В апреле 2023 года в СМИ появилась информация о том, что танки «Армата» направлены в зону спецоперации. Однако никаких кадров боевых действий никто так и не увидел. Позже появилась новая информация о том, что… танки не входят в боевое соприкосновение с войсками противника. То есть пароход хороший, но воды боится.
Танк «Армата» разрабатывается вот уже 15 лет, но госиспытаний так и не прошел, на вооружение до сих пор не принят. Почему Министерство обороны отказывается покупать этот танк?
У «Арматы» есть три зарубежных конкурента – «Абрамс», «Леопард» и «Челленджер», а также один внутренний конкурент – «Черный орел». Если посмотреть на этих конкурентов сбоку, можно обнаружить одну характерную особенность - отросток за кормовой частью башни. Это капсула для хранения боекомплекта. Она предохраняет экипаж от взрыва снарядов в результате детонации, повышает живучесть и экипажа, и танка в целом.
У российских танков Т-72 и Т-90 таких отростков нет. Боекомплект этих танков находится прямо в башне, в непосредственной близости от экипажа. При детонации боекомплекта сила взрыва, как правило, срывает тяжелую бронированную башню и отбрасывает ее от танка не несколько десятков метров. От экипажа при этом остается только пыль.
К сожалению, исторически сложилось так, что вопросам безопасности экипажей танков в нашей стране уделялось очень мало внимания. Первые массовые средние танки БТ и Т-34 были очень легкими, имели слабую броню. Защита экипажей обеспечивалась высокой скоростью и маневренностью этих машин.
Беда заключалась в том, что поле боя – не гоночная трасса. Ездить по полю боя с высокой скоростью, постоянно маневрируя, конечно, можно. Но как на высокой скорости оценить обстановку, найти наиболее опасную цель, остановить танк на две-три секунды, прицелиться, поразить цель с первого выстрела и продолжить движение с высокой скоростью, постоянно маневрируя.
В мемуарной литературе я читал о том, что экипажи асов-танкистов в Красной Армии были. Но не более, чем один экипаж на тысячу. Остальные танки Т-34 горели часто и сильно.
Немцы не боялись увеличивать толщину брони и повышать вес танка. Они
понимали, что за мощной броней экипаж чувствует себя в безопасности, не боится погибнуть от прямого попадания бронебойного снаряда, воюет грамотно, умело, спокойно и без паники.
Мощная броня ведет к увеличению веса, увеличение веса требует применения мощного дизеля. С мощными дизелями в СССР были сплошные проблемы. Они не получались. Они то не заводились в нужное время, то глохли в самый неподходящий момент. Они не поддавались серийному производству, а если и поддавались, требовали затем постоянного ремонта, причем, очень часто этот ремонт оказывался столь сложным, что осуществить его в полевых условиях было невозможно. Вот потому и появились самые легкие в мире Т-34 и последующие танки.
Созданные в СССР Т-72Б и Т-90С не были исключением из правил. Они легче всех своих конкурентов – «Абрамса», «Леопарда» и «Челленджера». Т-72Б и Т-90С весят по 46 тонн. Зарубежные конкуренты весят от 62 до 66 тонн, то есть примерно на 20 тонн больше. Соответственно, все они имеют очень мощную броню, особенно лобовую броню.
Т-72Б3 и Т-90С так и не смогли преодолеть барьер в 1000 л.с. На них размещены дизели В-84 мощностью 840 л.с. «Абрамс-М1А2» имеет газовую турбину мощностью 1500 л.с., «Леопард-2А7» - дизель мощностью 1500 л.с., «Челленджер-2» - дизель мощностью 1200 л.с.
Боекомплект «Абрамса» размещен в изолированном отсеке кормовой части башни. Боекомплект «Леопарда» находится за мощной перегородкой в кормовой части башни. Боекомплект «Челленджера» хранится в бронированных контейнерах, которые, в свою очередь, находятся в рубашках со специальной жидкостью. Все эти отсеки, перегородки, контейнеры и рубашки обеспечивают полноценную защиту экипажа от взрыва при детонации боекомплекта. Вместе с мощной и тяжелой броней, динамической и активной защитой они придают уверенность экипажу в бою, что является основой успеха.
