В каждом детском лагере существуют вожатые. Это люди, которые отвечают за сохранность здоровья и жизни ребенка в процессе всей смены в лагере. Помимо всего, специалисты развлекают детей, обучают их чему-то новому. Вожатым не может стать человек с улицы, для получения должности человек должен пройти курсы так называемого вожатского мастерства. Такие курсы чаще всего организовываются на базе университетов. Студенты 1-2 курса проходят их, и в летнее время подрабатывают в лагерях. Рассмотрим вопрос о подготовке студентов к вожатской деятельности подробнее.
История возникновения детских лагерей и вожатской деятельности в России
Создателем первого детского лагеря в современном понимании является пастор Герман Вальтер Бион. В швейцарских Альпах в 1876 году был создан лагерь для мальчишек и девчонок 5-12 лет из бедных семей. Основной целью заведения было физическое и интеллектуальное развитие. В качестве системы правил использовалась библия. Дети много проводили времени на свежем воздухе, занимались духовенством и гуманитарными науками, играли в физические игры. В общем, беззаботно проводили время. Такой вид времяпровождения детей стал набирать популярность, и уже в 1899 году лагерей для детей стало 29. В конце 19 века на территории современной России были так называемые детские оздоровительные колонии. В них дети физически работали, об образовании говорить не приходилось. 19 мая 1922 года была организована всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина, которая включала создание и объединение детских оздоровительных лагерей на территории СССР. С того момента на территории СССР стали появляться лагеря для активного отдыха молодежи. Для контроля над детскими отрядами была придумана должность вожатого. Сегодня должность вожатого входит в единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Современные детские лагеря
На территории Российской Федерации существуют следующие типы детских лагерей:
- стационарные для отдыха и оздоровления;
- санатории, в процессе дети проходят лечебные программы для избавления от каких-либо недугов;
- палаточного типа, детей обучают жить на природе, радостно переносить все тяготы отсутствия цивилизации;
- труда и отдыха, дети выполняют работу малой квалификации, например, делают стулья или столы;
- городской лагерь с дневным пребыванием.
Упор во время пребывания в лагере может быть сделан на спорт, на туризм, на изучение основ экологии и биологии, на творчество, на историю и патриотизм, на изучение технических наук, на изучение иностранных языков, на изучение региона и окрестностей около лагеря (краеведение).
Размещение и питание детей в лагере и вожатого в частности
На каждый отряд в детском лагере полагает вожатый. Один отряд представляет собой 7-12 человек. Отряд живет в одном общем помещении с кроватями. Сантехнические помещения около комнаты, на этаже, в здании или в другом корпусе. Количество приемов пиши не менее 4, стандартно 5. Питание порционное или шведский стол. Вожатый живет в отдельной комнате, питается вместе с детьми.
Состав вожатых
Администрация детских лагерей использует следующие способы набора сотрудников на должности:
- студенты педагогических университетов, смены в лагере засчитываются в качестве преддипломной практики;
- педагогические отряды, являются студенческими организациями внутри университетов, для вхождения в группу необходимо пройти обучающие курсы и сдать экзамен, специалистам платят заработную плату;
- постоянный штат, на работу берут участников педагогических отрядов после окончания обучения в университете, актуально для лагерей постоянного действия, родители детей могут узнать о квалификации человека и прочитать отзывы о вожатом.
Классификация вожатых
В небольших лагерях вожатые не делятся по группам, а вот в крупных заведениях можно встретить младшего и старшего вожатого. Отличаются степенью ответственности и должностными обязанностями. Старший вожатый отвечает за несколько отрядов, ходит на планерки с руководством лагеря. Обычно старшим вожатым назначают опытного младшего собрата, отработал полгода или год занимай должность в принудительном порядке. Заработная плата старшего вожатого на 15-20% процентов выше.
Должностные обязанности вожатого
Вожатый должен осуществлять следующие действия:
- проведение пожарных, экологических и иных инструктажей;
- контролирование детьми санитарных и гигиенических норм, ребенок должен поддерживать чистоту на отведенной ему кровати, в комнате в целом, в столовой, он должен ежедневно утром и вечером чистить зубы и умываться, ребенок должен опрятно выглядеть;
- соблюдение установленной дисциплины, дети должны идти в столовую в обозначенное время, ложиться спать не позднее 22 часов;
- организация участия отряда в спортивных, культурных, трудовых и иных мероприятиях;
- поддержание чистоты в комнате путем влажной уборки несколько раз в день;
- организация дежурств детей в комнатах, в столовой, в корпусах зданий;
- обеспечение физической и моральной безопасности детей, вожатый должен следить, чтобы никто никого не обижал;
- выполнение указаний руководства лагеря.
Ответственность вожатого
Вожатый отвечает за жизнь и здоровье каждого доверенного ребенка, ответственность юридическая. В случае каких-либо негативных обстоятельств вожатый должен уведомить полицию, скорую медицинскую помощь и руководство лагеря. Человек ответственен за имущество в комнате. Следует принять во внимание, что во время проведения каких-либо культурных, спортивных, обучающих мероприятий для всего лагеря вожатый не отвечает за жизнь и здоровье доверенных ему детей. Ответственность в данном случае полностью перекладывается на организаторов мероприятия или руководство лагеря.
