Элитарное искусство – не для элиты

661 прочитал

Почему среди произведений высокого искусства нет нас? Почему просторные картинные галереи, роскошные концертные залы посещают только элитарные посетители в смокингах, дорогих платьях, попивающие благородные напитки.

Высокое искусство, среди которого нет нас
Высокое искусство, среди которого нет нас

«Я человек маленький, живущий ежедневными бытовыми заботами: дом, семья, работа. Пусть высокое искусство остается для людей, у которых есть деньги и свободное время, чтобы всё охватить» – примерно такой ответ поступает в большинстве случаев.

И действительно, среднестатистический человек, работающий пять дней в неделю, приходящий уставшим по вечерам и отдающий последние силы семье вряд ли сможет найти время, чтобы изучать мировое искусство, а тем более следить за мировыми премьерами.

Для такого среднестатистического человека существует понятие «массовая культура». Заметьте, культура, а не искусство. Удивительно, но в современном обществе до сих пор нет устойчивого определения понятию «Культура». Поэтому сделаю небольшое отступление.

Что такое культура

Культура – это информационное наполнение общества, сформированное в результате интеллектуальной и духовной деятельности человечества.

Культура формируется многими поколениями и является внегенетическим пластом информации.

Юбер Робер – Проект оформления Большой галереи Лувра, 1796
Юбер Робер – Проект оформления Большой галереи Лувра, 1796

Внегенетическая информация – это та информация, которая приобретается в течение жизни. Именно внегенетический характер распространения культурной информации принципиально отличает человеческое общество от животного.

Так как животному недоступна высшая интеллектуальная и духовная деятельность, то каждому новому поколению приходится постигать мир с нуля, а деятельность всех индивидов ограничена генетически заложенной информацией (инстинктами, рефлексами).

Человеческому же обществу доступна высшая интеллектуальная и духовная деятельность и каждое новое поколение, находясь на ступенях достижений текущей культуры, ступает на новую более совершенную ступень.

Но вот что нужно понимать: культура как информационный фон общества включает в себя не только лучшие его проявления, а всё, что в нём есть.

Другими словами, культура это не только просвещение и созидание, это еще и преступность, деградация, алкогольная зависимость и т. д. Чтобы убедиться в сказанном достаточно просто проанализировать современный кинематограф, театр, живопись или тексты песен.

Отражение различных проявлений культуры в творчестве
Отражение различных проявлений культуры в творчестве

Когда мы слышим, что человек культурный – мы включаем в это понятие только хорошие составляющие, такие как вежливость, честность или воспитанность. Такое понимание свидетельствует о том, что современное общество мало что понимает в культуре.

Например, в культуре австралийских аборигенов практиковался ритуальный каннибализм, в других культурах – ритуальное вдыхание дурманов. По этой причине культурным человеком в зависимости от той среды, в которой он состоялся может считаться и наркоман, и каннибал, и пьяница.

Градации культуры

Все имеющиеся классификаторы культуры, которые нам известны, не дают возможности определить её ценность. Например, мы знаем, что культура бывает материальная, духовная, народная, массовая и т. д. Но все они воспринимается нами горизонтально без ценностной шкалы. В этой статье я впервые постараюсь дать новую ценностную классификацию градации культуры.

Треугольник слева: соотношение слоев культуры в текущем обществе. Треугольник справа: соотношение слоев культуры в прогрессивном обществе
Треугольник слева: соотношение слоев культуры в текущем обществе. Треугольник справа: соотношение слоев культуры в прогрессивном обществе

1. Девиантная культура – это информационный пласт, входящий в область интересов правоохранительных органов, наркологии и психиатрии. Данную культуру создают представители низших социальных классов (наркоманы, алкоголики, криминальные группы и т. д.).

2. Субкультура – информационный маргинализированный пласт, не признающий ценностей массовой культуры. Носители различных субкультур обычно объединяются в маргинальные группы и часто конфликтуют друг с другом. В созидательном обществе вероятность образования девиантных и маргинальных групп стремится к нулю.

3. Массовая культура – информационный слой, вобравший в себя все усредненные проявления общества. Характеризуется доступностью и лёгкостью в усвоении. Преобладание массовой культуры в общественной жизни сигнализирует о нарушениях в развитии общества.

4. Высокое искусство – это высшие духовные достижения всей культуры. Оно взывает к высоким чувствам в человеке, среди которых милосердие, сострадание, искренность, доброта, уважение, любовь.

