Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"След сокола" (ГДР-СССР, 1968) и "Ответный ход" (СССР, 1981): разные фильмы, разные мнения

След сокола / Spur des Falken. ГДР-СССР, 1968/1970. Режиссер Готтфрид Кольдиц. Сценарист Гюнтер Карл. Актеры: Гойко Митич, Ханньо Хассе, Барбара Брыльска, Лали Месхи, Рольф Хоппе, Бир Хартмут, Хельмут Шрайбер, Фред Дельмаре, Милан Яблонски, Лаврентий Кошадзе, Отар Коберидзе, Георгий Татишвили, Родам Челидзе, Альберт Гиоргадзе, Коба Кобулов и др. 31,7 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинозалах.

События этого вестерна происходят в 1876 году в Америке. На индейской территории находят месторождение золота. Вождь местный индейцев Зоркий Сокол (Гойко Митич) опасается, что бледнолицые готовы убивать, чтобы завладеть этим металлом…

Режиссер Готтфрид Кольдиц (1922-1982) фильмом «След Сокола» начал свою серию вестернов, снятых совместно с СССР, в которых хорошие индейцы боролись со злобными бледнолицыми («Апачи», «Ульзана»). Все эти три вестерна вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Советская кинопресса встретила «След Сокола» вполне одобрительно, подчеркивая, что у немецко-советской совместной постановки правильный подход в защиту индейцев (Зусева, 1970: 19). Зусева Р. След Сокола // Спутник кинозрителя. 1970. № 3. С. 19).

Ну, а советские подростки (и не только) приняли эту картину и Гойко Митича на «ура», о чем с удовольствием вспоминают и нынешние зрители:

«Типичный фильм про индейцев, понравился. Он оказался для меня вторым после «Сыновей большой медведицы» (Норд).

«Югославский актёр Гойко Митич для нашего юношества 1970-х был таким же богом, каким десятилетиями позже стал ''железный Арни'' или Брюс Ли. … Мне в Митиче нравилась не столько киношная удаль отважного и благородного индейца, сколько именно фактура: волевое, удивительно красивое лицо, бронза мускулов, очень ''компактных'' в отличие от гипертрофированной ''горы '' того же Шварценеггера» (М. Цикута).

Киновед Александр Федоров

-2

Ответный ход. СССР, 1981. Режиссер Михаил Туманишвили. Сценарист Евгений Месяцев. Актеры: Борис Галкин, Михаил Волонтир, Вадим Спиридонов, Елена Глебова, Анатолий Кузнецов, Александр Пятков, Лаймонас Норейка, Анатолий Ромашин и др. 31,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Михаил Туманишвили (1935–2010) за свою творческую карьеру поставил два десятка полнометражных игровых фильмов и сериалов, в основном – остросюжетных, три из которых стали хитами («Одиночное плавание», «Ответный ход», «Случай в квадрате «36–80») и вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В год выхода «Ответного хода» в кинопрокат кинокритик Оксана Курган писала в «Советском экране», что этот фильм «остросюжетен, динамичен, увлекателен. В нем правдиво показана напряженная жизнь Советской Армии, требующая от человека знаний, выучки, мужества и беспредельной преданности делу. Правда, порой сюжет картины будто буксует, теряет темп. Характеры большинства героев, интересно задуманные и заявленные в первых кадрах, впоследствии почти не развиваются» (Курган, 1981: 9).

Уже в XXI веке кинокритик Игорь Нефедов отметил, что кинодраматургу Евгению Месяцеву было сложно вновь задействовать, не скатившись к самоповтору, важный мотив предыдущей ленты, снятой по его сценарию («В зоне особого внимания») (Нефедов, 2017).

Этот фильм и сегодня нравится многим зрителям XXI века:

«Итак, господа–товарищи, позвольте резюмировать… Динамичный сюжет + Уверенная режиссура + Хорошая игра обаятельных актёров + Нестандартные для фильмов о Советской Армии диалоги + Немалое количество ляпов (не всем заметных) + Модные в начале 80–х прошлого века сцены "а–ля карате"… = Добротный и привлекательный (для будущих призывников) советский фильм о нашей родной армии. Но уступающий первому фильму дилогии – "В зоне особого внимания"» (Сторонник).

«Очень мне нравится этот фильм. Помню его еще с детства. Согласен…, что есть ляпы. Однако главное не в этом, фильм интересный, есть масштаб съемок, хорошие актеры. Тема про суперменов – конечно. Однако, подана она на мой взгляд прекрасно, в отличие от нынешних фильмов, которые абсолютно не греют. А сколько раз я смотрел этот фильм, уже не могу сосчитать. Знаю из жизни подполковников, которые могли во времена СССР не согласиться с генералом вежливо, и ничего за это им не было» (Консталекс).

«В общем, фильм вполне – достойное продолжение суперхита "В зоне особого внимания" и уж точно в сто раз лучше, чем очень многие современные картины на армейскую тему. Правда, первой части фильм заметно уступает, и киноляпов здесь, пожалуй побольше» (Характерник).

Киновед Александр Федоров