Найти тему
Невыдуманные истории

Еврейский акцент русских революций

Всем, кто изучает события начала ХХ века в России, бросается в глаза не только непропорционально большое число евреев, участвовавших в революциях 1917 года, но еще большее их количество в руководящих органах большевистской власти. Для понимания этого явления необходимо уяснить роль и положение евреев в стране до революции.

Идеология российского Самодержавия на протяжении трех последних веков его существования держалась на трех главных принципах, наиболее полно отвечающих национально – религиозному духу русского народа: «Вера, Царь, Отечество».

Очевидно, что эти лозунги были совершенно чужды иудаистской религии, которая охватывала до начала ΧΧ – го века почти всех российских евреев.

Талмудическое толкование веры для иудеев имело совершенно другой смысл, чем для православного населения России. Православие на всем протяжении истории русского народа было не просто главенствующей религиозной конфессией; оно было главной идеологической установкой, на которой зиждилась государственная самодержавная власть. Неприятие этой идеологической установки евреями делало их в глазах высших властей страны неблагонадежными не только в религиозном, но и в политическом отношении.

Естественно так же, что понятие «Православный Царь» для российских евреев имело больше отрицательный, чем положительный смысл. Вековые мечтания иудеев об Израильском Царе, как избавителе еврейского народа, естественно, не могли совпадать с представлениями о русском Царе, именно потому, что Царь этот был Православным, русским по духу. Евреи понимали, что от русского Царя им каких – либо милостей ожидать не стоит.

Понятие «Отечество» в русском понимании этого слова тоже не было близким понятием для русского еврейства. Веками российские евреи, как и зарубежные, мечтали о своем Отечестве – о «земле обетованной».

Таким образом, все три основополагающих принципа, на которых держалась самодержавная власть в русской Империи, были еврейству не только чужды, но и враждебны. Поэтому основными положениями политики Верховной власти в отношении евреев было их ограничение в гражданских правах в виде черты оседлости, ограничения при поступлении в высшие учебные заведения и т. п. Неудивительно, что иудеи называли «Россию тюрьмой, а себя – узниками в ней».

Отношения еврейства и русских властей до революции напоминали вооруженный нейтралитет. Верховная власть лишь терпела евреев, понимая невозможность решения «еврейского вопроса» радикальным способом, например, путем их выселения в какую – нибудь часть света, за пределы Российской империи. Евреи же, не имея возможности переселения в «землю обетованную», были вынуждены подчиняться государственным законам.

Понятно, что российское еврейство со временем стало все более тяготиться налагаемыми на него ограничениями, тем более, что ему оказывало огромную финансовую и моральную поддержку еврейство иностранное, в первую очередь - американское. К концу ΧΙΧ – го века российское еврейство стало влиятельной общественной силой. Еврейская молодежь, вырвавшаяся из – под опеки местных кагалов, и все более масштабно включалась в революционную борьбу.

В 1897 году (на полгода раньше ленинской Российской социал – демократической рабочей партии - РСДРП) в Вильне создается еврейский революционный союз Бунд, членами которого могли быть только евреи, даже евреи – выкресты в него не принимались. Главной целью «Бунда» было создание для евреев национально – культурной автономии.

Но и в РСДРП евреи заняли в её руководстве главенствующее положение - с момента ее образования. В Краткой Еврейской Энциклопедии отмечалось, что на І съезде РСДРП в 1898 году «из восьми делегатов пятеро были евреями…»

Лидерами меньшевиков после ІІІ съезда РСДРП были Аксельрод, Дейч, Мартов, Либер, Троцкий, Дан, Абрамович, Плеханов. Русским из них был только Плеханов, один из восьми человек.

После выхода Манифеста 17 октября 1905 года число евреев в революционном движении резко выросло и стало непропорционально большим.

Это обстоятельство достаточно точно устанавливается по данным официальной статистики. Так, евреи, составляя двадцать пятую часть населения России, дали из своей среды третью часть всех политических преступников. С 1901 по 1904 год на 100 тысяч русских приходилось 4 человека, привлеченных к судебной ответственности по политическим делам, а на 100 тысяч евреев за то же время - 38 привлеченных.

Об этом же говорит и другой факт: в 1905 году среди политических поднадзорных по всей Сибири русских оказалось 42%, евреев -37%, поляков - 14%. И это при том, что евреи составляли всего немногим более 4% от общего населения России![1]

В первой русской революции 1905 года евреи приняли самое активное участие, о чем свидетельствовал наблюдатель тех событий берлинский профессор Теодор Шиман:

  • В русской смуте огромную роль сыграл еврейский «Бунд», состоящий преимущественно из еврейской интеллигентной и полуинтеллигентной молодежи. Современное русское революционное движение окажется совершенно необъяснимым и невразумительным, если замалчивать роль, сыгранную в нем еврейством.

