Найти тему
Вести Севастополь

Какие изменения ждут Севастополь в связи с созданием дизайн-кода

А вот дизайн-код города уже практически готов к утверждению. Документ выделяет 10 типов застройки и восемь средовых зон. Есть и рекомендации, как сохранить уже сложившийся облик белокаменного города. Репортаж Ольги Чернецкой.

Подробнее в репортаже

Какие изменения ждут Севастополь в связи с созданием дизайн-кода

Тысячи домов разных эпох и архитектурных стилей.

Немые свидетели всего, что пережил Севастополь. Сегодня город не прекращает развиваться. И этот процесс, с визуальной точки зрения, стараются контролировать. Для города создали дизайн-код.

Перекрёсток улиц Большой Морской и Адмирала Октябрьского — сейчас вывески здесь не мешают воспринимать архитектуру зданий. А так эти же дома выглядели 13 лет назад. Яркие вывески разных размеров. Много визуального шума. От таких решений будут отказываться и дальше. В соответствии с дизайн-кодом, новые правила скоро распространятся по всему Севастополю. Как пример — этот дом на улице Розы Люксембург. Создатели кода предлагают сделать фасад в едином стиле, убрать рекламу и установить скрытые системы кондиционирования.

Разработкой документа занимались московские специалисты. Они получили заказ на его создание в январе 2023 года. А в октябре — представили проект на городском Архитектурно-художественном совете.

«Дизайн-кодом уже пользуются, потому что это удобная и понятная инструкция по тому, как работать с базовой городской историей. То есть, в первую очередь, у нас там не только дизайн-код, но и архитектурный регламент», — отметила руководитель проектов консалтингового бюро ATLAS, куратор разработки дизайн-кода Севастополя Елена Трубина.

До разработки кода в городе работали свои правила. За их соблюдением следил Департамент архитектуры и градостроительства.

С трепетом, что до создания проекта, что после — относятся к объектам культурного наследия. Один из таких домов — на улице Ленина, 74. Здесь же работает городское книжное издательство.

Входную группу компания хотела украсить не так, как все. К вывеске добавить гипсовые украшения, по бокам от двери. В них автор — скульптор Владимир Суханов — хотел отразить дух города. Но Департамент идеи не оценил.

«Нам было отказано в виду того, что дом входит в историческое поседение, Севнаследие. И никаких подобных манипуляций со входом в магазин нам сделать не позволили официально. Хотя это должны были быть съёмные гипсовые пластины», — поделился директор севастопольского издательства Михаил Новиков.

Запрещает идею не столько решение Департамента, сколько федеральный закон. На объектах культурного наследия нельзя размещать цельные крупные конструкции. Разрешены только небольшие вывески. Буквы в ней должны быть не больше 30 сантиметров. И отступать от края фасадной части вывеска может не больше, чем на 20 сантиметров. Особенности закона также учли в дизайн-коде.

«Статус охраны — это полезно, потому что, во-первых, ты сразу же работаешь с контекстом. И ты понимаешь, что, как бы, в окружении. То есть, их ни за что нельзя выкидывать. Просто потому, что ты не поймёшь среду. Памятники — это очень здорово, это очень красиво. Это ценная застройка, которую нужно уважать. И, соответственно, новую окружающую среду выстраивать с учётом этой идентичности», — подчеркнула Елена Трубина.

И снова улица Ленина. Дом № 34. Тоже ОКН. Сейчас здесь — капитальный ремонт. Восстановлением здания занимается компания с аккредитацией на такие работы. Все декоративные элементы сохраняют. Даже так называемый новодел. Право на это отсудили собственники квартиры в здании, рассказывают в Фонде содействия капитальному ремонту.

А о покраске дома не идёт и речи. Камень очищают. Где нужно — восстанавливают. Так делают на всех исторических зданиях. Даже тех, у которых охранный статус не определён.

«Мы стараемся на объектах, которые ранее не были оштукатурены, фасады у которых выполнены из камня, этот камень так же восстанавливаем, зачищаем и гидроформизируем. То есть комплекс работ схож с теми работами, которые мы выполняем на объектах культурного наследия. Но, при этом, без реставрационных материалов», — рассказал директор Фонда содействия капитальному ремонту Севастополя Дмитрий Шпагин.

К каждому району — свои требования. Дизайн-код учитывает особенности каждого. В том числе, численность населения с Правилами землепользования и застройки.

«Город был разделён на восемь морфотипов. Так сказать, на восемь типовых зон, исходя из существующей застройки. И уже рекомендации для размещения либо изменения облика объектов, находящихся в той или иной зоне, уже исходили из существующей застройки. Те объекты, которые уже существуют на территории города, они могут видоизменяться либо в процессе реконструкции, либо в процессе капитального ремонта», — заявила начальник управления развития городской среды Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя Ирина Марочкина.

Код делит город и по принципу морофотипов застройки — их 10. И к каждому дому свой подход. Будь то дореволюционная или позднесоветская застройка. Для каждого типа фасадов подобраны как рекомендации, так и список материалов, пользоваться которыми запрещено.

Дома типовой застройки времён «оттепели» уже приводят к стилю белокаменного города по новым правилам. Разница, как было, и как станет — заметна.

«У нас есть обязанность согласовывать все колористические решения и также фактуру фасадов с Департаментом архитектуры. Цвета наших фасадов и так соответствуют тому, что будет прописано в дизайн-коде. И различные архитектурные элементы, которые принимаются дизайн-кодом, мы также восстанавливаем», — отметил Дмитрий Шпагин.
«На протяжении всего времени существования Севастополя складывалась определенная гамма цветовая. В разные периоды, в разные эпохи, она формировалась. В основном, это цвета природного происхождения — пастельные оттенки, светлые тона. Потому что Севастополь, есть такое негласное понятие, — это белый город», — добавил заместитель директора «Научно-исследовательского и проектного института градостроительства, архитектуры, изысканий и среды» Севастополя Владимир Астраханцев.

Архитекторы, которым предстоит воплощать дизайн-код в жизнь, ждут, как проект повлияет на их работу. Есть надежда на то, что благодаря документу получится поддерживать творческие порывы, объясняет руководитель проектного бюро Максим Стрецкис.

«Когда мы говорим, всё-таки, об авторской архитектуре, в том числе, в центральной части города — очень важно дать возможно реализовывать эту авторскую архитектуру. Потому что даже сейчас, на текущий момент, мы сталкиваемся с теми ограничениями в Правилах землепользования и застройки, когда на достаточно отдалённых от центральной части улицах города мы не можем реализовать здания в современной архитектуре. Потому что от нас требуют применения классических методов проектирования. И это, конечно, может очень сильно ухудшить общее состояние архитектуры в городе. Потому что не будет возможности для этого обогащения», — подчеркнул директор архитектурно-проектного бюро Максим Стрецкис.

Сейчас документ на финальном этапе согласования. Но город уже преображается по новым правилам. В их числе требования к размещению аншлагов. Указатели не просто будут размещать по нормативам. Для них создали уникальный шрифт.

Сейчас работа над кодом продолжается. После доработки всех деталей, документ предстоит утвердить постановлением правительства города.

Ольга Чернецкая, Виталий Козловский, Михаил Кисиль