественных школах, а также черчения, если в общеобразовательной школе работать. С берестой работать не собирался, но, поразмыслив, решил попробовать. Не знал ещё, как и когда заготавливать бересту, но дело было уже в мае, так что сумел всё-таки снять несколько кусков, вместе с камбием. Попробовал сделать из бересты украшения, получилось симпатично, а поскольку никто меня не учил, то и техника сложилась оригинальная, авторская. Снова пришёл в отдел культуры, уже со своими поделками, там собрали худсовет, по итогам которого решили взять меня руководителем любительского объединения. Мастерскую дали шикарную - три помещения, одно их них, самое большое, с двумя душевыми и туалетом. Дали также мебель, в том числе и диван, и мы там иногда ночевали, когда были ночные авралы.

Группа у меня была в 10 взрослых человек, потерявших работу по сокращению ("святые" 90-е), и я помогал им зарабатывать на жизнь. Технику доработал так, чтобы её мог освоить любой человек, не имеющий художественных навыков. Делали и украшения, и картины, и посуду разную, возили товар в Новосибирск чаще, чем раз в месяц. Однажды в Новосибирске зашёл я в колледж культуры и искусства, чтобы предложить товар (тогда это было в ходу - прийти в учреждение с баулом и поторговать), и в ответ на строгий вопрос вахтёра, который явно собирался "не пущать", ответил, что пришёл к директору. Директор оказался на месте, посмотрел образцы товара и предложил переехать всей артелью из Дивногорска в Новосибирск, обещал организовать и мастерские, и зарплату, и жильё в общежитии, даже машину для переезда вещей давал. И переехали бы, но, узнав об этом, наш начальник отдела культуры наобещал нам золотые горы, и это нарушило единство нашей компании, переезд пришлось отменить.

Проработал я там 4 года, но начальнику показалось, что я слишком много зарабатываю. Да ещё в гости к нам приходили другие мастера, например камнерезы, и вот начальник решил с чего-то, что все эти люди платят мне процент от дохода, так что я несказанно богат, и потребовал от меня 2 миллиона рублей (неденоминированных ещё) в месяц, в качестве якобы "спонсорской помощи родному учреждению". Криком требовал: "Я тебе мастерскую дал, зарплату дал, а ты мне что дал?". Надо сказать, что я сполна отрабатывал доверенную мне должность и мастерскую - наша команда успешно принимала участие в городских, краевых и региональных выставках, занимая призовые места на уровне Сибири и Дальнего Востока. Когда Президент приезжал - подарки делали мы. Международный музыкальный фестиваль проходил - мы делали сувениры и памятные подарки для министров культуры стран-участниц. В общем - достойно защищали честь учреждения, города и края. Но раз такие требования предъявили, то пришлось плюнуть и уволиться. Правда, перед этим я договорился с заместителем мэра, что мне дадут независимую мастерскую, но формально она будет числиться за отделом культуры. Зам. мэра предложил мне самому поискать подходящее отдельно стоящее здание, и неважно, у кого оно в аренде, город имеет право расторгнуть договор аренды в любой момент. Жестоко, конечно, но я выбрал здание, в котором располагался магазин местных мафиози - таких не жалко, а сам я был в то время просто бесбашенным, и с этой мелкой местной мафией у меня уже были отношения, едва не доходившие до боевых действий. Здание у них забрали, передали отделу культуры, а мафиози эти потом у отдела культуры отжали аналогичное здание, так что на этом мне пришлось всё-таки признать победу зла над добром и уволиться наконец.

Какое-то время работал дома, в двухкомнатной квартире. Также с берестой, поскольку не хотелось терять наработки, да и коллектив у нас уже сложился. Палеонтолог, филолог, гидростроитель, педагог и несколько художников - весёлая у нас была компания, до сих пор дружим. Но в квартире было тесновато, а когда разделились, возникли разногласия, несовпадение интересов. Стал искать новую мастерскую.

Нашёл её в дивногорском лицее №30, в котором якобы обучали по специальности "художник-мастер", но так обучали, что ни один из выпускников по этой специальности так и не работает. Тема обучения в этом лицее заслуживает отдельной статьи, и она давно уже была написана на канале, который Дзен пессимизировал, так что перенёс её сюда. В общем, договорился я с директором лицея, чтобы дали мне мастерскую, и формально приняли бы на работу, но зарплату мою пусть она себе в карман кладёт. Зарплату, кстати, в то время выдавали не деньгами, а в лучшем случае продуктами, потому что предприятия массово банкротились, была безработица и с людьми можно было делать, что хочешь. Мастерскую обозвали "лабораторией", в которой я разрабатывал для лицея технологию сувенирного производства. Отдельное тёплое и светлое помещение, немного напрягали праздношатающиеся учащиеся, но некоторые из них оказались ребятами интересными. Это были хиппи и панки, в основном детишки состоятельных родителей, которые просто прожигали жизнь, в тёплое время автостопом тусовались между Москвой, Питером и Владивостоком, а на зиму "вписались" в лицей, который предоставил им бесплатное проживание, питание, и приём без экзаменов. Разные они были ребята и девчата, нестандартные во всех смыслах, но с некоторыми до сих пор дружим.

