26 ноября 2023 года в России празднуют День матери. Символом Дня матери в России является незабудка: маленький цветок символизирует постоянность, преданность, нежность и бескорыстную любовь — все то, чем так щедро одарила природа материнское сердце. Изображения плюшевых мишек с незабудкой в лапках — тоже является атрибутом праздника.
По такому прекрасному поводу сегодня в России поздравляют всех матерей и беременных женщин с праздником. А мы с вами давайте разберём несколько фильмов про матерей.
1. Эрин Брокович (2000)
Бывшая королева красоты Эрин Брокович — ныне мать троих детей без работы и образования. И даже когда в её автомобиль влетает «Ягуар», чудом уцелевшая Эрин умудряется настроить против себя присяжных и не получить компенсации. Всё оттого, что красотка Брокович даже и не думает кому-то нравиться: женщины её недолюбливают за слишком откровенные наряды, мужчины — за слишком крутой нрав, грубость и прямоту. Она шантажом выбивает себе место в адвокатской конторе, и пока все вокруг судачат о глубоком декольте необразованной выскочки, находит среди дел без гонорара историю о том как, гигантская корпорация отравила канцерогенным хромом грунтовые воды в округе города Хинкли.
Драма Содерберга оскаровского формата основана на реальных событиях. Настоящая Эрин Брокович продала права на свою историю Universal и даже сыграла эпизодическую роль официантки в фильме. Но главное — она подарила Джулии Робертс, пожалуй, лучшую роль за всю её карьеру. Робертс показала, что красотке с тремя детьми многое по плечу, и заслуженно получила «Оскар» за эту роль.
2. Дитя робота (2018)
После глобального катаклизма человечество вымирает. В подземном бункере автоматически активизируется аварийная программа, и робот-гуманоид «Мать» выращивает из эмбриона человеческого ребенка. Девушка, воспитанная под бережным присмотром «Матери», никогда не видела ни поверхности Земли, ни других людей. Но однажды её мир переворачивается, когда на пороге убежища появляется женщина с просьбой о помощи.
Фантастические фильмы, действие которых развивается в отдельно взятом помещении, уже можно выделять в особый жанр. Кинематографисты всё чаще используют смертоносные вирусы и техногенные катастрофы, чтобы закрыть героев в четырех стенах, убрать всё лишнее и сосредоточиться на камерной истории, где на первый план выходят неприкрытые человеческие эмоции. Или эмоции искусственного интеллекта, как в случае с «Дитя робота».
3. Всё о моей матери (1999)
Мануэла могла бы быть хорошей актрисой — так считает её восемнадцатилетний сын Эстебан. Тогда бы он мог писать для неё пьесы, а пока работает над своим первым шедевром: «Всё о моей матери». Эстебан и правда станет главным двигателем сюжета, а Мануэла — главной героиней. Сразу после того, как молодой человек погибнет в самом начале этой истории. Мануэла, повинуясь его последнему желанию, отправляется из Мадрида в Барселону, чтобы найти отца Эстебана, а найдёт гораздо больше, чем ожидала.
Живой классик испанского кино Педро Альмодовар за этот фильм был удостоен одновременно награды за режиссуру в Каннах и «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В этом-то и состоит его главный секрет: Альмодовар снимает кино для всех. Его истории одинаково близки искушенным интеллектуалам и домохозяйкам, любителям эпатажа и почитателям традиций. Как же это возможно? Прима драматического театра, транссексуал-многодетный отец Лола и больная СПИДом беременная монахиня хотят простого человеческого счастья. А зритель может поставить себя на место любого, включая самого режиссёра, настолько свободно ему, зрителю, в этих картинах дышится.