Высокому искусству присуща образность, эмоциональность, духовность, эстетичность, глубина. Выражается оно в высших формах творчества: музыка, кино, поэзия, живопись, литература, театр, танец, но не ограничивается только этим. Например, искусством можно назвать сильный диалог между двумя людьми или изящную комбинацию в шахматной партии.

Высокое искусство полностью преображает вкусы и интересы человека, меняет его устремления, вытесняет вредные привычки, улучшает взаимоотношения между людьми, минимизирует низменные проявления в обществе (вражду, преступность, обман, несправедливость). Искусство побуждает человека самостоятельно разглядеть истинную ценность и учит ценить качество.

5. Сверхискусство – острие высокого искусства. Зарождается в результате взаимодействия человека с надмирной реальностью.

Таким взаимодействием может считаться озарение, инсайт, сновидение, дежавю, видение, внутренний голос и другие явления.

Сверхискусство не просто генерирует высокохудожественные произведения, оно, предупреждает человечество об опасностях, восстанавливает утраченные фрагменты истории, совершает открытия и даже предсказывает будущее. Чаще всего механику функционирования сверхискусства невозможно описать терминами официальной науки, поскольку она отвергает сверхъестественность.

Сверхискусством можно назвать пророческие произведения Пушкина, предсказания Ванги и Распутина, таблицу Менделеева, творчество Леонардо да Винчи, Моцарта и Ван Гога. В общем все то, что опередило время или значительно превысило лучшие показатели в какой-либо области.

Творчество Леонардо Да Винчи опередило свое время
Творчество Леонардо Да Винчи опередило свое время

Сверхискусство не ограничивается только творчеством, а охватывает все области деятельности человека: науку, спорт, образование и т. д.

Часто сверхискусство определяется обществом как высокое искусство, до наступления определенных событий.

Массовая культура настраивает современного человека на то, что сверхъестественные проявления невозможны. Но вот как тогда объяснить, когда человек чувствует приближение собственной смерти, когда мать просыпается среди ночи при аварии своих детей, когда человек видит вещие сны?

Так же художник может предчувствовать природные катаклизмы, распады государства, социальные потрясения, крупные аварии и т. д.

Чем объясняется доминирование массовой культуры в обществе?

Массовая культура – это отдельный и самый объемный информационный пласт современного общества. Сам по себе термин «массовое» – безобиден. К примеру, если высокое искусство начнет доминировать в информационном поле общества, то массовым станет уже высокое искусство. Но то, что сегодня называется «Массовой культурой» – искусственный информационный пласт, ведущий к деградации. В классификации прогрессивного общества этот пласт относится к слоям «Субкультура» и «Девиантная культура». В массовом проявлении должны быть высокое искусство и сверхискусство.

Массовая культура не требует глубокой подготовки, глубоких знаний, интеллектуальных усилий, чтобы её воспринять. Обычно человек потребляет продукты массовой культуры будучи морально истощенным или находясь на пределе своих возможностей, например, включив за рулем радио или слушая юмористическое шоу после тяжелого рабочего дня. Будучи полон сил и вдохновения человек бы и послушал классическую музыку или посмотрел хороший авторский фильм, но работа 5/2 уже выжала с него все соки и психический ресурс.

Под потребности массовой культуры работает глобальная конвейерная медиа-машина, выпускающая бесконечные глупые сериалы, музыку самых примитивных жанров, низкопробную литературу и т. д. Основная функция такого контента развлекательная.

Основная функция массовой культуры – развлекательная
Основная функция массовой культуры – развлекательная

Аналогично и с высоким искусством. Часто его аналогом считается термин «элитарное искусство» или «немассовое искусство». Т. е. кто-то решил, что большинству не положено высшее, лучшее, качественное искусство. Схема не новая, если вспомнить, как в обществе распределяются материальные ресурсы или знания.

Но термин «элитарное искусство» действительно возник не просто так. Пока большая часть населения работает, не поднимая головы, позволить себе растворяться в глобальном высоком искусстве может лишь малая часть общества. Высвобождение времени происходит путем найма домработницы, гувернантки для детей, личного водителя. Кроме того, «представитель элиты» должен обязательно проживать в столице или как минимум в крупном городе и иметь возможность ездить по странам, чтобы иметь полноценный доступ к театрам, музеям, филармониям, галереям и т. д.

