Найти тему

Любань — "столица" железнодорожников

То ли от новгородского личного имени Любынь, то ли от лубочного промысла, произошло доброе и ласковое название Любань (ударение на второй слог). Городок расположился на берегах речки Тигода, на трассе С-Петербург-Москва, первое упоминание в Новгородской писцовой книге Водской пятины 1499-1500 г. Земли здесь никогда плодородием не отличались, поэтому жители занимались лубяным промыслом — лапти, корзины, посуда из бересты; само-собой, земледелием как получится, и торговлей. В 1711 был учрежден почтовый путь из Петебурга в Москву — "ямская гоньба", проходящий в числе прочего и через это место, в "Путешествиях из Петербурга в Москву" Радищев посвятил Любани отдельную главу. Но золотой век пришел сюда в середине 19 века вместе с железной дорогой...
Напрашивается небольшое отступление из истории железных дорог… Путь от Петербурга до Москвы на дилижансах занимал три дня, соединить две столицы железной дорогой Николаю I еще в 1830 предложил некий специалист в этом деле Франц Антоний Герснер. Но император сначала решил проэкспериментировать, дорогу проложили в Царское Село и, откровенно говоря, не особо она была популярна и весьма убыточна, пока на конечной станции, в Павловске, не построили Воксал (что означало это слово, откуда взялось и почему только на постсоветском пространстве ж/д станции называются вокзалами рассказывать не буду), по современному если — торгово-развлекательный центр со всякими ресторанами, сценическими и театральными площадками, на которых выступали самые именитые коллективы и отдельные товарисчи (Ференц Лист, например). Театралы и меломаны стали часто ездить из столицы, само собой по железной дороге, ее рентабельность резко возросла. Николай I вдохновился и дал добро на прокладку железной магистрали между столицами.

Строили дорогу 60000 крестьян (вот уж поистине на все руки от скуки российские крестьяне), а руководили работами 2 инженера - Мельников (северный участок) и Крафт (южный).

Типовое здание вокзала в Любани, 1850г, арх. Р.А.Желязевич, второй этаж был надстроен позже.
Типовое здание вокзала в Любани, 1850г, арх. Р.А.Желязевич, второй этаж был надстроен позже.

Но вернемся в Любань... В 1852 был построен вокзал островного типа по проекту архитектора Р.А.Желязевича, на дороге таких четыре, здание находится между ж/д путей (сохранилось до наших дней с незначительными изменениями) Забавно, что в первые годы на станции останавливались 2 поезда в разных направлениях одновременно, и пассажиры бежали в ресторан, где можно было очень дешево и вкусно пообедать всего за 75 копеек, Чехов вспоминал, как сытно и вкусно он обедал в Любани. Отправлялись поезда тоже одновременно, начальник станции заходил в ресторан и объявлял посадку, из-за шума слышно ничего не было, но само появление в зале было знаком бежать на поезд... сломя голову... частенько не в тот.. после нескольких жалоб, поезда развели по времени.

Железная дорога изменила образ Любани, теперь началась разработка и вывозка природных богатств края — леса, торфа, глин…еще один промысел существует и поныне — выращивание цветов на продажу, встречать приезжающих без цветов — дурной тон с 19 века, «в дощатом городе Любани к перону вынесли цветы» - писал поэт…

Типовая дача начала 20 века
Типовая дача начала 20 века

Любань быстро набирала популярность среди петербуржцев, иметь здесь дачу стало престижно, крупные железнодорожные чины обзаводились фазендами, на улице встречались генералы при золотых погонах, дамы в бриллиантах. Такому замечательному месту просто необходим был достойный храм.

Центральная улица Любани
Центральная улица Любани

Еще одно небольшое отступление… В очень немалой степени процветанием Любань обязана замечательному человеку — Павлу Петровичу Мельникову. Он родился в Москве или Тульской губернии — никогда и нигде место рождения не указывал, ограничивался словами, что он «из дворян, крестьян не имеет». Большую часть жизни посвятил Петербургу. Выпускник Корпуса инженеров путей сообщений, в очень молодом возрасте стал профессором. Вместе с Крафтом в 1839 году, для изучения устройства железных дорог, отправился в США, и эта поездка сыграла важную роль в решении о строительстве Николаевской дороги. После принятия решения о постройке дороги, поехал в Западную Европу для изучения опыта железнодорожного строительства, а вернувшись написал отчет на почти полутора тысячах страниц. Мельников — гуру российских железных дорог. Был назначен главным управляющим путей сообщения, разработал не только основы железнодорожного строительства, но и первые тех.условия проектирования станций. Стал первым министром путей сообщения России, за время его работы было построено 7 с лишним тыс км железных дорог. После выхода в отставку поселился в Любани, где начал писать «Сведения о русских железных дорогах» в 4 частях. Копия первой части хранится в Государственном архиве, судьба остальных, к сожалению, неизвестна. Усадьба Мельникова сохранилась, дом был перестроен, перекрашен, но не разрушен, в нем располагалась правление совхоза «Любанский», мы его не видели, в интернете фото не нашла — повод заехать еще раз…