4. Осенняя соната (1978)
Пианистка с мировым именем Шарлотта приезжает в тихую деревушку по приглашению своей старшей дочери Эвы. Эва — тоже пианистка, но не такая талантливая и блестящая, как мать. Она выбрала тихую жизнь жены пастора в любви и заботе о ближнем. Шарлотта колесит по миру, купается в мировой славе, заботится только о себе и, кажется, никого не любит. Эва — хочет быть хорошей хозяйкой, матерью и дочерью. Но её единственный сын утонул, когда ему было четыре, а мать никогда её не любила. Эва забирает из клиники свою страдающую параличом сестру Хелену и не предупреждает об этом мать, Шарлотта была совсем не готова к такой встрече.
Ингмар Бергман, на тот момент уже живой классик и гуру семейной драмы, изначально задумал эту историю взаимной ненависти и непонимания с прицелом на двух великих актрис. Ингрид Бергман должна была играть маму, которая ведёт себя, как так и не повзрослевшая дочь: живёт своей жизнью, не имеет семьи и не хочет нести ответственность за кого-либо ещё, кроме себя. А Лив Ульман должна была сыграть дочь, которая стала матерью для своей матери и младшей сестры, но так и не смогла простить ей её отсутствие и нелюбовь.
5. Материнский инстинкт (2018)
Две идеальные семьи из среднего класса живут по соседству и очень довольны видеть в ближнем своё отражение: счастливые и благополучные. Элиз и Селин называют друг друга лучшими подругами, их сыновья Максим и Тео тоже не разлей вода, их мужья, кажется, даже внешне похожи. Но рай в их микросоциуме бесповоротно разрушается, когда сын Селин Максим на глазах у Элиз и Тео пытается снять кота с крыши и разбивается насмерть. Теперь Элиз не без основания чувствует свою вину за смерть мальчика. Она не может смотреть в глаза всем членам их маленького круга, а убитая горем Селин всё больше времени проводит с Тео. Элиз начинает подозревать, что бывшая подруга хочет украсть у неё ребёнка.
Франко-бельгийский ретро-триллер неустанно сравнивают с шедеврами гуру жанра Альфреда Хичкока. Режиссёр «Материнского инстинкта» Оливье Массе-Депасс, конечно, не Хичкок. Но координаты для фильма выбраны верные: напряженная история из подозрений и сомнений, уверенно держит зрителей у экранов. На что готова пойти мать, чтобы защитить своё дитя? И на что способна женщина, потерявшая единственного ребенка?
6. Ребёнок Розмари (1968)
Розмари и Гай Вудхаусы арендуют роскошную квартиру в Нью-Йорке и планируют новую жизнь. Пока ещё не слишком известный актёр Гай рассчитывает прославиться, а его жена Розмари хочет зачать ребенка. Их мечты исполнятся, просто не совсем так, как они себе это представляли. Их первыми приятелями-соседями в новом доме становится пожилая чета — Минни и Роман Кастеветы. Их доброжелательность граничит с навязчивостью и будит в Розмари недобрые подозрения. Однажды после странного шоколадного мусса Минни Розмари впадает в беспамятство, а вскоре узнаёт, что беременна. Розмари ещё не знает, насколько влиятельные и многочисленные силы теперь управляют судьбами девушки и её будущего ребенка.
Первоначально студия Paramount предложила экранизировать роман Айры Левина «Ребенок Розмари» Альфреду Хичкоку. Но и без него фильм приобрёл культовый статус и прочно удерживает позиции во всевозможных рейтингах лучших фильмов за всю историю. Рассказ о молодой женщине, готовящейся стать молодой мамой и полностью теряющей контроль над своим телом изнутри и извне, можно было бы назвать «Обыкновенный сатанизм» — так мастерски в этом фильме Роман Полански смешивает теорию заговора с паранойей, а мистику — с повседневной рутиной.
7. Подмена (2008)
Реальная история одинокой матери, которая произошла в Лос-Анджелесе в 1920-е годы. У не по времени эмансипированной и прогрессивной телефонистки Кристины Коллинз похищают девятилетнего сына Уолтера. Мальчика никто особенно не ищет, в полиции процветают рэкет и коррупция. Но Кристина и не думает сдаваться. Тогда ей торжественно объявляют, что её сын нашёлся и вручают мальчика-беспризорника. Кристина пытается доказать, что этот мальчик не её сын и в итоге оказывается в психиатрической лечебнице.