Хватило меня на год, после чего состоялся доверительный разговор с директором, в ходе которого я предъявил претензии, что никого ничему не учат и мне учить мешают, а директор призналась, что зарабатывает на учителях, которые должны ей за то, что она дала им зарплаты и мастерские (знакомо, правда?) и делает всё, чтобы ученики им не мешали и не смогли стать мастерами и составить конкуренцию, а учителя делают сувенирку, которую директриса продаёт. К слову, среди "учителей" этих не было ни одного ни с педагогическим, ни с художественным образованием, просто рукодельники-самоучки, которых в своё время сократили в связи с банкротством предприятий, и они были готовы на что угодно. После этого откровения я снова вернулся работать в свою квартиру, и почти вся студенческая группа "мастеров-художников" перекочевала ко мне. Соседи восприняли это по-разному - кто-то периодически вызывал милицию в наш якобы "наркоманский притон", кто-то просил денег взаймы на машину, считая меня подпольным цеховиком, а перед домом собирались местные девчонки на вокально-гитарные рок-концерты наших хиппанов, которые постоянно устраивались на моём балконе.

Было интересно с ребятами, особенно потому, что в этих реально прожигателях жизни вдруг удалось пробудить желание зарабатывать себе на жизнь своими руками. Одно дело чувствовать себя свободными, зажигая на родительские деньги, и совсем другое - действительно стать свободным и обеспечивать себя самостоятельно. Но вдесятером, или сколько там нас было, в двушке не развернуться, так что снова пришлось искать мастерскую. Сначала обратился за помощью к коменданту общежитий медучилища, она пошла нам навстречу и дала комнату под мастерскую, но посоветовала попросить комнату побольше у директора. Директор медучилища оказался тоже человеком душевным, воспринял мою идею работать с неформалами как подвижническую и полезную для общества, выделил нам огромное помещение, в котором можно было сразу и жить и работать.

Работали мы вполне продуктивно - я взял хорошие заказы от красноярских производителей водки и кондитерских изделий, делали для них сувенирную упаковку из бересты. Вся артель наша была непьющая, а с руководством водочного завода "Ярич" отношения были настолько доверительными, что они привозили к нам водку в ящиках, и мы упаковывали её у себя.

Конец нашей коммуны был закономерным - ребята резко повзрослели, поняв, что деньги не растут на деревьях, что их приходится зарабатывать. А повзрослев, вернулись в свои семьи и занялись делом.

Такие большие артели я больше не собирал, работал в основном один, максимум втроём. Одному можно и дома работать, хоть работа с берестой бывает иной раз очень пыльной, а большие тиражи даже мелких изделий требуют много места. Заниматься живописью в домашних условиях вообще легко. Правда, картины я пишу только для души, изредка, и не очень большие полотна.

Уже в 2000-х возникла потребность поработать вдвоём, и я договорился с комендантом общежития лесхозтехникума - сделал в фойе панно из бересты 5 кв. метров, и получил в бессрочное пользование светлую тёплую комнату под мастерскую. Будучи человеком общительным, не удержался и завёл знакомство со студентами, опять образовалось нечто среднее между кружком народного творчества и артелью. Но ребята, занимавшиеся у меня, где-то напроказничали, и между мной и руководством возникло напряжение - не я ли дурно повлиял? Ушёл, чтобы не развивать зарождающийся конфликт.

Следующая мастерская была у меня в полуподвальном помещении, загаженном битыми лампами дневного освещения и противопожарной порошковой краской - то есть таким мусором, который запрещено выбрасывать на свалку и его складировали в этот полуподвал. Принадлежали эти помещения жилищно-коммунальной конторе, и я договорился о том, чтобы мне отдали их в пользование через отдел культуры, который выступал неким гарантом - я устраивался туда в штат и помещение давали как бы не мне, а культуре. Начальник отдела культуры был всё тот же, который требовал взятку и везде заявлял, что я "жадный", поскольку взяток не даю, а я был всё тем же наивным, хоть уже и не юношей. В итоге, как только я привёл помещения в порядок, меня сократили, помещения отобрали.