Бывшая железнодорожная школа, ныне жилой дом (фото из интернета)
Бывшая железнодорожная школа, ныне жилой дом (фото из интернета)

В Любани Павел Петрович занимается не только научной работой, но и благотворительной деятельностью. На его средства построена первая в России железнодорожная школа (для детей рабочих ж/д)...

-6

сиротский дом...

-7

дом призрения для старух.

Во время оккупации в депо был лагерь военнопленных…Паровозное депо было полностью разрушено в годы Великой Отечественной войны, восстанавливать не стали
Во время оккупации в депо был лагерь военнопленных…Паровозное депо было полностью разрушено в годы Великой Отечественной войны, восстанавливать не стали

Рядом с паровозным депо стояло двухэтажное здание железнодорожного училища.

-9

И конечно же, храм…

-10

строил его друг Мельникова Константин Тон на добровольные пожертвования.

-11

Большую часть на строительство Храма Святых апостолов Петра и Павла пожертвовал Павел Петрович и попросил после смерти упокоить его в храме. Петропавловская церковь призвана была стать мемориальным храмом, увековечить память о первостроителях дороги, с самого освящения она стала памятником строителям железной дороги, на мраморных досках 76 имен…
Это единственный железнодорожный храм России, только здесь каждый день молятся обо всех путешествующих по железной дороге…

Мельникова похоронили под алтарем храма… Так сложилось, что и первый начальник Николаевской дороги Серебряков А.А. заканчивал свой жизненный путь в Любани, похоронен у Петропавловской церкви.

А потом грянула революция, храм закрыли в 1937, священников расстреляли и устроили там овощехранилище. В войну здесь шли кровопролитные бои, Любань была очень сильно разрушена, на центральной улице уцелел всего один дом, в купол церкви попал снаряд. Во время оккупации прихожане как смогли подремонтировали храм, в нем проходили службы, но после освобождения все вернулось на круги своя — овощи же надо где-то хранить. Когда в начале 50-х приехали отдать дань памяти Мельникову, могилу пришлось откапывать от картошки. Прах Павла Петровича перенесли к вокзалу и в 1955 установили бронзовый бюст. Надгробие Серебрякова использовали для закладки письма потомкам, спасибо пионерам, оно сохранилось.

Есть место и чуду в истории храма. От богатого убранства сохранилась только одна икона — почитаемая любанцами, стринного письма, Тихвинская икона Божьей матери. Ее укрыла благочестивая раба Божия Мария, а в благодарность Пречистая Дева сохранила ее дом от пожара, в котором сгорела вся деревня…

В конце концов убрали из церкви и овощехранилище, она разрушалась и тихо умирала…

-12

Петропавловский храм восстанавливали тяжело и долго, спасибо Октябрьской железной дороге, которая не пожалела средств на возрождение, в 1999 его освятили и он вновь стал единственным и главным железнодорожным, памятником всем строителям стальных магистралей.

-13

Восстановили утраченные памятные доски…

-14

Вернули, надеюсь, уже навсегда, прах Мельникова на первоначальное место…

-15
-16

В нижнем этаже храма — музей…

-17

Восстановили и освятили могилу Серебрякова…

-18

Уже в 2000-х с противоположной стороны вокзала установили его бюст, теперь Мельников и Серебряков встречают и провожают всех, проезжающих станцию…

-19
-20

Рядом с храмом братское воинское захоронение. 12 досок, 26 фамилий на каждой…

Фото из интернета
Фото из интернета

На этом стоило бы закончить рассказ о «столице» железнодорожников, но…

Попалась мне как-то статья об устройстве общественных туалетов, интереснейшая, между прочим, тема… так вот в Любани, мне кажется, он сохранился без изменений со времен оных, давненько я уже не встречала подобных, сохраняю для истории… все очень чисто, не вонюче, достойно…

-22

Ну, и чтобы скрасить туалетную тему, противоположная сторона вокзала.

-23