Найти тему

«Бегущая с волками»: роль мифа в современных отношениях

Авторский дизайн
Авторский дизайн

Мой молодой человек предложил поехать в Ярославль, чтобы посмотреть премьерную постановку в знаменитом Театре драмы им. Фёдора Волкова. Я очень удивилась, услышав название. «Бегущая с волками» — так называется спектакль Александра Созонова. Мне сразу вспомнился роман «Бегущая по волнам» Александра Грина. Неужели так переиначили моего любимого писателя?

Оказывается, «Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказаниях» — это суперпопулярная книга нашей современницы — американского психоаналитика Клариссы Пинколы Эстес. В этой работе она исследует отношения полов, проявление женской и мужской индивидуальности в различных мифах и сказках. Как по такой научной работе можно поставить спектакль?..

Адаптировать в современные реалии научные изыскания Кларисы Пинколы Эстет взялась драматург и киносценарист Мария Огнева. «Бегущая с волками» — это подкаст о психологии, который слушает главная героиня спектакля. Однако миф, о котором говорит ведущая-психолог, врывается в повседневную жизнь, на первый взгляд, совершенно обычной москвички Татьяны (Татьяна Коровина), работающей стоматологом. Утром надо покормить хлопьями с молоком дочку-подростка и отвести в школу, не опоздать в клинику и помириться с мужем, который постоянно пропадает на работе, возможно потому, что завёл там любовницу.

Фото спектакля с сайта театра
Фото спектакля с сайта театра

С помощью огромного экрана шириной во всю арьерсцену и лайф-съёмкой главных героинь с нескольких ракурсов возникает эффект полифонии. Психологиня (Ирина Наумкина) рассказывает о Первозданной природе и Первозданной Женщине, а Женщина-волчица (Евгения Родина), олицетворяющая роль коллективного бессознательного, подкрадывается к стеклянному дому, где мама с дочкой поспешно проглатывают свой завтрак, чтобы не опоздать на работу и учёбу. Честно говоря, от облика женщины-оборотня со шкурой волчицы через плечо, было немного жутковато…

В спектакле были проанализированы несколько сказок: о Синей Бороде, Женщине-Скелете, о красных башмачках, о девочке со спичками и о волоске лунного медведя. Сюжет каждой сказки создатели постановки органично адаптировали под современность. Драма Синей Бороды и его жены разворачивается параллельно со ссорой блогера и его спутницы в московском метро. Девочкой в красных башмачках оказывается попавшая в эскорт-услуги актриса. Женщиной-Скелетом можно назвать психологиню, которая пришла в клуб повеселиться. Сказку про девочку со спичками рассказывает дочь главной героини (Полина Карпова). А усмирить своего мужа, вернувшегося с СВО (кстати, спектакль в целом очень актуальный), как героиня притчи о волоске лунного медведя, пытается продавщица в японском магазине (Анна Ткачева).

Сказка о Синей Бороде (фото с сайта театра)
Сказка о Синей Бороде (фото с сайта театра)

Сценография, костюмы, музыка — в постановке всё на высшем уровне, поэтому настоятельно рекомендую её к просмотру. Но больше всего в этом спектакле меня привлекли философские идеи, связанные с трактовкой мифа применительно к современным реалиям.

С некоторыми идеями очень сложно согласиться. Одна из магистральных тем спектакля, которой, как я понимаю, нет в работе Клариссы Пинколы Эстес — это угнетение сильного пола. Тот же поступок кровожадной Синей Бороды в постановке можно оправдать — ведь жена обманула его доверие, отперев маленькую дверь, которую муж строго-настрого велел держать на замке. «Помните, что всегда есть мужская версия сказки!» — напоследок кричит блогер, когда полицейские уводят героя в участок за то, что тот только попытался приложить руку к своей спутнице, заподозрив её в измене.

В современном мире, где девочки сидят с мальчиками за одной партой, в условиях гендерного равенства сильный пол оказывается слабее. Мол, девочки могут обижать мальчиков, а те, воспитанные мамами и бабушками, не смеют дать сдачи. И с детского возраста их мужская сила вместо того, чтобы проявиться, оказывается похороненной где-то глубоко в подсознании.

В этом тезисе, безусловно, есть доля правды: действительно, в детском возрасте девочки нередко задирают мальчиков (а разве раньше таких случаев не было?!), а тридцать лет спустя эти же герои могут предстать в такой ситуации: бабник, которого охомутала стерва. Но разве это исключительно современная проблема? Разве в купеческих да дворянских семьях не было заботливых мамушек, до одурения опекавших своих сынков так, что они превращались в фонвизинских Недорослей?.. Полагаю, что это тема для бурной дискуссии!)))

Женщина-волчица (Евгения Родина): фото с сайта театра
Женщина-волчица (Евгения Родина): фото с сайта театра

Вторая идея, с которой мне сложно согласиться, связана с жертвой женщины ради семьи. Драма главных героев выглядит так. Стоматолог Татьяна замужем за знаменитым телеведущим, который чтобы обеспечить свою семью, целыми сутками вкалывает на работе. Проект за проектом — ему сложно остановиться, ведь возьми он передышку на миг, он в профессиональном смысле окажется «в ауте». Татьяна теряет духовную связь с мужем, но главное — она теряет своё «Я», личные амбиции. В финале постановки она предъявляет Кириллу (Алексей Кузьмин) ультиматум. Она хочет развестись. Заботы о Соне отнимали у неё всё личное время, теперь, в свои 30 с хвостиком, она решила вернуться в родной город, чтобы закончить ординатуру, реализовать личные амбиции и продвинуться в карьерном плане.

Лично у меня возникает очень бытовой вопрос, прямо в духе героя Шукшина: в Москве нельзя что ли закончить ординатуру? Дочка уже в седьмом классе, раньше мать практически ни на день не разлучалась с ней, зато теперь хочет уехать, Бог знает куда, чтобы закончить ординатуру, которую можно закончить и в Москве, или хотя бы в каком-то близлежащем городе?! Драма Татьяны кажется мне немного накрученной, но сама идея, что женщина для создания семьи жертвует больше мужчины, несомненно, найдёт отклик у многих зрительниц, а возможно, и зрителей.

Стоматолог Татьяна с мужем и дочкой (фото спектакля с сайта театра)
Стоматолог Татьяна с мужем и дочкой (фото спектакля с сайта театра)

В целом постановка получилась очень органичной, слаженной и зрелищной: заснуть вы на ней точно не сможете))). Я влюбилась в Волковский театр, который, к слову сказать, называют старейшим русским театром, и обязательно вернусь сюда ещё. А идеи, затронутые создателями постановки о мифах, которые, словно волки-призраки, бегут вместе с современным человеком, пусть даже обвешенного новомодными девайсами, связывают его с прошлым. Мы действуем по определённому сценарию, созданному благодаря традициям и общественному мнению. Но всё же иногда стоит остановиться хоть на минуту, выдохнуть и задуматься: «А правильно ли я поступаю? Действительно ли то, что я делаю — это верный путь к счастью?»