В воскресный день позволю себе немного отвлечься от заявленной тематики блога и на конкретном примере показать, что каждый может предпринять для сохранения гибнущего историко-культурного наследия.
В бытность администрирования тематической группы в небезызвестной социальной сети, что ныне признана экстремистской, при опубликовании материалов о разрушающихся архитектурных памятниках регулярно сталкивался с эмоциональными комментариями в духе: «куда смотрит Президент / министр культуры / Патриарх» (нужное подчеркнуть).
Поименованные личности безусловно куда-то смотрят, однако за состояние объектов культурного наследия отвечает отдельный орган исполнительной власти, созданный в каждом регионе.
За редким исключением этот самый орган власти страдает от хронического недофинансирования и занят, преимущественно, составлением отчетов, разработкой графиков составления отчетов и направлением в вышестоящие инстанции отчетов об исполнении графиков составления отчетов, иными словами – очень важной бюрократической работой, которая в соответствии
с законами Паркинсона имеет свойство занимать все рабочее время. Таким образом, самостоятельно узнать о бедственном состоянии конкретного архитектурного памятника орган охраны может с очень большим опозданием, например, когда этот самый памятник уже разрушился.
А между прочим, забота о сохранении исторического и культурного наследия является конституционной обязанностью (т.е. безусловным для выполнения действием) каждого гражданина нашей страны (см. п. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации).
Понятное дело, что брать инструменты, стройматериалы и бросаться на спасение того или иного архитектурного памятника, не имея на то соответствующей квалификации, чревато как для памятника, так и для инициатора – Ракульские бабушки не дадут соврать.
Есть куда более простой не требующий особых знаний и умений способ – обращение гражданина в орган государственной власти. Согласно Федеральному закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ надлежащим образом поданное обращение подлежит обязательному рассмотрению с предоставлением письменного ответа по существу поставленных вопросов.
Зная, что за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена аж административная ответственность, региональный орган охраны объектов культурного наследия отложит всю свою важную бюрократическую работу и обратит таки внимание на обозначенную проблему.
Так вот, возвращаясь к объекту из вчерашней публикации.
Впервые церковь Николая Чудотворца в Богомолове была посещена мною в мае 2019 года. Планируя маршрут экспедиции, еще не знал об обрушении купола, ввиду чего был несколько огорчен, обнаружив по прибытии завал из бревен на месте замечательного архитектурного памятника.
Так как церковь является объектом культурного наследия федерального значения, соответствующее обращение о ее ненадлежащем состоянии было направлено в территориальное Управление Минкультуры России, осуществляющее государственный контроль и надзор за тем, как региональные органы охраны памятников эти самые памятники охраняют.
Управление Минкультуры России по ПФО инициировало внеплановую проверку Нижегородского органа охраны памятников, выявила его бездействие и даже привлекла руководителя к административной ответственности.
После такой мотивации Нижегородскому органу охраны памятников ничего не оставалось, кроме как инициировать аналогичную проверку в отношении пользователя объекта в лице религиозной организации. Дело довели до суда, который постановил религиозной организации выполнить возложенные обязательства по сохранению архитектурного памятника и первым этапом – за собственные средства произвести консервационные работы, дабы остановить дальнейшее разрушение.
Религиозная организация спорить с законом не стала и остатки памятника были надежно укрыты от непогоды и дальнейших разрушений в ожидании комплекса реставрационных работ.
Теперь дело за Минкультуры России, распределяющим средства федерального бюджета на финансирование мероприятий по реставрации объектов культурного наследия на основании поступающих от регионов и пользователей объектов заявок.