У всех. Нет. У некоторых бывают ситуации, когда денег катастрофически мало и вы ищете различные способы заработка, помимо основной работы. В какой-то момент такое случилось и со мной. В то время я работал на постоянной работе в офисе, но денег не хватало и я начал искать способы где-нибудь подработать после работы и на выходных.
Начало. Выбор способа подработки.
После долгих просмотров Гавито, просмотра различных способов подработки и предложений поработать курьером за 5000рублей за посылку, я остановился на варианте подрабатывать водителем такси. Ездить я люблю, город знаю, плейлист скачен на телефон, казалось бы, выглядит всё не так уж плохо.
Изначально был вариант работы водителем-курьером какой-нибудь доставки роллов/пиццы, потому что это очень похоже на такси, только не нужно возить в своей машине незнакомых людей, звучит даже лучше. Но, сразу скажу, даже не рассматривайте. Платят настолько мало, а работы настолько много, что вы будете работать только ради того, чтобы в следующий раз заправить машину. Возможно, у вас еще останутся деньги на одну шаурму или вас покормят в этом же заведении, но это маловероятно. У вас будет много ответственности - если человек выбрал оплату наличными при получении - у вас всегда должна быть с собой сдача. Если человек не выкупил заказ - нет, еда не достанется вам, а вы должны ее выбросить, сняв данный процесс на камеру. А что, а вдруг это вы сами заказали и сами же отказались. В общем, идея ужасная.
Регистрация в такси и комиссия за заказы.
А теперь о самом такси. Регистрацию пройти легко - необходимо внести свои данные, сфотографировать машину со всех сторон, пройти фотоконтроль(5-10 минут) и все, вы приняты! При регистрации также возможно подключить свой профиль самозанятого, чтобы самому не разбираться с налогами, что я каждому советую сделать.
Моя машина соответствует классу эконом, поэтому стоимость заказов не такая высокая, как хотелось бы. Помимо низкой стоимости заказов, также свою долю забирает сервис, через который я работал. Комиссия зависит от особенностей заказа. Если заказ предварительный(клиент заранее вызывает такси на нужное ему время, например, через 2 часа), то комиссия ниже. Также ниже комиссия при заказе услуг курьера(в такси это гораздо выгоднее, чем в ресторанах доставки), в этих случаях комиссия составляла 15%. В остальных случаях - комиссия сервиса 20%. Возможно снизить комиссию посредством оклейки машины - но я этого сделать не захотел. При оклейке комиссия снижается сильно - вплоть до 5% за предварительный заказ. Также комиссия снижается при регистрации как самозанятого. Самая низкая комиссия - при оклейке + регистрации как самозанятого.
Приступаю к работе.
Настал день, когда я прошел регистрацию и получил доступ к заказам. Для начала работы необходимо было пополнить свой лицевой счет в приложении, чтобы с него списывалась комиссия за заказы. Минимум - 200 рублей. Пополнил счет с банковской карты, проблем не возникло.
Приступаю к подработке! Еще не вникнув во все тонкости, я начал просто брать заказы по списку, которые были территориально ближе ко мне. Так как в приложении я видел пункт отправления и пункт завершения, я старался брать такие заказы, которые завершались там, где я уже был и где я знаю дорогу. Первый день был достаточно легкий, но не достаточно прибыльный - за четыре часа я заработал 1500 рублей. Комиссия сервиса - 300 рублей. Бензин - примерно столько же. Итого чистыми вышло 900 рублей. 225 рублей в час - очень мало. Но хоть какие-то деньги.
Хитрости для увеличения заработка
После первого рабочего дня, подсчитав свою прибыль, я понял, что либо нужно искать как-то ее увеличить, либо снова искать новую подработку. Остановившись на первом варианте, я начал сидеть в приложении своего сервиса и читать о преимуществах для водителей. Какие возможности я нашел для снижения комиссии:
1. Оклейка автомобиля рекламой сервиса.
2. Регистрация как самозанятый
3. Автоназначение на заказы
4. Уровни за выполнение заказов.
5. Покупка смен
Про первые два пункта я уже рассказал, остановимся на следующих. Автоназначнение на заказы - функция в приложении, при включении которой не я выбираю заказы, а приложение само назначает меня на заказ. Возможно, он будет не очень удобный. Попробовал подключить данную функцию - почему-то меня назначало не на ближайшие ко мне заказы, а на какие-то другие, так, что приходилось ехать чуть ли не через весь город за клиентом. В идеале функция хорошая, но по факту - не всегда удобно.
Уровни за выполнение заказов - мне, как новичку, тоже не подходит. Подходит тем, у кого это постоянная работа, потому что следующий уровень появляется при выполнении чуть ли не 400 заказов в месяц. Я столько делать не собирался. Просто физически бы не успел.
Покупка смен - самое удобное из представленного. За определенную сумму можно было купить смену на 3/6/12/24 часа. На 6 часов можно было купить смену за 400 рублей. Если ее не купить, то в среднем у меня забирало комиссии примерно 150 рублей в час. То есть уже есть небольшая экономия.
Я и остановился на этих вариантах. Оформил профиль самозанятного и покупал смены, чтобы у меня не снимали комиссию за заказы.
Междугородние заказы
Отдельная тема - междугородние заказы. На них не действует покупка смены - придется платить комиссию за данный заказ. С другой стороны, за 2 часа междугородной поездки возможно заработать в среднем 2000 рублей. Что в городе получится заработать только за 4-5 часов работы. С другой стороны, после междугороднего заказа нужно возвращаться домой, что тоже займет 2 часа и в итоге получатся те же самые 4 часа работы в городе. Но уйдет меньше бензина при езде по трассе и есть небольшой шанс, что обратно кому-нибудь тоже понадобится такси и в итоге ты заработаешь 4000. Но шансы крайне малы(
Также, небольшой совет для всех, при междугородних заказах лучше просить деньги при начале поездки. Будет очень обидно, если по окончании поездки окажется, что у клиента нет денег и вам придется с этим разбираться.