В 2006-м ко мне пришли два брата-безотцовщины из многодетной семьи, и попросили помочь подработать. Я уже никаких компаний не хотел, но как тут откажешь? Сперва у меня дома работали, а как убедился, что ребята толковые, арендовали мы помещение в бывшей лаборатории завода железобетонных изделий. Второй этаж двухэтажного брусового дома, с большим балконом, на берегу Енисея - лепота. Парни с первого же заказа по моему настоянию купили старенький Москвич, на нём и бересту заготавливали, и на фестивали ездили. Но тут мне пришлось по семейным обстоятельствам уехать в Тулу, и там я застрял на 4 года, а парни без меня не справились.

В Туле мастерскую я так и не получил. Точнее, предлагали, в Доме народного творчества, но решил не воспользоваться ей по целому ряду обстоятельств. В 2014-м вернулся в Дивногорск, первое время работал в квартире. Потом нашёл бесхозное помещение в общежитии - настолько загаженное, что я такого никогда не видел. Убедил собрание жильцов, что лучше я из этого бомжатника мастерскую сделаю, в благодарность за оказанное доверие подъезд распишу. Уже понимал, что стоит навести порядок, как тут же появятся претенденты, но всё же рискнул. Мастерская была нужна - дома двое маленьких детей, мы с женой безработные, я и вовсе глуховат и уже под 50 лет мне было, на работу таких не берут, а зарабатывать надо. Всё прошло по плану - помещение я получил, в порядок привёл, появившаяся куча претендентов устроила войну всех против всех, а между всем этим я всё же успел немного поработать и набраться сил для поиска новой мастерской.

В этот раз решил поработать в деревне. Можно было просто купить дом и там жить и работать, но я решил подстраховаться и найти ещё и официальную работу. В деревнях с трудоустройством трудно, но ведь и со специалистами там ничуть не лучше, поэтому составил я резюме и разослал по отделам культуры интересных для меня районов. Много кому отправил, ответили трое - в Новосибирской области и в Красноярском крае в районах Манский и Тасеевский. Тасеево приглянулось больше всех - природные ресурсы богатые и инфраструктура развита.

Переехал в Тасеево, формально трудоустроился в районный дом культуры, по факту договорились создать дом ремёсел, но подходящей мастерской не оказалось. Договорились с местным краеведческим музеем, в одном из их помещений три года работал, но помещение оказалось не пригодным для работы с берестой и деревом. Летом ещё более-менее, мешало только соседство "кабинетных женщин", как называли деревенские мужики сотрудниц музея, странным образом стесняясь их, и поэтому создать артель так и не получилось. А зимой топили так сильно, что береста и дерево трещали, как в печке, и статическое электричество от нагретой пыли сожгло мне три лазерных модуля на гравировальном станке. В конце концов с помощью начальницы централизованной клубной системы получил под мастерскую здание бывшей церкви, но там другая беда - неправильная система отопления, вода не идёт по трубам, вскипает в расширительном баке и кипяток льётся с потолка. Никогда я ещё так не мёрз. Даже в зимних лыжных походах с ночёвкой можно погреться у костра, а в здании костёр не разведёшь, а электрообогреватель вырубал всю электросеть в здании. И всё-таки я не унывал, сам кочегарил, дрова пилил и колол, боролся с системой отопления и ждал лета в надежде на решение проблем.

Но тут новый глава района уволил начальницу централизованной клубной системы, которая не пожелала подстраиваться под его стиль управления "я начальник, ты дурак". Директор клуба, к которому я вместе с мастерской был прикреплён, попросила нового главу избавить её от этой нагрузки. Ей надо, чтобы все сотрудники работали на имидж и благо учреждения, о том, что это учреждение должно работать на благо людей, она как бы не догадывается. Я не массовик-затейник, на мероприятиях сижу себе тихонько, в лучшем случае мастер-классы провожу, к тому же глуховат и громкая музыка мешает общаться с людьми на шумных мероприятиях - в общем, ненужный я для клуба человек, да ещё не из тех, кто то за "белых", то за "красных", лишь бы место своё сохранить. Ушёл. Как бы по собственному желанию, конечно.

И вот сейчас обустраиваю рабочее место у себя в доме. Летом буду строить полноценную мастерскую, а пока пришлось потесниться на жилой площади, и в предбаннике обустроил холодную мастерскую для лазерной резки, которую отапливаю электрообогревателем на время работы.

Благодарю всех, осиливших этот длинный пересказ моих производственных похождений! В следующей части коротко и по делу изложу только принципы поиска мастерской.

Успехов всем в труде и в творчестве!