Найти тему
Вячеслав Звягинцев

В чем ошиблись Валентин Пикуль и Аркадий Райкин, написав про этого человека?

Об этом незаурядном талантливом человеке – морском офицере и блестящем музыканте - мало кто знает. Между тем, известный писатель Валентин Пикуль, и известный эстрадный сатирик Аркадий Райкин о нем упоминают в своих сочинениях. Правда - вскользь, да еще с пренебрежением. Поэтому восстановить его доброе имя весьма важно.

Имя нашего героя - Лев Эрнестович Остен-Сакен. Судьба его удивительна и трагична...

Л.Э. Остен-Сакен
Л.Э. Остен-Сакен
Его имя упомянуто в романе В.С. Пикуля «Нечистая сила» («лейтенант Остен-Сакен терзал виолончель»). Глагол «терзал» Пикуль использовал не совсем удачно. Точнее - совсем неудачно. Остен-Сакен был одаренным музыкантом и композитором, виртуозно исполнявшим на виолончели сложнейшие партии.
Аркадий Райкин в мемуарах «Без грима. Воспоминания» написал об Остен-Сакене (не упоминая фамилии) как об известном на весь город «слепце», который играл у Елисеевского магазина на цитре и «просил милостыню», сколотив таким образом состояние и став «завсегдатаем самых дорогих ресторанов и подпольных игорных домов».
Остен-Сакен действительно играл на улице. Музыка помогла ему выжить, прокормить семью – жену и троих детей. Все остальное – не соответствует действительности.

Лев Эрнестович Остен-Сакен родился в 1879 году в г. Вильно. Он принадлежал к древнему роду, многие представители которого состояли с XVIII века на русской службе. Один из них – капитан 2-го ранга Христиан Иванович фон дер Остен-Сакен обессмертил свое имя в русско-турецкую войну. Он геройски погиб в мае 1788 года, подорвав шлюпку вместе с четырьмя абордировавшими его неприятельскими судами. Отец Льва, Эрнест Рудольфович, был капитаном, военным юристом. Он сделал блестящую карьеру, заняв в 1911 году пост Главного военного прокурора Российской империи.

В 1898 году Лев окончил Морской кадетский корпус. Одновременно с учебой в корпусе, он брал уроки игры на виолончели в частной музыкальной школе у известного виолонче­листа Ивана Ивановича Зейферта.

Военную службу Лев Остен-Сакен начинал мичманом, окончил ее капитаном 1-го ранга. Ходил по морям на броненосце «Александр II», был флаг-офицером при флаг-капитане Его Им­ператорского Величества, а затем капитаном царской яхты «Полярная Звезда». Он, конечно, принадлежал к высшим кругам российского общества - охотился с Николаем II, а с английским королем запросто играл в карты...

В 1903 году Лев Остен-Сакен женился на Варваре Бирилевой, дочери вице-адмирала А.А. Бирилева, ставшего потом морским министром России.

Лев Остен-Сакен
Лев Остен-Сакен

Лев был разносторонне образованным человеком, знал несколько языков, перенял склонность отца к юриспруденции и некоторое время даже выполнял обязанности военного прокурора. Но, прежде всего, он был одаренным музыкантом, работал в известных профессиональных оркестрах. До революции (в 1913-1917 годах) возглавлял музыкальную школу Балтийского флота, основанную еще Римским-Корсаковым. В 1915 году Лев Эрнестович, решив и далее совершенствовать свое мастерство, обучался в виолончельном классе консерватории у профессора Луи Аббиате. Война не позволила завершить обучение, Остен-Сакен был откомандирован в Гельсингфорс, в штаб Балтийского флота, где служил офицером для связи. В отставку вышел в 1918 году капитаном 1-го ранга.

Занятия музыкой Остен-Сакен не прерывал даже на войне. А в тюремных застенках "играл" с воображаемым смычком в руке.

Лев Эрнестович разработал для учеников специальный аппарат, помогающий при постановке правильного ведения смычка виолончели. Он написал для них учебное пособие "Школа игры на виолончели", которое так и не было издано.

После революции Лев Эрнестович тихо жил с семьей в своем доме в Псковской губернии. В январе 1921 года Остен-Сакен был арестован, вместе с женой Варварой Алексеевной и их сыном-студентом Максимиллианом. Их обвинили «в злостной контрреволюционной деятельности, выразившейся в тонкой агитации среди крестьян о несущественности идей Советской власти». Мера наказания, определенная постановлением Псковской губчека от 9 июня 1921 года – расстрел, замененный позже на два года заключения в концлагерь. Жене определили наказание в виде заключения в концлагерь на пять лет, позже снизили до полутора лет.

Сын Максимилиан в тот раз был от наказания освобожден, его осудили в 1925 году по «делу лицеистов» (об этом деле можно прочесть ЗДЕСЬ). В следующем году он был расстрелян в лагере «за попытку к бегству». А Лев Эрнестович и его младший сын Алексей были расстреляны во внесудебном порядке вообще без всяких оснований в 1938 году.

В ордере на арест Льва Эрнестовича записали как музыканта Чувашской филармонии. С 1930 года он работал солистом-виолончелистом в «Театре малых форм», а в 1935 году был выслан в г. Чебоксары и остался там, устроившись на постоянную работу – много занимался с учениками в музыкальном техникуме, играл в оркестре, солировал в концертах, исполняя сложнейшие виртуозные партии...

В первом ряду - Л.Э. Остен-Сакен (с виолончелью) и руководитель оркестра С.И. Габер с музыкантами
В первом ряду - Л.Э. Остен-Сакен (с виолончелью) и руководитель оркестра С.И. Габер с музыкантами

"Дело № 55 по обвинению гр-н Остен-Сакена Льва Эрнестовича, Люблина Иосифа Вениаминовича и Остен-Сакена Алексея Львовича" рассматривала 22 сентября 1938 года спецтройка при НКВД Чувашской АССР. Лев Остен Сакен обвинялся в том, что завербовал в контрреволюционную организацию, работавшую на английскую разведку, пять человек, вовлек в эту организацию жену, сына и пианиста Люблина. Дело было полностью сфабриковано, следователи позже - осуждены. По этому делу Л.Э. Остен-Сакен реабилитирован в 1956 году. По делу 1921 года - только в 2001 году.