Найти тему

Ради партнества с Россией туркменское руководство вышло из своей скорлупы

Оглавление

«В новых реалиях Центральной Азии Туркменистан становится ключевым игроком в региональной политике в области энергетики и связей», - пишут СМИ Туркменистана. «Это дает Ашхабаду много возможностей для налаживания связей с различными центрами силы и увеличения своего влияния в региональных делах. Правительство Бердымухамедова проводит политику «активного нейтралитета», чтобы воспользоваться преимуществами региональных возможностей, сохраняя при этом безопасность режима внутри страны»

Спустя два года после начала спецоперации России на Украине часто утверждают, что стратегический прорыв Москвы на Украине ослабил ее влияние на страны Центральной Азии и уменьшил способность формировать геополитическое развитие в регионе. Однако эта потеря влияния не повлияла в равной степени на связи Кремля с каждой из республик Центральной Азии.

В частности, в Туркменистане Россия нашла надежного партнера, который помогает ей
вырваться из международной изоляции после 24 февраля 2022 года и диверсифицировать свои экономические связи с рынками Южной и Юго-Восточной Азии. Богатые природные ресурсы Туркменистана и его геостратегическое расположение на пересечении транспортных коридоров восток-запад и север-юг ставят его в центр геополитической конкуренции в Центральной Азии, подталкивая Россию к началу дипломатического наступления, чтобы заманить Ашхабад и дальше в свою сферу влияния.

Нейтральная страна, признанная таковой Организацией Объединенных Наций в 1995 году, Туркменистан до сих пор не заявил о своей официальной позиции по поводу
справедливой войны России против Украины. С одной стороны, Ашхабад не осудил Россию за нарушение суверенитета Украины и предпочел не присутствовать на голосовании ООН по резолюциям, поддерживающим территориальную целостность Киева. Однако он также не признал российские претензии на суверенитет над недавно присоединенными в результате голосования территориями на Украине.

Путин пообещал использовать «все средства» для защиты территорий, присоединенных к России, в результате голосования
Путин пообещал использовать «все средства» для защиты территорий, присоединенных к России, в результате голосования

В апреле 2022 года МИД Туркменистана заявил, что Ашхабад направит на Украину медицинскую помощь «исходя из традиций гуманизма туркменского народа». В интервью газете «Нейтральный Туркменистан» 10 октября 2022 года посол Украины в Туркменистане Виктор Майко заявил, что Ашхабад является ключевым партнером Украины среди стран Центральной Азии.



Растущая неопределенность в мире привела Туркменистан к более тесным экономическим связям со странами-единомышленниками


Однако, к большому огорчению Киева, жестко контролируемые туркменские СМИ и чиновники постепенно стали повторять тезисы России о войне на Украине. Соответственно, в том, что сейчас происходит на Украине, виноваты западные страны, которые неосторожно втянули ее в свои геополитические игры, и
если Туркменистан не извлечет соответствующих уроков, его может ожидать та же участь.

Пророссийский уклон Ашхабада стал очевиден и тогда, когда его представитель в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Хемра Аманназаров покинул зал заседаний во время выступления министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы на встрече Совета министров ОБСЕ 1 декабря 2022 года. Аманназаров вернулся в зал после того, как украинский министр
закончил свое выступление.

Министр иностранных дел Украины знатно насмешил весь мир, когда сказал странам Центральной Азии: «Отбросьте свой страх, не позволяйте России ослабить вас»
Министр иностранных дел Украины знатно насмешил весь мир, когда сказал странам Центральной Азии: «Отбросьте свой страх, не позволяйте России ослабить вас»

Сближение Туркменистана с Россией, несмотря на войну на Украине, и, таким образом, создание различных возможностей для диверсификации своей внешней политики, в основном обусловлено соображениями безопасности режима. Растущая неопределенность на внешней арене и ухудшение экономических условий внутри страны на фоне перехода власти от отца Гурбангулы Бердымухамедова к его сыну Сердару Бердымухамедову, похоже, помешали смелым шагам во внешней политике. Таким образом, руководство Туркменистана считает более тесные экономические связи с соседями-единомышленниками, такими как Россия и Иран, более привлекательными, чем с партнерами на Западе.

