Найти тему
ТЕАТР11

Репрессированный солист Мариинки восстановил по памяти «Пяцев» в театре Заполярья.

По капризу жены энкаведешника в репертуаре лагерного театра появилась опера "Паяцы" Леонкавалло.
По капризу жены энкаведешника в репертуаре лагерного театра появилась опера "Паяцы" Леонкавалло.

Новая редакция возникла в заполярном театре, где не принято было аплодировать артистам. Ведь участники труппы считались изгоями общества. Они были осужденными, грубо говоря, зэками. Каждый оказался за Полярным кругом не по собственной воле, а по 58-ой статье Уголовного Кодекса СССР: за измену Родине. Постановки скрашивали досуг сотрудников НКВД и их жен. Для супружниц офицеров любая премьера или спектакль были еще и поводом выйти в свет, продемонстрировать шикарные наряды и меха. Женщины города Заполярье тяготели к роскошной жизни, обязательной частью которой считали посещение театра.

Случалось, что жены энкавэдэшников вмешивались в формирование репертуара. Именно по требованию супруги начальника тюремного комбината в театре возникла опера «Паяцы». Эта дама, считавшая себя женщиной очень культурной, по возможности посещала столичные кино и театры. Увидев однажды трофейный фильм «Паяцы» с Бенжамино Джильи, она загорелась идеей поставить аналогичную оперу на сцене театра Заполярья. Сроки для работы над спектаклем были поставлены крайне жесткие. Это при том, что у театра для работы над оперой не было ничего.

Оперу восстановил по памяти бывший тенор Мариинского театра.
Оперу восстановил по памяти бывший тенор Мариинского театра.

За партитурой срочно командировали инспектора политотдела по культуре Валентина Владимировича Махнача. Он обошел все музыкальные магазины Ленинграда и Москвы, кинулся в Большой театр, но там остался только один-единственный вариант партитуры. Конечно же, в Большом ему отказали. Пришлось вернуться в Заполярье с пустыми руками — это была настоящая катастрофа, инспектор был на грани увольнения. Ситуацию спас заключенный Варсонофьев, бывший тенор Мариинского театра. Многие годы тенор Варсонофьев активно выступал в Мариинке, поэтому помнил наизусть все оперные партии.

По памяти он надиктовал ноты дирижеру оркестра Одинцу. До ареста Одинец дирижировал в Киеве. Вместе с Варсонофьевым они взялись восстанавливать музыкальный материал. Варсонофьев вспоминал и напевал, вспоминал и напевал. С его голоса, с его слов были написаны партии для всех действующих лиц. А места, которые бывший солист Мариинки забыл, дирижер досочинял самостоятельно. Партитура для оркестра вышла из-под пера Одинца. Так и появилась на свет новая редакция мирового шедевра. Но историю восстановления оперы знал лишь узкий круг людей, ведь на афише было написано: «Паяцы», Руджеро Леонкавалло.

В лагерном театре было не принято аплодировать артистам.
В лагерном театре было не принято аплодировать артистам.

Сюжет «Паяцев» созвучен судьбам участников постановки. За ярким гримом и пестрыми костюмами — боль трагедии, поломанные судьбы. Они знали успех, овации, блистали на лучших сценах Советского Союза. А теперь репрессированные музыканты, художники и солисты ведущих театров отбывали наказание в суровых условиях севера. Заполярная сцена для них стала спасением от неминуемой смерти на каторжных работах и продолжением творческой жизни. Выступая на сцене, они хотя бы ненадолго забывали о своем униженном положении. Но представление заканчивалось, и артисты покидали лагерную сцену в полной тишине. Зритель Заполярья не благодарит тех, кого осудили за предательство Родины.

Эту историю детально описал Александр Рекемчук в своем автобиографическом романе «Тридцать шесть и шесть». В большом литературном произведении описываются события первых послевоенных лет. Рекемчук неоднократно отсылает к событиям 1947 года. Главный герой романа студент Московского библиотечного института Алексей Рыжков отправляется на Север, чтобы собирать народные сказы на Печоре. Параллельно практике молодой человек устраивается работать в газету «Северная звезда».

По заданию редакции Алексей отправляется на самый край земли - за Полярный круг. В романе автор осознанно не указывает истинных названий населенных пунктов, которые посещает его герой, но в подробном описании городка с названием Заполярье легко узнается послевоенная Воркута. И, конечно же, воркутинский театр. Эпизод с постановкой "Паяцев" - художественный вымысел автора, описанный весьма правдоподобно. В послевоенные годы история театра только начиналась. У истоков большого пути стоял бывший главный режиссер Большого театра Борис Мордвинов. Но это уже совсем другая история...