Адекватные клиенты
А теперь - главные плюсы! 95% клиентов - очень адекватные и понимающие люди. Так как я работал в большом городе и не знал некоторых районов - мне с удовольствием подсказывали, как быстрее проехать, как объехать пробки, с какой стороны лучше заехать во двор. И +1000000 к карме людям, которые говорят остановиться около дома или ближайшего магазина или остановки, а не ехать до подъезда. А таких людей, к счастью, не мало.
Также, вам могут оставить чаевые. Приложение рекомендует оповещать о том, что вам заплатили больше, чтобы снять с вас больше комиссии. С другой стороны, оно может не узнать, что вам заплатили больше. Выбор за вами! Чаще всего, если поездка стоит *90 или *80 рублей, то с вас не просят мелочь на сдачу. Это очень приятно.
Неадекватные клиенты
Разговор о тех самых 5% клиентов. Сразу скажу, что это только единичные случаи и системного характера в этом нет. Иногда это даже не неадекватно, а просто вас могут попросить остановиться на полпути, чтобы они зашли в магазин. И не доплатить. И ходить по магазину минут 10. А время то идет...
А иногда тебе страшно за свою жизнь. Принял один заказ из деревни недалеко от города. Шел дождь, и когда я приехал, то никто к машине не вышел. Подошел местный мужик и спросил, кто я такой, я сказал, что такси, жду человека с этого дома, он как будто понял, о ком речь, и сказал, что он сейчас доползет. И я обратил внимание, что там реально кто-то ползет. Человек был на 99% пьяный и вставал с земли. Встал, дошел до машины, сел в нее и начал задавать какие-то вопросы, которые я в принципе не мог понять из-за его алкогольного акцента. По заказу я должен был везти его в город, но он в итоге смог сказать, чтобы мы заехали по пути к одному дому в этом деревне, чтобы он с кем-то поздоровался. Решив не отказывать, мы подъехали к дому, он вышел, поздоровался, вернулся в машину и сказал, что в город он не поедет, а пойдет в гости к этому мужику, но перед этим нужно купить водку в ближайшем ларьку. Я пытался ему объяснить, что у меня стоит заказ до города и если я его не выполню, то мне выставят штраф. Он сказал, что за все заплатит. Окей, мы поехали в этот ларек, он купил водки и мы поехали обратно. По пути обратно по обочине шел какой-то мужик, видимо, знакомый моего пассажира, увидев которого он начал выхватывать руль и поворачивать его в сторону этого мужика с криками "Дави его, дави!". Кое-как забрав руль под свой контроль я твердо решил, что довезу его до этого дома и уже без разницы, заплатит он или нет, лишь бы из машины вышел. В итоге, оказавшись перед домом его друга, он позвонил жене, она перевела мне деньги за поездку и даже чуть больше. Он вышел, а я быстро от туда уехал. Больше заказов из этой деревни я не брал.
В следующем случае я забирал мужчину с территории завода. Как я понял, он не прошел собеседование. И всю дорогу он орал. Обычными словами, матом, но он ни разу не понизил голос. Только крик. ЭТО ДАЖЕ ХУЖЕ, ЧЕМ ЕСЛИ БЫ ВЕСЬ ЭТОТ ТЕКСТ БЫЛ НАПИСАН ТОЛЬКО ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ!!!! К счастью, ехать нужно было минут 15, но уши были заложены еще пару часов.
Также был случай, когда пассажир просил поставить музыку на максимум. Не знаю, какой мотив был у этой просьбы, может он не хотел, чтобы мы начинали разговор, может еще что-то, но всю дорогу мы ехали как будто в тонированной четырке. Не считаю это неадекватным, но просьба странная, также уши потом были заложены еще пару часов.
Также были случаи мошенничества. При заказе опции "Курьер" заказчик позвонил мне во время того, как я ехал на адрес и просил купить ему еды в ближайшем магазине. Сказал, что переведет деньги и доплатит за беспокойство. Вроде бы просьба безобидная, я согласился. Он сказал, что я должен снять деньги в банкомате. Вот тут это уже стало подозрительным. Но окей, что в этом такого. Пришел к банкомату, жду пополнение средств, приходит смс с номера 900 о пополнении на 20000. Я офигел, но начал снимать деньги. Операция не выполнена. Смотрю баланс - столько же, сколько и было у меня. Я начал волноваться, что в приложении не отображаются его деньги, что они где-то потерялись и он будет требовать их с меня. После пяти минут паники, я начал внимательнее смотреть ту смс. Оказывается, он в заголовке написал 900 и текст, аналогичный тексту при пополнении счета. Но сама смс пришла с обычного номера +7*********. И тут я понял, что это развод. Начал ему звонить, но трубку он не брал, а потом он сам отменил заказ и поставил отрицательный отзыв. Козел)
Конец
Это все, что я хотел вам рассказать. Выводы, работать в такси или нет - делайте сами, но опыт был полезный. Можно развить навыки общения и коммуникации, а также заработать деньги в трудный жизненный период. Как основная работа, мне кажется, это очень тяжело. И морально, и физически. Так что, если едете в такси, старайтесь оставлять чаевые, по возможности, таксисты правда очень мало зарабатывают, если не работают по 12 часов в сутки.
Спасибо за внимание и за терпение!