В этом году 31 октября Анатолию Папанову, известному советскому киноактеру, исполнился бы 101 год. Его дочь, Елена, актриса Театра им. Ермоловой, 20 ноября отпразднует 59-й день рождения. О неизвестных фактах об отце она поделилась в одном из интервью.
Забота и внимание
Вся семья чувствовала заботу Анатолия Дмитриевича. Со своей женой, Надеждой Каратаевой, он прожил 43 года “душа в душу”. Все знали, что он однолюб, и старался сделать своих близких людей счастливыми. Самым главным для мужчины Папанов считал возможность обеспечить семью материально. Он отдавал жене всю свою зарплату и никогда не спрашивал, куда она потратила деньги. Он любил говорить, что отец в семье - не простая стена, а та, за которой тепло и уютно.
Анатолий Дмитриевич очень любил дарить жене подарки, но цветов ей не покупал, несмотря на то, что в доме никогда не пустовали вазы. Ему, известному артисту, их дарили ежедневно, и все букеты он нес домой. Зато с гастролей семье всегда привозил что-то необычное. Когда дочь была маленькой - игрушки и сладости, потом - красивые платья и наряды. Благодаря ему она была первой модницей в своей институте. До сих пор Елена вспоминает итальянские сапоги на высокой платформе - последний писк моды, батники, которые в СССР было не достать, и юбки. Видя, как дочка радуется его подаркам, отец сиял от счастья больше нее.
Самые главные слова
Семья Папановых жила не бедно. У них было несколько машин, сначала - списанная “Победа”, потом - “Волга”, и не одна, “Жигули”. Анатолий Дмитриевич любил красивые вещи, его нельзя было назвать аскетом. Но и жадность ему была не присуща. Никто не понимает, почему, но близких друзей у него не было. Папанова считали скрытным. Его даже называли одиноким волком, далеким от светских тусовок. Приятели, знакомые, соратники по театру - его любили многие, но близко он ни с кем не общался, жил своей семьей и работой.
Как любой артист, Анатолий Дмитриевич верил приметам. Например, всегда садился на распечатанную роль, если она падала на пол. Родные не знали, верил ли он в Бога и высшие силы. Но как каждый верующий человек, молча крестился когда проезжал мимо храма. Когда умерла бабушка, он говорил дочери:
“Я очень просил Его, чтобы он спас ее, но Он меня не услышал”...
Наверное, у Папанова с Богом были свои, персональные счеты.
Самое страшное для него было бы предательство любимых людей, которым он безгранично доверял. Дочь никогда не разговаривала с ним на философские темы о смысле жизни и предназначении. Но есть одно письмо, которое она перечитывает до сих пор. Елена написала отцу, будучи впервые на гастролях, за много километров от дома. У нее как раз начинались отношения с будущим мужем, и она безумно скучала по нему и родителям. В ответ на жалобное нытье отец прислал дочке напутствие на нескольких листах. Там написаны самые главные слова о важных вещах.
“Если ты решила быть актрисой, учись жить. Ты не на курорте, смотри, что происходит вокруг, делай выводы, и не плачь о том, как тебе трудно”
Когда пришла беда
Анатолий Дмитриевич любил праздновать день рождения. В этот день всегда собирались гости: его родители, сестра с семьей - мужем и детьми, родственники мамы. Всегда на столе была рыба. Папанов ее очень любил, но никогда не готовили разные деликатесы. Все было максимально просто, по-домашнему.
Умер Анатолий Дмитриевич в августе 1987 года. В то время он с супругой были на гастролях в Прибалтике. Папанов параллельно снимался в картине “Холодное лето 53-го”. Театру надо было переехать из Вильнюса в Ригу, и Анатолий Дмитриевич заскочил ко дочке в Москву, привез девочкам одежду.
“Мама в Риге купила обновки внучкам, они тогда маленькие были. Я была на даче и не смогла тогда с ним встретиться. Дома не было горячей воды, и папа, наверное, пошел купаться под холодным душем. У него случился спазм. Если бы мы были рядом, то его могли бы спасти - так сказали врачи” - вспоминает Елена.
Коллеги стали звонить из Риги, искали, волновались, почему Папанова нет на спектакле. Московский телефон не отвечал, а у дочери на даче, связи не было. Отправили сотрудника из театра на его поиски, он ночью разбудил родственников на даче, и муж Елены с ним отправился в Москву.
“Ключ от московской квартиры у нас был, но дверь не открывалась - изнутри всегда дверь запиралась на защелку. 13-й этаж, ночь. Муж постучал соседям и полез в квартиру через балкон. Он разбил окно и вошел в квартиру. Отца нашел видящим в ванне, он был уже мертв. Когда я узнала что папы больше нет, плакала сутки”.
На похороны пришло очень много людей. Очередь была огромная, многие пришли чтобы проститься с Анатолием Дмитриевичем. А спустя 9 дней умер Миронов. Они не были близкими друзьями, скорее добрыми приятелями. Но часто общались на творческих вечерах.
“Вспоминая папу, могу сказать, что его главной чертой была ответственность. Если он сказал, то обязательно это выполнял. Его все считали человеком слова. Добрый честный, талантливый - мне очень его не хватает.”