В позднем СССР работали три центра танкостроения – в Харькове, Нижнем Тагиле и в Омске. После распада СССР остались два центра. Но и это количество оказалось непосильным для страны. Омский завод транспортного машиностроения был признан банкротом. Разработку и производство танков продолжил нижнетагильский «Уралвагонзавод».
Как ни странно, именно в Омске перед банкротством был изобретен танк «Черный орел», схема которого принята всеми ведущими танкостроительными фирмами мира – «Крайслер Дефенсе», «Краусс-Маффей» и «Виккерс Дефенс Системс». Впервые в отечественной истории взрывоопасный боекомплект танка «Черный орел» был размещен не под локтями членов экипажа, а в съемном бронированном модуле-контейнере в кормовой части башни. Как и предшественник – Т-80У - «Черный орел» оснащался газотурбинным двигателем мощностью 1250-1500 л.с., что позволяло иметь мощную броневую защиту. Именно этот танк был отвергнут.
В 2009 году, в единственном оставшемся в живых центре танкостроения «Уралвагонзаводе» началась разработка танка со странным и непонятным названием «Армата». Латинские слова «арма» и «армата» появились на Руси в конце XIV века. Арматы применялись для борьбы с татарами. Что означает слово «армата» неизвестно. Возможно, это древняя пушка, возможно, древняя катапульта для метания бочек с подожженной смолой.
Как это и принято в России, конструкторы «Арматы» решили идти своим собственным путем, отличным от всех других путей мира. Памятуя о том, что самым уязвимым местом танка является башня, они решили впервые в истории человечества сделать башню необитаемой. По замыслу, весь экипаж сидит в корпусе танка, наблюдает за всем происходящем на поле боя по телевизору и нажимает на кнопки, в соответствии с командами которых безлюдная башня крутится, пушка наводится, заряжается и стреляет.
С одной стороны, получилось чудо электроники и автоматики. С другой стороны, министр обороны России вот уже несколько лет отказывается принимать это чудо на вооружение. Что происходит? Непонятно. Старушки в московских трамваях судачат о том, что после каждого выезда в поле у танка ломаются и телевизоры, и кнопки, и сами компьютеры. Говорят, экипажи танков чувствуют себя крайне неуютно от того, что не видят поле боя вживую, а видят его только на экранах. Говорят, что долги «Уралвагонзавода» достигли астрономической суммы.
16 июня 2023 года министр обороны России посетил Омсктрансмаш и поручил заводу увеличить выпуск танков. Это тому самому заводу, который только в 2014 году вышел из состояния банкротства и полностью перешел на выпуск инженерной техники. На заводе идет модернизация старых танков Т-80БВ с газотурбинными двигателями с целью доведения их до уровня Т-80БВМ. Но ведь эти газотурбинные танки и есть основа, на базе которой был создан «Черный орел»!
Так может, и вернуться к схеме «Черного орла», по которой созданы все лучшие танки мира? Или продолжим бесконечные испытания «Арматы» и бесконечные модернизации Т-72Б3М и Т-90М?
И последнее. Все находящиеся на вооружении армий мира танки делятся на четыре категории:
1. Боеготовые танки.
2. Танки, требующие ремонта.
3. Танки, находящиеся в ремонте.
5. Танки, находящиеся на складах.
Сами по себе общие цифры наличия танков в армии ничего не говорят, так как боеготовых среди них может быть 30 процентов или 20 процентов, или 10 процентов. Но цифры боеготовых танков также ни о чем не говорят, если неизвестно количество боеготовых танков новейшей конструкции. Только зная количество находящихся в армии боеготовых танков новейшей конструкции, мы сможем сказать, победит эта армия или проиграет. Разумеется, необходимо также знать количество хорошо подготовленных экипажей.
Судя по всему, ни массового, ни крупносерийного производства танков в России нет. Есть лишь опытное производство и модернизация. Для воюющей страны этого недостаточно.
Подписывайтесь на канал «Прожектор оборонки»
Михаил Первов