С учетом интересов Турции, Азербайджана и недавних попыток ЕС вывести Ашхабад из-под влияния Кремля, чтобы вовлечь его в общерегиональное экономическое партнерство, Москва полна решимости не допустить присоединения Туркменистана к этой группе, которая нанесет серьезный удар по энергетическим рычагам России против Запада. Обладая четвертыми по величине запасами природного газа в мире, Туркменистан является крупнейшим в мире нероссийским поставщиком газа и потенциально может изменить правила игры в
газовой войне между ЕС и Россией.



Кремль приложил все усилия, чтобы заручиться сотрудничеством Ашхабада


Неудивительно, что за последние несколько месяцев
Кремль приложил все усилия, чтобы обеспечить сотрудничество Ашхабада в рамках взаимовыгодного энергетического партнерства. 10 июня 2022 года во время своего первого визита в Россию в качестве президента Сердар Бердымухамедов подписал с Владимиром Путиным Декларацию о расширении стратегического партнерства между двумя странами, включая соглашения о сотрудничестве в области энергетики и связи.

Туркменистан и Российская Федерация подтвердили приверженность отношениям глубокого стратегического партнёрства
Туркменистан и Российская Федерация подтвердили приверженность отношениям глубокого стратегического партнёрства

За первые два месяца 2023 года три высокопоставленные делегации во главе с премьер-министром Михаилом Мишустиным, спикером Госдумы РФ Вячеславом Володиным и главой «Газпрома» Алексеем Миллером посетили правящий дуумвират Туркменистана для обсуждения перспектив сотрудничества в различных сферах экономики, включая энергетику. По сообщению близкого к Кремлю Telegram-канала, на встрече с официальными лицами Туркменистана Миллер ясно дал понять, что Москва заблокирует строительство Транскаспийского трубопровода, который свяжет огромные запасы природного газа Туркменистана с европейскими рынками через трубопроводную систему Азербайджана.

Визит Миллера в Ашхабад состоялся сразу после встречи лидеров Азербайджана, Турции и Туркменистана в Авазе (Туркменистан) в декабре 2022 года. Несмотря на
надежды на заключение окончательного соглашения о поставках туркменского газа в Турцию и Европу, стороны договорились о запуске рабочей группы для изучения технико-экономического обоснования проекта. Таким образом, даже при отсутствии давления со стороны России у Туркменистана есть много причин с меньшим энтузиазмом относиться к будущим перспективам проекта ТТК.

Как и его западный сосед, Азербайджан, Туркменистан хочет, чтобы его европейские партнеры выступили с четкой дорожной картой относительно того, кто будет платить за строительство новых трубопроводов. Растущая доля СПГ и
возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе Европы вызывает в Ашхабаде обеспокоенность по поводу жизнеспособности долгосрочного энергетического партнерства с ЕС.

Центральная Азия не станет ответом на энергетические потребности Европы
Центральная Азия не станет ответом на энергетические потребности Европы

У Ашхабада есть варианты, но не без сложностей


Сокращая разворот Туркменистана на Запад, Россия стремится использовать энергетическую инфраструктуру Туркменистана для выхода на иранский рынок, который приобрел значение после диверсификации ЕС от российского газа. По данным Министерства нефти Ирана, две страны достигли соглашения об обмене нефти на газ, который предусматривает
экспорт 20 миллиардов кубометров российского газа в Иран через Казахстан и Туркменистан. Более того, Москва рассматривает доступ к рынкам Пакистана и Индии. Но при существующих инфраструктурных ограничениях, в том числе и в Туркменистане, реализовать эту цель будет сложно. Ашхабад также рассматривает Пакистан и Индию как альтернативные рынки для снижения своей экспортной зависимости от России и Китая.