Помимо того, что это фильм классика Голливуда, автора «Гран Трино» и «Малышки на миллион» Клинта Иствуда, это ещё и редкая драматическая роль Анджелины Джоли. Пригласить на роль в серьёзной исторической драме главную кинодиву того времени — шаг экстравагантный, достойный главной героини этого интересного сюжета, которая в одиночку пытается преодолеть и бесправие женщин, и царящее вокруг беззаконие. Фильм был высоко оценён критиками, а работа Джоли в нём была признана одной из вершин в её карьере.
8. Родня (1981)
Фильм о том, как простая сельская женщина Маруся Коновалова едет в город к родным. Но стоит ей сойти с поезда, Мария Васильевна понимает: что-то неладно в её семье. Дочь отчего-то не живёт с мужем, внучку не узнать и не оторвать от экрана телевизора. Где-то тут же живёт её бывший муж, красавец-лётчик, и тоже врозь со своей второй семьей. Мария Васильевна решительно настроена помочь родным справится с проблемами и наладить их жизнь. Вот только у её родных своё мнение на этот счет.
Сценарий фильма был написан специально для Нонны Мордюковой, ведь никто другой не сумел бы превратить трагедию в буффонаду, а буффонаду в трагедию. Татьяна Москвина дала великой актрисе самую точную портретную характеристику: «Медея, сосланная в колхоз». Мордюкова за свою карьеру исполнила роли сразу нескольких ключевых для отечественного кино матерей: мать, укрывающую единственного оставшегося в живых сына-дезертира («Трясина», 1978, реж. Г. Чухрай), женщину-красного комиссара, которую незапланированная беременность отвлекает от революции («Комиссар», 1988, реж. А. Аскольдов) и даже последней ролью в её карьере стала роль мамы, которая наставляет четверых сыновей угнать самолет («Мама», 1999, реж. Д. Евстигнеев). Мордюкова — по сути, и есть экранное воплощение властной и сильной Родины-матери, женщин того послевоенного поколения, которым пришлось взять на себя и мужскую функцию вместо погибших на войне сыновей, супругов, отцов и братьев.
9. Волчок (2009)
История о женщине-кукушке и её маленькой дочери, которая от встречи к встрече продолжает ждать и надеяться на материнскую любовь. Главная героиня впервые познакомилась со своей матерью, когда ей было семь: женщина только вышла из тюрьмы и приехала к девочке с бабушкой навеселе, со случайным попутчиком-кавалером, яркая и громкая, как праздник. Внезапная среди серой провинциальной жизни, эта встреча навсегда влюбила девочку в беспутную, но очень безудержную, как ураган, мать. Но этот ураган будет приносить с собой одни только разрушения.
Фильм уральского драматурга Василия Сигарева сразу же прославил его как подающего надежды режиссёра, а его жену Яну Троянову сделал одной из самых востребованных актрис отечественного кино.
10. Три билборда на границе Эббинга, Миссури (2017)
Оскароносная драма Мартина Макдоны с Фрэнсис Макдорманд, Сэмом Рокуэллом и Вуди Харрельсоном в главных ролях. Видя бездействие полиции, Милдред Хейс — мать жестоко убитой девочки-подростка — решает взять правосудие в свои руки и арендует пустующие билборды на въезде в город, где размещает надписи с упрёками в адрес местного шерифа. Это приводит к вспышке противостояния между горожанами и полицией, а также неожиданному перерождению некоторых обитателей городка.
Режиссёр Мартина Макдона — известный драматург. Успех пришёл к нему в 1997 году с выходом пьесы «Королевы красоты из Линейна». С тех пор любая пьеса Макдоны — событие в театральном мире, а его фильмы неизменно привлекают к себе интерес, в первую очередь оригинальными сценариями, полными абсурда и изобретательных диалогов.