Необходимые личные качества вожатого
Хороший вожатый должен обладать следующими личными качествами:
- дисциплинированность и ответственность, человек должен болеть за детей;
- обаяние и харизма, необходимо получить доверие детей, мотивировать их что-то делать;
- тактичность, нужно уметь находить общий язык абсолютно со всеми детьми;
- разносторонняя образованность, вожатый отчасти выполняет образовательную функцию;
- толерантность, нельзя упрекать ребенка за то, что он не соответствует каким-то рамкам;
- самостоятельность, человек должен при необходимости самостоятельно оборудовать спальное место, стирать одежду, ходить за продуктами и заниматься готовкой;
- эмоциональная устойчивость, ситуации с оскорблением ребенка или применением к нему физической силы должны быть исключены;
- инициативность, если есть какая-либо идея по улучшению жизни в лагере (например, проведение какого-либо культурного или спортивного мероприятия, покупки оборудования), то вожатый должен уметь поделиться ею с руководством лагеря;
- никто не отменял доброту, отзывчивость, порядочность.
Нормативно правовые основы вожатской деятельности
На вожатскую деятельность распространяется достаточно большое число международных и государственных документов. Рассмотрим основные:
- конвенция ООН по правам ребенка, право ребенка на жизнь, право на отдых;
- конституция российской федерации;
- ГОСТ Р 52887 2007 года издания под названием "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления";
- приказ министерства образования и науки РФ 2017 года издания под названием "Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления";
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для каждого из видов лагерей.
Классический алгоритм становления вожатого
Стандартный процесс становления вожатым через высшее учебное заведение можно выразить в виде следующих этапов:
1. Участие в профсоюзе университета, посещение ежемесячных собраний участников, мотивация студента к занятию вожатской деятельностью;
2. Запись на прохождение обучающего курса вожатской деятельности от университета;
3. Прохождение теоретических занятий в соответствии с программой;
4. Сдача экзаменов на знание теоретических основ должности вожатого, прохождение практики в одном из детских лагерей на бесплатной основе, получение сертификата;
5. Устройство на работу в соответствии с трудовым договором, как правило, это происходит при прямом участии высшего учебного заведения.
Стандартное время подготовки вожатого 8 месяцев. Учебные программы предполагают прослушивание теоретического материала не менее 144 часов. Практика длится от 5 до 12 смен, одна смена 6-12 часов в зависимости от детского лагеря и его удаленности от города.
Стандартная программа обучения студента вожатской деятельности в высшем учебном заведении
Классическая программа обучения студентов вожатской деятельности включает 4 модуля:
- первый, предполагает изучение основ педагогики и психологии взаимоотношения с детьми;
- второй, основы вожатской деятельности, человек должен осознать свои компетенции в будущей должности;
- третий факультативный, включает психологическую подготовку студентов к ведению предметных кружков и секций;
- четвертый факультативный, включает становление старшим вожатым, человек должен получить знания и навыки касательно самостоятельного создания образовательных программ, проведения культурных, спортивных и творческих мероприятий.
Тестирования и экзамен на подтверждение полученных теоретических знаний
По окончанию 1-4 модуля студент проходит тестирование. Включают следующие виды тем:
- первый модуль, образование как общественное явление, базовые концепции развития личности, духовно-нравственное воспитание личности, физическое воспитание детей, детский коллектив как объект и субъект процесса воспитания, некоторые другие;;
- второй, внешний вид вожатого для успешного взаимодействию с ребятами в отряде, особенности поведения детей и подростков в лагере с возрастной периодизацией, типология лагерей по направлению их деятельности;
- третий, лидерские качества, умение найти общий язык с ребенком любого возраста;
- четвертый, интересы детей разных возрастных групп, время повышенного внимания ребенка к новой области знаний.
По окончанию проводится итоговый экзамен, включает все виды тем в модулях. Проводится посредством компьютерных средств или в устном виде.
Прохождение практики в одном из детских лагерей
После успешной сдачи всех тестов и экзамена студент отправляется в один из детских лагерей для прохождения практики. Человеку назначают наставника - опытного вожатого. Студент вожатый везде ходит со своим наставником и помогает ему в воспитательной и образовательной деятельности, применяет полученные теоретические знания. По окончанию практики студент пишет отчет в соответствии с заданием, который после проверяется преподавателем. В отчете описывается детский лагерь, количество проведенных в нем дней, спектр выполняемых обязанностей.
Работа вожатым в одном из детских лагерей
Для приема на работу в детский лагерь необходимо предоставить следующий пакет документов:
- паспорт гражданина российской федерации;
- страховой номер индивидуального лицевого счёта и индивидуальный номер налогоплательщика;
- сертификат о прохождении курса вожатской деятельности от университета;
- справка об отсутствии судимости, уголовного преследования;
- медицинская книжка государственного образца с голограммой и допуском к работе в детском лагере;
- медицинский полис с сертификатами о проведенной вакцинации от распространенных болезней;
- трудовая книжка.
Дети являются объектами повышенного риска, поэтому для работы с ними необходимо быть практически идеальным кандидатом. Не стоит удивляться столь большому комплекту документов для предоставления при трудоустройстве.
Частые вопросы касательно вожатской деятельности
У студентов высших учебных заведений перед прохождением обучения часто возникают следующие вопросы:
- "Кто оплачивает медицинскую книжку?", медицинский осмотр для работы с детьми строгий, необходимо прохождение большого числа специалистов, поэтому медицинскую книжку в большинстве случаев оплачивает студент, некоторые детские лагеря при устройстве на работу полностью возмещают полученные расходы;
- "Сколько действует полученный сертификат о прохождении курса вожатской деятельности?", срок действия сертификата составляет 5 лет;
- "Что делать, если у меня нет времени на прохождение практики?", практика является обязательной частью обучения, без ее прохождения нельзя получить сертификат, следует подкорректировать свои планы на лето;
- "Студент или университет выбирает детский лагерь для прохождения практики?", место для проведения практики выбирает высшее учебное заведение, студенту предоставляют список мест, с которыми у университета есть договор, человек может выбрать самый оптимальный для него вариант;
- "Какова заработная плата вожатых?", в соответствии с трудовым законодательством она не может быть меньше минимального размера оплаты труда.