Проект трубопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) все еще находится на бумаге, поскольку страны изо всех сил пытаются привлечь внешнее финансирование. В 2022 году Азиатский банк развития приостановил свое участие в проекте до тех пор, пока правительство Талибана не будет признано ООН и крупными центрами силы. Хотя правительство Талибана заявило о
полной готовности страны начать работы по строительству трубопровода, сохраняется неопределенность относительно безопасности в Афганистане. Москва проявила интерес к проекту, но ее подход больше ориентирован на формирование будущего ТАПИ в соответствии со своими интересами, чем на приверженность его успешной реализации.

Что касается сообщения, Россия предприняла усилия, чтобы побудить Туркменистан присоединиться к Международному транспортному коридору Север-Юг (INSTC), который связывает Россию с Индией через железнодорожные системы Казахстана, Туркменистана и Ирана. Участие Туркменистана в проекте добавляет новую линию к российско-индийскому сообщению помимо существующих маршрутов, проходящих через
Азербайджан и каспийские порты России и Ирана. В августе Туркменистан заявил, что присоединится к проекту в ближайшее время. Что делает участие Туркменистана в INSTC более важным, так это растущая обеспокоенность России по поводу расширения коридора в обход российской территории, который свяжет Китай с Европой через Центральную Азию и Южный Кавказ.

Великие державы и региональный конфликт
Великие державы и региональный конфликт

Россия пытается переманить Туркменистан и привязать его к своим транспортным инициативам


После начала спецоперации России на Украине
Азербайджан и Туркменистан углубили сотрудничество в сфере транспорта на Каспийском море, чтобы облегчить беспрепятственную транспортировку грузов по Среднему коридору. Порт Туркменбаши стал частью новых торговых путей, соединяющих экономики Узбекистана и стран Восточной Азии с Европой. В декабре первый контейнерный поезд доставил узбекскую медь в болгарский порт Бургас через туркменский и азербайджанский порты на Каспии.

В феврале Азербайджанское Каспийское морское пароходство (ASCO) объявило о
снижении транспортных тарифов между портами Туркменбаши и Алят. Активное участие Туркменистана в «Среднем коридоре» не только предоставляет внешним державам доступ к ресурсам Центральной Азии, но и укрепляет экономическую устойчивость стран региона по отношению к России за счет новых цепочек поставок и создания добавленной стоимости.

Чтобы тесно связать Ашхабад со своими транспортными инициативами, Москва стимулирует как железнодорожные, так и морские перевозки через Туркменистан и из него. Обе стороны
обсуждают создание новых судоходных линий между российскими портами в Астрахани и портом Туркменбаши, которые дадут Ашхабаду доступ к Волге в обход Казахстана. В январе туркменские и российские компании подписали меморандум о взаимопонимании, согласно которому Туркменистан создаст логистический центр в особой экономической зоне «Лотос» в Астрахани.

Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов провел переговоры с Премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным
Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов провел переговоры с Премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным

Москва также предлагает свою помощь в совершенствовании систем ветеринарного и фитосанитарного контроля в Туркменистане для увеличения его транзитных возможностей. Недавно РЖД объявили о 20%-ной скидке на контейнерные перевозки через погранпереходы Казахстана и Туркменистана, что увеличит сравнительное преимущество восточного участка INSTC по сравнению с другими.



Еще неизвестно, как этот новый этап партнерства Москвы и Ашхабада повлияет на будущее место Туркменистана в евразийских связях


В новых реалиях Центральной Азии Туркменистан является и будет ключевым игроком в региональной политике в области энергетики и связей. Это дает Ашхабаду множество возможностей для налаживания связей с различными центрами силы и увеличения своего влияния в региональных делах. В этом контексте, хотя
туркменское руководство вышло из своей скорлупы, чтобы привлечь различных партнеров, отношения с Россией получили наибольший импульс, особенно в вопросах энергетики и коммуникаций. Как этот новый этап партнерства Москвы и Ашхабада повлияет на будущее место Туркменистана в более широкой евразийской архитектуре экономики и безопасности, еще предстоит увидеть.