После выхода Манифеста 1905 года, появились первые легальные оппозиционные партии, которые принялись усиленно раскачивать лодку русской государственности. Даже с трибуны Государственной Думы раздавались речи депутатов, откровенно критикующих Самодержавие и Царскую чету лично.

Русское еврейство не осталось в стороне. Кадетская партия, которую возглавил ученый – историк П.Н. Милюков, тесно сотрудничала с Еврейским Союзом Равноправия. Сам Милюков, который слыл апологетом западных либеральных ценностей, близко сошелся с еврейскими кругами и, по словам очевидцев, был любимцем еврейских женщин.

Пресса, после 1905 года, по словам Витте, была в основном «еврейская или полуеврейская». Так, главную кадетскую газету «Речь» возглавлял И. В. Гессен, финансировал её издание еврейский банкир Бак. Владельцем «Биржевых новостей» был некто С. М. Проппер, плохо владеющий русским языком, но ставший впоследствии гласным городской Думы в Петербурге. Дешевую газету «Копейка» выпускали М. Б. Городецкий, А. Э. Коган и Б. А. Катловкер. Газету «Россия» финансировал М. О. Альберт.

Андрей Белый, знаменитый поэт, человек абсолютно далекий от политики, жаловался: «Посмотрите списки сотрудников газет и журналов России: кто музыкальные, литературные критики этих журналов? Вы увидите почти сплошь имена евреев…»

Засилье евреев в «передовых» изданиях начала века признавали они сами. Видный сионист В. Е. Жаботинский (кстати, родственник Троцкого) писал: «Передовые газеты, содержимые на еврейские деньги и переполненные сотрудниками – евреями».

Как – то дошло до смешного - при обсуждении вопроса в Государственной Думе о черте оседлости Пуришкевич, указав на «ложу прессы», воскликнул: «Да вот она, черта оседлости!» Весь зал покатился со смеху.

Ярко характеризует роль евреев в революционном движении один интересный исторический эпизод. В годы Первой мировой войны в Швейцарии, в Циммервальде, проходила всем хорошо известная социалистическая конференция. Ее участникам было трудно решить - на каком языке проводить конференцию, поскольку делегаты были из многих стран. Внезапно, один из делегатов, как бы в шутку, предложил идиш, и все согласились, поскольку выяснилось, что большинство делегатов – евреи. В этой конференции участвовал и Ленин, который вообще свободно говорил на нескольких европейских языках и в том числе и на идише.

После февральского переворота деятельность всех еврейских общественных организаций существенно оживилась. Активизировался Бунд, образовалась «Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия». Название её было очень удивительно, так как в Петрограде «еврейского пролетариата», за права которого она должна была бороться, почти не было. Началось возвращение евреев- революционеров из эмиграции: из США прибыл Троцкий со своими подельниками – Володарским, Урицким, Лариным.

В президиум первого всероссийского ЦИК Совета рабочих и солдатских депутатов в июне 1917 года вошли 9 человек, в том числе эсер Гоц, меньшевик Дан, бундовец Либер, эсер Гендельман. Отдельно от ЦИКа рабочих и солдатских депутатов существовал Исполнительный Комитет крестьянских депутатов. Тут дело дошло уже до смешного – крестьян из 30 его членов было…трое, а евреев было семеро.

Сами евреи не отрицали своего активного участия в русских революциях. В марте 1917 года кадет О. О. Грузенберг перед руководителями Временного Правительства и Совета рабочих и солдатских депутатов заявил: «Мы щедро отдали революции огромный процент нашего народа – почти весь его цвет, почти всю молодежь».

На «историческом заседании» 10 октября 1917 года, принявшем решение об Октябрьском перевороте, среди 12 участников – шесть евреев: Троцкий, Зиновьев, Каменев, Свердлов, Урицкий, Сокольников.

После большевистского переворота количество евреев на высших уровнях власти резко возросло, что отмечалось многими современниками. Среди большевистских вождей евреи составляли значительную часть. Евреями были главный герой Октябрьского переворота и Гражданской войны Лев Троцкий (Бронштейн), Лев Каменев (Розенфельд), Григорий Зиновьев (Радомысльский), Моисей Володарский (Гольдштейн), Карл Радек, Яков Свердлов, Моисей Урицкий и многие другие.

Знаменитый русский писатель В. Г. Короленко до революции был известен своими юдофильскими настроениями. Тем более интересно изменение его позиции после революции, которую он отразил в своем дневнике 8 марта 1919 года:

  • …Среди большевиков – много евреев и евреек. И черта их - крайняя бестактность и самоуверенность, которая кидается в глаза и раздражает. Наглости много и у неевреев. Но она особенно кидается в глаза в этом национальном облике».

Преобладание среди большевистского руководства евреев сами они не отрицали. Вот свидетельство видного сиониста М. С. Агурского: в своем сочинении «Идеология национал – большевизма» он писал, что в 1920 – х годах установился взгляд «на советскую власть как на власть с еврейским доминированием».

