Кирилл Шишов: судьба как творчество
Жил и живёт в Челябинске уже 83 года писатель, поэт, краевед, почётный гражданин промышленного города Кирилл Алексеевич Шишов. Последние тридцать лет посвятил свою жизнь «пробиванию» литературного музея. Мы сегодня живём в странном-странном мире чиновников: никто не против идеи неистового Кирилла, но дело почти не движется. Но когда в индустриальном центре Южного Урала мэром стала женщина, она вдруг услышала душевный порыв почётного гражданина своего города. И дело сдвинулось с мёртвой точки: кто-то уже работает над концепцией, где-то нашли здание, которое уже ремонтируют неизвестные строители…
А Кирилл Алексеевич пишет стихи, статьи и прозу о том, что его удивляет в этой странной-странной жизни псевдокультурного хаоса: готовит к печати XIV том своего собрания сочинений за 60 с лишним лет творческой судьбы. Но однажды жаждущего активной культурной жизни писателя поразило отреставрированное здание XIX века, где у купца проходили общественные собрания, балы и поэтические чтения. А сегодня собственник здания – областной краеведческий музей – разрешил неистовому Кириллу раз в месяц проводить литературные вечера.
И культурная жизнь в Челябинске пошла в другом – просветительском – русле. Уже второй год любители истории литературы и культуры раз в месяц приходят к Кириллу Алексеевичу, который всё так же страстно и пронзительно точно с выбором тем организует воскресные вечера с чтением стихов и прозы с показом уникальных фотографий, иногда в сопровождения живой музыки лучших музыкантов Южного Урала. Сравнительно недавно известный в России литератор Алексей Казаков открыл для нас новое имя земляка – шанхайского эмигранта и писателя Павла Северного, сына управляющего заводами на Южном Урале барона Александра фон Ольбриха из Верхнего Уфалея (ныне – Челябинской области).
Но для проведения такого литературного вечера мы съездили вместе с Кириллом Шишовым и Алексеем Казаковым на родину ещё не открытого для нашего Отечества русского писателя Павла Северного. На бывшем здании, где прошло детство юного барона, уже установлена мемориальная доска, а в местном музее есть даже предметы быта писателя, которые подарил сын. Кстати, о сыне. Известный в мире русской литературы Алексей Казаков (исследователь творчества Сергея Есенина) успел до смерти стареющего Арсения Павловича Северного побывать в его московской квартире и отснять все изданные в Китае романы отца. У Алексея Казакова появилась даже мысль издать полное собрание сочинений знаменитого земляка. И по слухам уже готовится к изданию первый том неизвестных романов.
Мы в тот памятный вечер были откровенно поражены рассказу литератора Казакова, который сопровождался показом обложек русскоязычных романов Северного, изданных сто лет назад в Китае, но ещё не переизданных в России.
Из повествования на том вечере мы узнали, что Павел Северный бывал в Японии, Индии, Индокитае, Гонконге и странах Европы. В Париже изучал переписку Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. О жене Пушкина написал роман «Косая мадонна». В тот парижский период молодой писатель нашел себе красавицу-жену. Тамара Купер – дочь крупного торговца пушниной – по образованию была врачом-косметологом, училась в Берлине и Париже. Венчались Павел и Тамара в русском православном храме в Шанхае. Сын писателя Арсений Павлович писал: «У меня были потрясающие родители…».
В особняке семейства Северных в Шанхае бывали известные люди: Рабиндранат Тагор, Николай Рерих, Александр Вертинский, Сергей Лемешев, правнук писателя С. Т. Аксакова – композитор С. С. Аксаков. К приезду в 1936 году знаменитого певца Федора Шаляпина в Шанхай Павел Северный поместил в местной русскоязычной газете «Новая жизнь» свое стихотворение «Ему», посвященное русскому певцу. Шаляпину оно очень понравилось, и он пригласил Северного на свои концерты, а потом и подружился с Павлом Александровичем.
Увы, сын русского писателя – Арсений Северный – сравнительно недавно покинул сей мир, но успел побеспокоиться об издании двух романов отца: «Связанный гнев» (в Оренбурге), «Сказание о старом Урале» (в Екатеринбурге).
Я описал только один вечер в общественном собрании Челябинска, который тщательно готовил Кирилл Шишов. Но были и собрания, посвящённые неизвестной поэзии участника Великой Отечественной войны Освальда Плебейского. А месяц назад все любители литературы собирались на вечер, чтобы вспомнить добрым словом жизнь удивительного человека – Ефима Ховива, – которому в этом году исполнилось 95 лет. Вечер вела лучшая ученица Ефима Григорьевича – детская писательница Нина Пикулева. Именно ей в колонном зале Дома Союзов вручал премию им. Льва Толстого любимый с детства писатель Сергей Михалков. А воспитывал будущую детскую поэтессу именно Ефим Ховив, руководитель литературного объединения ЧТЗ имени Михаила Львова. Ефим Григорьевич, талантливый поэт с небольшим творческим наследием, посвятил всю свою жизнь литературному воспитанию своих подопечных. Он сам себя назначил ответственным за судьбу талантливых студийцев. Достаточно сказать, что свои первые стихи Ефиму Ховиву читал и Костя Рубинский, который сегодня известен всей России как самый популярный театральный драматург и обладатель престижной театральной премии «Золотая маска».
На том памятном вечере в октябре собирались самые благодарные и преданные Ефиму Ховиву и южноуральской литературе друзья.
И, как всегда, объединил всех ради сохранения памяти почти забытых и неизвестных имен литературного Отечества всё тот же неистовый Кирилл Шишов.
Дай, Бог, ему здоровья и созидательной энергии на долгие годы…
Павел БОЛЬШАКОВ, член Союза российских писателей, фото автора
P.S. Я прочёл и перечитал в этом году роман Павла Северного «Сказание о старом Урале». Такого тонко поэтического и образного описания природы Урала в прозаическом романе я не встречал ни у Дмитрия Мамина-Сибиряка, ни у Павла Бажова. Сужу о прозе Северного и как состоявшийся на Урале пейзажист-фотохудожник.