Найти тему
О Москве нескучно

Почему в этом тоннеле на Садовом кольце всегда пробки

Оглавление

Правда ли, что этот тоннель был первым на Садовом кольце? По каким причинам его решили строить? Почему выбрали именно такую конструкцию? Неужели один из проездов сооружения пришлось прокладывать прямо под старым домом? А также - как изменился тоннель за более чем 60 лет своего существования? И помог ли он достичь тех целей, которые перед ним ставили проектировщики? Об этом и не только расскажу сегодня.

Хватит стоять

Маяковский тоннель располагается под Триумфальной площадью. Это первое такое сооружения на всей трассе Садового кольца. Торжественное открытие состоялось летом 1960 года. Тоннель стал частью огромного проекта. Его главной задачей было увеличить пропускную способность магистрали. Согласно данным на конец 1950-х, более 60% всех автомобилей, которые въезжали за сутки в город, пользовались именно Садовым кольцом. Для грузовых машин показатели указывали ещё выше.

Двигаться быстро по, казалось бы, широкой магистрали транспорт не мог. Всё из-за большого количества пересечений с радиальными улицами. На этих перекрёстках естественно располагались светофоры. Машины больше стояли, чем ехали. Поэтому московские чиновники решили, что пора превращать Садовое кольцо в дорогу с непрерывным движением. То есть убрать все светофоры. В качестве решения проблемы инженеры предложили подземные тоннели. Тем более, что в 1959 году такую конструкцию открыли на развилке Кутузовского проспекта и Большой Дорогомиловской улицы. То есть опыт строительства уже имелся.

Первый автомобильный тоннель Москвы на Кутузовском проспекте, 1959. С сайта www.pastvu.com.
Первый автомобильный тоннель Москвы на Кутузовском проспекте, 1959. С сайта www.pastvu.com.

Создавали тоннель сразу несколько институтов: "Метрогипротранс", "Мосинжпроект", "Гипротрансмост" и "Моссветстрой". В последнем занимались разработкой освещения будущих конструкций. Чтобы всё было современно и удобно. Маяковский тоннель начали делать раньше остальных на Садовом кольце. Кстати, название он получил по одноимённой площади, которая тогда располагалась на поверхности. Сейчас она Триумфальная. Надо сказать, что сооружение являлось частью большого проекта. В 1961-1962 годах открылись похожие тоннели на всём юго-западном участке Садового кольца до современной Серпуховской площади.

Тоннель, который держит дом

Для строительных работ под Триумфальной площадью пришлось рыть котлован. Его длина составила 500 метров, ширина 30, а глубина - 10. В основном в качестве материала для тоннеля использовали сборный железобетон. Также применяли металлические сваи. Их забивали на 4 метра в землю. К счастью, станция метро "Маяковская" находится намного глубже. Платформа располагается в 33 метрах под поверхностью. Так что здесь не могло случиться такого же происшествия, как в тоннеле мелкого заложения около "Войковской" в 2006 году.

Из препятствий на пути у рабочих оказалась старая застройка. С домами, которые находились в Оружейном переулке и на Садовой-Триумфальной улице поступили ожидаемо. Их просто несли, чтобы получился более широкий проезд и маленький сквер вдоль него. А вот одно здание уничтожать было никак нельзя. Речь про замкнутый четырёхэтажный дом 1880 года постройки. Его главный фасад выходил на площадь. А часть конструкций находилась прямо там, где хотели прокладывать тоннель. Пришлось кое-что придумать.

Инженеры решили, что правый проезд тоннеля (если смотреть в сторону Большой Садовой) будут прокладывать прямо под зданием. Его фундамент дополнительно укрепили. А роль поддержки для этой части дома выполнила опорная стенка, которая разделила правый и левый проезды тоннеля. Также из особенностей местности можно отметить неровный рельеф. Большая Садовая улица располагалась под наклоном после площади. Из-за этого протяжённость именно самого тоннеля получилась не столь внушительной - 197 метров. Ну и конечно важной частью работ стала перекладка множества подземных коммуникаций.

Миссия невыполнима

Собирали тоннель в основном из готовых деталей. Высота каждой могла достигать 12 метров, а вес - 10 тонн. Если говорить о каком-то декоре, его тут просто не было. В основе лежала экономия. Литература тех лет изобиловала пассажами о том, сколько денежных средств удалось сохранить за счёт тех или иных инженерных уловок на строительстве Маяковского автомобильного тоннеля. Из интересного можно упомянуть лишь светильники внутри. Они в газетах 1960 года заслужили эпитет "оригинальные". Внутри каждого было по три лампочки дневного света.

В итоге общая длина сооружения составила 472 метра. Ширина - 25,5. В каждой части тоннеля было по три полосы для движения. В целом, конструкция хорошо вписалась в окружающую застройку и не испортила облик местности. В своём более-менее первозданном виде она просуществовала до 2000-х годов. Конструкции тоннеля тогда отделали панелями бежевого цвета. Оригинальные светильники, похоже, ушли в историю несколько раньше. Их заменили на более типовой вариант.

С января по апреля 2019 года Маяковский тоннель капитально ремонтировали. Также чуть-чуть обновили внешний вид. Панели стали немного светлее. К сожалению, со своей главной задачей тоннель уже давно справляется плохо. Он никак не помогает автомобилям двигаться быстрее по Садовому кольцу. Пробки в обе стороны здесь - нормальное явление. И не только в час-пик. В сторону Баррикадной обычно стоят от пересечения с проспектом Мира и до выезда из Маяковского тоннеля. Обратно - наоборот. Затор исчезает после того, как машины оказываются на поверхности со стороны Садовой-Триумфальной улицы. Наверное, всё дело в том, что здесь всего по три полосы движения. Учитывая, что на многих других участках их количество намного больше, при въезде в тоннель снова получается так называемое бутылочное горлышко. Это проблема очень многих столичных магистралей.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!