Южнокорейская семья- всяк сверчок знай свой шесток
Всяк сверчок знай свой шесток - непреложный закон поведения в южнокорейском обществе. Отчетливо сохраняющее свои крестьянские корни это общество являет собой своего рода семью, каким в свое время было, кстати, и русское деревенское общество. Немец или француз не назовет случайного человека на улице «папашей», как это до сих пор может сделать русский, или незнакомую женщину « аджумони» - «тетушкой», как поступает кореец. Немецкое или французское общество с их давними городскими буржуазными традициями – это общество-рынок, и там в обиходе нейтральные, формально вежливые обращения – «герр», «месье», «фрау», «мадам», у которых нет того пусть откровенно фамильярного, но крайне доброжелательного духа, как у «папаши» или «аджумони».
Как прежде дети в русской крестьянской семье, каждый кореец с самого раннего детства учится правильно себя вести, а это означает слушаться старших, не высовываться, иными словами, быть «как все». Лишь в этом случае кореец будет частью «ури» - некоей общности - семьи, служебного или производственного коллектива, страны. Кореец, оторванный от ури, пусть это будет студенческий клуб, профсоюз или общество ветеранов воздушно-десантных войск, моментально теряется. Он практически полностью беззащитен. К нему как ни к кому другому применимы слова В.Маяковского «Единица - вздор, единица – ноль». Общность же «ури» защищает корейца от враждебного окружения, помогает встать на ноги в трудную минуту, поддерживает в деловых и карьерных устремлениях.
Однако наряду со сплоченностью и взаимопомощью другая основная черта крестьянской семьи – четкая иерархия. В корейской семье существуют строгие правила: отец более уважаем, чем мать, братья – более уважаемы, чем сестры, жена подчиняется мужу, мать после смерти мужа подчиняется старшему сыну.
Так же обстоит дело и в корейском обществе в целом. В соответствии с конфуцианской этикой для корейца социальный мир выстроен по вертикали и поделен на четкие структуры: старшие – младшие, руководитель – подчиненный. Кореец или кореянка могут назвать друга или коллегу «братом» или «сестрой», но это обязательно будет «старший брат» или «младшая сестра». Степень старшинства определяется, как правило, должностью, но не в меньшей степени и возрастом. Даме – иностранке не стоит поэтому ужасаться, когда кореянка при первом знакомстве спрашивает о том, сколько ей лет. В корейском понимании здесь нет никакого подвоха или бестактности: кореянка исходит из чисто практических соображений – она должна наметить манеру своего дальнейшего общения с собеседницей – как со старшей или младшей по возрасту.
Отчетливые проявления патриархального общества - семьи присутствуют и в выстраивании отношений между сотрудниками корейских частных компаний и государственных учреждений. Авторитет начальника, пусть даже самого мелкого, непререкаем, как главы крестьянского семейства. Все его указания безропотно исполняются подчиненными, а замечания и упреки вызывают у подчиненных острое чувство вины за допущенный промах и стремление этот промах незамедлительно исправить. Вместе с тем еженедельно по четвергам все сотрудники каждого отдела учреждения или компании, как говорится, «и трезвенники, и язвенники», непременно отправляются на совместную выпивку, зачастую весьма обильную – переходят из одного питейного заведения в другое, пока не «дойдут до точки». В ходе таких «вылазок» любой из сотрудников может в почтительной форме поделиться с начальником своими личными бедами, и тот его по-отечески выслушает и по возможности «войдет в положение». Причина, почему такие совместные выпивоны происходят именно по четвергам, а не в канун уикенда, проста: переборов похмелье в пятницу на службе, южнокореец субботу и воскресенье отдает семье и детям. Для этого нужно быть бодрым и добрым, а какая бодрость и доброта у человека «после вчерашнего»?
Иностранцы обращают внимание на весьма пуританский характер южнокорейского общества в сравнении с Европой, США. Австралией и даже Японией. Конечно, южнокорейцев не назовешь абсолютными праведниками. Случается, не будем скрывать, что мужчины, в том числе и солидные отцы семейств, выпив, ищут утех у «жриц любви», которые в городах весьма доступны, несмотря на формальный запрет проституции. Но в Южной Корее нет проблемы наркотиков, здесь практически не знают о существовании геев и весьма косо посматривают на то, что у нас называют «гражданским браком». Вступление в брак, создание полноценной семьи в корейском обществе воспринимается как обязательный и неизбежный этап в жизни человека, как своего рода долг перед родителями и кланом. Если молодой человек остается неженатым до 28-30, а барышня «засидится в девках» до 25 лет, то их родители, родственники, друзья, а то и начальники обязательно займутся поисками подходящей пары. Поэтому в Корее почти невозможно встретить неженатых мужчин старше 35 или незамужних женщин старше 30 лет.
Корейская семья – один из факторов, которые сделали возможным «южнокорейское экономическое чудо». В Корее в брак люди вступают раз и навсегда. Развод во многих случаях в состоянии существенно, если не безнадёжно, испортить карьеру государственного чиновника, политического деятеля и даже, как это ни покажется странным европейцу или американцу, артиста или эстрадной звезды.
Казалось бы, какое отношение имеют все это к экономическому росту? Самое прямое. Если сравнивать Южную Корею с другими государствами примерно такого же экономического уровня на Западе, то в этой стране на государство ложится куда меньшее бремя разнообразных социальных выплат – пенсий, стипендий, пособий. В странах Запада много разводов и, как результат, одиноких женщин с детьми – им приходиться платить немалые суммы в качестве пособий. На Западе правительствам приходиться выделять немало средств на выплату пенсий или содержание домов престарелых. Южнокорейская же крепкая семья снимает с государства немало забот, позволяя ему сосредоточиться на самом главном: обороне, развитии внешних связей, создании экономической инфраструктуры.