Александр Исаевич Солженицын отмечает, что особенно много евреев было в продовольственных органах новой, советской власти. Моисей Фрумкин – член коллегии наркомпрода, замнаркома продовольствия (управделами у него – Рафаилов), Исаак Зеленский – член коллегии наркомпрода, Семён Восков – комиссар продовольствия Северной области, Мирон Владимиров – Шейнфинкель, член коллегии наркомпрода, с 1921 года – нарком продовольствия Украины, Григорий Зусманович - комиссар продармии на Украине, Моисей Калманович – комиссар продовольствия Западного фронта, в 1919 – 1920 – х годах нарком продовольствия БССР.

Назначение евреев на руководящие посты стало у Ленина государственной политикой. По воспоминаниям Л. М. Кагановича, Ленин постоянно настаивал, чтобы в любом советском учреждении либо руководитель, либо его первый заместитель обязательно был евреем.

Писатель Наживин пишет о своих раннесоветских впечатлениях об управлении делами первого советского правительства – Совета народных комиссаров:

  • Всюду невероятная неряшливость и неразбериха. Всюду латыши, латыши, латыши и евреи, евреи, евреи. Антисемитом я никогда не был, но тут их количество буквально резало глаза, и все самого зеленого возраста.

Наш современник, митрополит о. Иоанн (Снычев) уже в наше время подсчитал:

  • В годы гражданской войны из 556 высших партийно – государственных должностей 85 процентов были заняты евреями, 5 процентов – русскими и оставшиеся 10 – представителями других национальностей. Это при том, что еврейская община составляла 1,1 процента от общего населения России.

Характерно, что сразу после расстрела царской семьи, в июле 1918 года Совет Народных Комиссаров издает особый закон об антисемитизме. Этим законом предписывалось «ставить активных антисемитов вне закона», то есть расстреливать.

В ноябре 1917 года по инициативе Ленина создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем – ВЧК, которая вскоре наводила ужас по всей стране. Состав руководящей коллегии этого карательного органа очень показателен: Дзержинский (председатель), Петерс (заместитель), члены коллегии Шкловский, Кнейфис, Цейстин, Розмирович, Кренберг, Хайкина, Леонтович, Делафабр, Блюмкин, Александрович, Циткин, Ривкин, Рейтенберг, Фенис, Закс, Гольдин, Гольперштейн, Книгссен, Дейбкин, Шиленкус, Свердлов, Карлсон, Шаумян, Сейзян, Фогель, Антонов – Овсеенко.

На начальном этапе действия советских карательных органов национальные меньшинства составляли в них около 50%. При этом доля их на ответственных должностях в аппарате достигала 70%. В Московской ЧК, которая насчитывала 62 человека, было 43 еврея, 10 латышей и всего 2 русских. В Киевской ЧК из 20 человек руководящих работников 18 были евреями.

Несмотря на то, что под жернова «красного террора» попадали и сами евреи (в основном мелкие торговцы), в народе этот террор ассоциировался с «еврейским террором». Все это вызывало ненависть населения не только к большевикам – евреям, но и к евреям вообще.

Справедливости ради необходимо отметить, что приписывать евреям решающую роль в победе большевизма в России было бы неверно. Эту мысль высказывал русский мыслитель Л. П. Карсавин, умерший в ГУЛАГе: «Надо быть очень необразованным исторически человеком и слишком презирать русский народ, чтобы думать, будто евреи могли разрушить русское государство».

Александр Исаевич Солженицын, придерживаясь объективной точки зрения в «еврейском вопросе», справедливо отмечал - не только евреи виновны в русской катастрофе: «В «большевизм нас затолкали не евреи»…В 1917 году мы свою судьбу сварганили сами, своей дурной головой».

Это же мнение разделяет и наш современник, академик Шафаревич:

  • … мысль, что «революцию делали одни евреи - бессмыслица, выдуманная, вероятно, лишь затем, чтобы её было проще опровергнуть.

Да и исторические факты не подтверждают теории еврейского заговора – в те годы было немало случаев, когда евреи убивали друг друга. Так начальника Петроградской ЧК Моисея Урицкого убил Леонид Каннегиссер за расстрел своего друга Владимира Перельцвейга. В вождя большевиков – еврея по матери Владимира Ленина - стреляла еврейка Фанни Каплан.

По мнению Александра Исаевича Солженицына, евреи – революционеры были «отщепенцами», вероотступниками, предавшими свой народ, свою культуру.

Но роль евреев в русской революции не стоит и преуменьшать. В бурлящем потоке революции евреи всплыли на самый его верх, оказав решающее влияние на судьбу страны. Чтобы убедиться в этом, представим на минуту, что не было в 17 – м году ни Троцкого, ни Свердлова, ни Каменева с Зиновьевым. Смогли бы большевики победить в этом случае? Пошла бы Россия по тому пути, по которому она пошла?

[1] Солженицын А. И. Двести лет вместе. В 2 т. – М.: Русский путь, 2001.