Всем понятно, что в развитом обществе никакая кастовая система не приживется. Всё общество должно быть высокого уровня развития и пребывать в высшей интеллектуальной и духовной среде. Простыми словами, всё общество должно быть «элитой».

Разделение общества на сословия и касты – признак больного общества.

Есть так называемая «Теория элит» и другие философские концепции, говорящие о том, что в корабле двигатель занимает лишь малый процент веса, но движет всё судно, подразумевая, что двигатель – это элита, которая направляет всё общество. На это я скажу, что эта схема работает только на корабле, а вот если это будет гиперзвуковой самолет или ракета, то там важно, чтобы каждая деталь была лёгкой и действительно необходимой.

Сможет ли высокое искусство заменить массовую культуру?

Высокое искусство уже отыгрывает позиции у массовой культуры. Процесс развития неизбежен. Более интересен вопрос, а хватит ли интеллектуального и духовного потенциала у населения воспринять высокое искусство. Я считаю, что да, хватит. И даже более того.

Дело в том, что апологеты «Теории элит» не берут во внимание один простой, но очень показательный факт: значительную часть произведений, которые причисляются к высокому искусству создали выходцы из простонародья, низших сословий или представители обычного общества.

Эти люди создавали на протяжение веков мощную конкуренцию аристократическим кругам, не имея сопоставимого ресурса: образования, денег, власти, связей, доступа к необходимым материалам и т. д.

Среди таких людей М.В. Ломоносов, Ф.П. Шуберт, С.А. Есенин, В.А. Тропинин, Т.Г. Шевченко, Т.А. Эдисон, И.Е. Репин, Г.В. Свиридов, Е.И. Пугачев, М.В. Фрунзе, В.М. Молотов. И это даже не начало списка.

Все доводы об обоснованности толпо-элитарной модели в культуре на самом деле являются попыткой сохранить привилегированное положение в социуме. Элитарные институты (вузы, семья, окружение) с детства прививают человеку ощущение исключительности, избранности, превосходства. Это выражается во всем: от материального обеспечения продукции премиум-класса, до получения элитарного образования и нахождения в сфере влияния высокого искусства.

Элитарные институты с детства прививают человеку ощущение исключительности, избранност и превосходства
Элитарные институты с детства прививают человеку ощущение исключительности, избранност и превосходства

Должен заметить, что сегодня наблюдается и деградация высокого искусства. Всё дело в том, что элита также неоднородна и обрезание низших её слоев делается мягкими ножницами. На самом деле те, кто относит себя к высокой элите в действительности могут уже давно к ней не принадлежать. Так что высокое искусство также нуждается в возрождении.

Давайте разберем основные доводы апологетов элитарной модели культуры.

Миф 1. Высокое искусство трудно для понимания. Кругом его потребителей должно быть исключительно высокообразованная часть общества.

Правда: Высокое искусство трудно для понимания лишь неподготовленному человеку. Если каждому человеку прививать чувство прекрасного с детства, то он сможет не только воспринимать высокое искусство во всей глубине, но и сам создавать его.

Более того, далеко не всё, что причисляется к высокому искусству, в действительности является таковым. Многое из непонятного потому и недоступно, что это не искусство, а эксцентричные эксперименты пресыщенных снобов.

Известны случаи, когда ценители высокого искусства снимали шляпу перед мазней 2-х летнего ребенка или, когда на престижном винном конкурсе опытными сомелье признавалось лучшим дешевое вино из супермаркета.

Миф 2. История развития массовой культуры – естественное и закономерное явление, берущее начало со времен Древнего Рима и получившее свое развитие в средние века в плутовских романах, составляющих основу духовной пищи для общества.

Правда: Мы не располагаем достаточными данными, чтобы в точности определить, когда именно была основана массовая культура. Но даже если это и удастся сделать, то такая дата будет значить не то, когда возникла массовая культура, а то, когда развитие человечества перестало быть стихийным и было полностью взято под контроль анонимными силами.

Миф 3. Глубокие по содержанию произведения могут быть недоступны для широких масс из-за слабого интеллектуального или эмоционального потенциала. В то время как массовая культура всегда привлекательна и понятна для каждого, независимо от пола, возраста, национальности или вероисповедания.

Правда: разговоры об ограниченности интеллектуального или духовного потенциала недопустимы. Интеллектуальный предел человечества вряд ли когда-либо исчерпается. Это подтверждает и история непрерывного развития человечества.

Миф 4. Высокая культура – убыточна.

