35 лет назад на культурной карте Свердловска-Екатеринбурга появился новый объект – Театр балета, в котором все партии исполняли юные танцовщики от 7 до 22 лет. За прошедшие годы «Щелкунчик» – так назвали новый коллектив – стал феноменом поистине всероссийского масштаба.
Рассказываем о его основателе Михаиле Когане, истории коллектива и самых известных спектаклях «Щелкунчика».
Отец-основатель
Большая часть истории «Щелкунчика» неотделима от судьбы его создателя – Михаила Ароновича Когана. Уроженец киргизского Джалал-Абада, выпускник Фрунзенского хореографического училища в 1969 году был приглашен в Свердловский государственный академический театр оперы и балета танцовщиком. Тогда же, в конце 1960-х, он возглавил детский танцевальный коллектив «Малышок», сделав, таким образом, первый шаг в сторону создания «Щелкунчика»
– Все предыдущие годы, прожитые до основания этого театра, были подготовкой к нему. Я начинал учиться в мединституте, но при первой же возможности ушел в театр. Работал артистом балета, а параллельно ставил миниатюры с детьми. Весь мой опыт сводился к одной цели, пусть неосознанной тогда, как ручейки стекаются в одну реку, – вспоминал Коган в одном из интервью.
Зарождавшийся на протяжении 1980-х коллектив не имел крыши над головой и кочевал по различным детским клубам и не самым подходящим помещениям.
– Где только не занимались… Помню клуб «Алые паруса», ну и холодина там была… А мы до ночи репетируем. Тогда директор театра (оперы и балета – Прим.ред.) Вячеслав Вяткин и его заместитель Юрий Махлин сказали: «Хватит, Миша, скитаться. Собирай своих детей и переходи в театр». Оперному театру нужны были детские спектакли, а нам... крыша над головой, – рассказывал Коган.
В 1988 году новоявленный коллектив обосновался в помещении Театра оперы и балеты и сразу же прогремел на его сцене: балетной премьерой «Муха-Цокотуха», несколько лет впоследствии не покидавшей афишу «Щелкунчика» и проходившей на аншлагах.
Соратница и соосновательница
Рассказ об истории «Щелкунчика» невозможен без еще одного имени – Тамары Альфредовны Едиг, танцовщицы Фрунзенского, Омского и, конечно, Свердловского балета, ставшей после завершения карьеры соосновательницей, ведущим педагогом и репетитором детского коллектива. Для юных артистов «Щелкунчика» Едиг фактически с нуля разработала собственную методику преподавания балетного мастерства и за почти четыре десятка лет выпустила более тысячи учеников, которые сегодня выступают в составе ведущих балетных коллективов России и Зарубежья. Все они, как один, отмечают ее педантичность, требовательность, художественное чутье и эстетический вкус.
В мае 2022 года Тамара Альфредовна отметила юбилей, чествование легендарного педагога состоялось на сцене «Щелкунчика» при участии многих ее учеников.
В поисках своего дома
Двадцать лет «Щелкунчик» делил здание и сцену Свердловской оперы. Однако даже в таких, часто стесненных условиях, коллектив шел от одного знакового события к другому: под руководством Михаила Когана были поставлены более двух десятков спектаклей, большая часть которых – зрительские хиты с многолетней историей.
В 1990 году появился спектакль «Чиполлино» на музыку Карена Хачатуряна, ставший одним из главных хитов только появившегося коллектива и почти двадцать лет не сходивший со сцены. Как бы намекая на квартирный вопрос «Щелкунчика», Коган сам исполнял в этой постановке партию кума Тыквы.
В 1993 году «Щелкунчик» получил статус муниципального. Тогда же коллектив отправился на свои первые гастроли: конкурсы «Утренняя звезда» в Москве и «Фуэте» в Артеке, откуда юные артисты вернулись с наградами, а после – поездки в Испанию, Италию, Чехию, Германию, Болгарию, Китай и США.
В 2007 году основатель, худрук и директор театра сложил с себя одну из обязанностей – новым руководителем «Щелкунчика» стала Елена Давыдова.
В 2008 году, изрядно наследив на карте мира, «Щелкунчик» проявился на карте Екатеринбурга, получив свой постоянный дом в реконструированном здании бывшего кинотеатра «Мир. Первой премьерой на новой сцене стал спектакль «Карнавал» на музыку Глазунова.
«Щелкунчик» сегодня
В 2021 году Михаила Когана не стало. Сегодня художественным руководителем театра является Петр Базарон, начавший свое сотрудничество с коллективом еще в 2016 году постановкой сказки «Снежная королева». Тогда спектакль был обласкан критикой и призами, но что более важно – одобрен самим Михаилом Коганом.
В интервью журналу «Балет» Базарон отмечал, что «Щелкунчик» продолжает действовать в векторе, который задал 35 лет назад Михаил Коган:
- Мы ориентированы на модель семейного театра: стремимся к тому, чтобы наши спектакли обладали достойным художественным уровнем, смысловой многозначностью и были бы интересны не только детям, подросткам, но и их мамам, папам, бабушкам, дедушкам. Родители не просто приводят ребенка на спектакль, но и сами с интересом следят за тем, что происходит на сцене.
Самые важные спектакли «ЩЕЛКУНЧИКА»
Приключения братца Кролика
Сегодня – это последний из идущих в репертуаре спектаклей Михаила Когана. В свое время постановка началась в 2010 году как благотворительная коллаборация «Щелкунчика» и ведущих «Эха Москвы», поэтому хореография «взрослых» партий, которые исполняли «радийщики», может показаться простоватой.
К слову, в недавнем концерте, посвященном памяти Михаила Когана, Петр Базарон восстановил номера из ключевых балетов «Щелкунчика», в том числе и из легендарного «Чиполлино». Может быть работы мэтра со временем обретут новую жизнь.
Снежная королева
Интересно, что в истории «Щелкунчика» уже была одна постановка по этой сказке Андерсена: тогда композитор Елена Самарина специально по просьбе Михаила Когана написала оригинальную музыку для балета.
Новая версия поставлена в 2016 году Петром Базароном и основана на миксе из композиций Адана, Глазунова, Стравинского и других. Спектакль был удостоен премии «Браво» и приза зрительских симпатий фестиваля «Арлекин».
Царевна-лягушка
Еще одна постановка Петра Базарона. Сказочное царство-государство на сцене превратилось в детскую для принцев-переростков с педальными машинками и трехколесными велосипедами. Получилась история не только о волшебстве любви, но и о том, что рано или поздно придется повзрослеть и встать на защиту своего дома.
История про маленького Витю
В спектакле «золотомасочного» хореографа Павла Глухова есть смелое решение: танцовщики на время отказались от привычных пуантов и вышли на сцену в обычных кроссовках. Ход еще больше подчеркнул историю детского бунта против серой реальности, о которой рассказывалось в спектакле. Оригинальная хореография и необычная музыка запомнились зрителям, а критики по итогу года вручили постановке премию «Браво».
Красная шапочка
Самая свежая премьера Петра Базарона, действие которой перенеслось из оригинальной деревни в самую гущу мегаполиса – в спальный микрорайон, который иногда опаснее настоящей чащобы.
Текст Олега Несытова. Фото Кирилл Дедюхин, официальный сайт МТБ «Щелкунчик»