Правда: высокая культура убыточна только тогда, когда идет подсчет стоимости билетов и содержания музеев. В действительности, нужно считать другие факторы. Например, при преобладании высокой культуры в обществе минимизируются негативные социальные явления, такие как преступность, алкоголизм, безработица. Если высокая культура охватит весь мир, то больше не нужно будет государствам тратить огромные деньги на создание оружия и защитных систем, на содержание военных структур, на борьбу с демографическим кризисом, наркозависимостью, национализмом, международным терроризмом и т. д.

Высокая культура способствует технологическому прогрессу, а это прекращение истощения ресурсов земли, улучшение экологии, искоренение нищеты и неравенства. Вот как нужно считать прибыль и убытки. Уверен, что содержание музеев и галерей покажется мелочью. Тем более, что основным инструментом формирования культуры являются СМИ, телевидение и интернет. Нужно просто переориентировать их работу на другой культурный код.

Тезис о том, что высокое искусство убыточно, справедлив разве что применительно к независимым деятелям искусства. Это и неудивительно: пока в обществе преобладает массовая культура, общество не способно распознать ценность высокохудожественного произведения. Но, когда добросовестный художник умирает в нищете, его картины продаются за большие деньги. Так что этот тезис ложный, поскольку в нем речь идет не об убыточности высокой культуры, а о доминировании неправильной системы ценностей в обществе.

Миф 5. Противопоставление массовой культуры с высоким искусством некорректно, ибо это единое целое, имеющее определенные градации.

Правда: Высокое искусство действительно имеет свои слои, но то, что мы сегодня называем «массовой культурой» – является абсолютно неестественным образованием, которое мешает обществу полноценно развиваться. У отдельного человека, как и у всего социума есть ограничители на восприятие той или иной информации. Они выражаются, как и в возможных объемах для восприятия, так и в количестве времени. Чем больше в эфире шумов, тем менее качественно развивается общество.

Как заменить массовую культуру высоким искусством

Массовая культура» – неестественное образование, мешающее обществу полноценно развиваться
Массовая культура» – неестественное образование, мешающее обществу полноценно развиваться

По сути, мы живем в извращенном мире. В мире, в котором 80-90% культуры занимает информационный шум, направленный на то, чтобы человека развлечь, но никак не развить. Аргумент, что это правильно, так как людям дается то, что им нужно – не аргумент. Высокие духовные потребности – это не большой зал, в котором видно сразу всё пространство. Это – великая египетская пирамида, в которой множество тайных комнат и подземных туннелей. Освоение внутреннего потенциала каждого человека должно стимулироваться всеми возможными способами.

Большая часть произведенного сегодня контента взращивает в человеке эгоизм, гордость, безразличие, терпимость к негативу. Вместо того, чтобы открывать новые двери и изучать новые пространства великой духовной пирамиды массовая культура зацикливает внимание на трех квадратных метрах.

Всё, что нужно сделать – развернуть производственную медиа-машину в направлении высокой культуры. Максимально вплести высокую культуру в образование и сделать так, чтобы с ней каждый человек соприкасался в раннем детстве. Без высоких духовных потребностей невозможно и доминирование высокой культуры в обществе.

Нельзя строить города по принципу экономической целесообразности. Однообразные коробки с окнами быстро превращаются в криминальное гетто, в котором не будет процветать ни искусство, ни наука. Нельзя давать детям стандартизированное образование, которое вместо того, чтобы воспитывать человека-творца делает человека-деталь. Нельзя финансировать информационные проекты по принципу быстрой окупаемости, ведь тактический успех без стратегического планирования приводит к поражению.

Вместо этого нужно, чтобы в каждом маленьком городе был театр, музей, дворец культуры, кинотеатр, библиотека, школа искусств. Нужно делать высокое искусство доступным для каждого человека.

Высокая культура должна выражаться во всем: в музыке, литературе, кино, градостроительстве, архитектуре, театре, СМИ, образовании, истории, науке и везде, где только можно.

Не только картина высокого искусства должна висеть в каждом доме, но и каждый дом должен быть произведением искусства.

Повторюсь, не нужно считать, что долго находиться в сфере высокого искусства – утомительно. Современному человеку сложно читать глубокую литературу или подолгу слушать классическую музыку не потому, что это действительно сложно, а только потому, что нам с детства в сознание устанавливали слабую «операционную систему», которая виснет при выполнении сложных задач.