Игры вышли не только из детской, но и за рамки дружеских посиделок. Сегодня это способ общения, диагностики, познания, обучения, продвижения, личного и профессионального развития взрослых людей. Речь идет о трансформационных играх, сокращенно — Т-играх. Вы приходите играть одним человеком, а уходите другим: вы узнали о себе, своем проекте, мире чуть больше, изменилось ваше состояние — а значит, теперь все будет хоть чуточку, но иначе.
Процесс открытий и изменений очень нежный: он требует внимания и профессионализма со стороны ведущего игры. Игропрактику нужно быть немного психологом, экстрасенсом, волшебником, фокусником, детективом… Зачем, а главное как, сочетать в себе столько ролей, пока игроки кидают кубики и делают ход? Мы поговорили об этом с Еленой Тарасюк, бренд-маркетологом, игропрактиком. Сейчас она ведет пять игр — все они связаны с маркетингом и брендингом, а также еще одну — о стратегии планирования жизни.
Читайте о пяти суперсилах, которые Елена приобрела специально для того, чтобы стать бережным проводником из прежнего мира в новый.
Сила первая. Быть зеркалом
В первую очередь мастер игры должен научиться безоценочно воспринимать людей такими, какие они есть. Не мерить их линейкой, не воспринимать шаблонами, не смотреть на них сквозь стереотипы — нужно забыть о «нравится / не нравится». Сделать это не так-то легко, это большая работа над собой. Вполне нормально рефлексировать после игры, прокручивая, как все прошло, но не стоит думать о том, кто и как играл, во что был одет. Лучше понять, какие ситуации или высказывания зацепили вас как ведущего. Но и это тоже нужно вовремя уметь отпустить.
В игре ведущего как личности нет. Ведущий — это зеркало, он должен принимать игрока в фазе «Я в порядке, ты в порядке». Зеркало не становится кем-то, оно всего лишь отражает человека.
Сила вторая. Быть Шерлоком Холмсом
Во-первых, во время игры люди совершают сотни действий: хмурятся, краснеют, нервно теребят нитку на рукаве, достают телефон или отодвигают стул.
Часто они делают это неосознанно. За какими словами следуют эти действия? Какой вопрос или фраза ведущего спровоцировали реакцию тела? Мастер игры внимательно следит за изменениями «микроклимата» группы и понимает, что происходит с человеком. Задача ведущего не сказать: «Смотри-ка, ты покраснел. Что случилось?», а мягко помочь человеку понять, в каком он оказался состоянии и почему.
Я учусь видеть людей в пространстве, через то, что они говорят, как они видят, куда, на кого смотрят. Если вижу яркую реакцию, стараюсь обратить на это внимание человека и спрашиваю: «А как это про тебя? Что сейчас с тобой происходит?»
Во-вторых, мастер должен вести свою игру, не вовлекаясь в игры участников, например, в треугольник Карпмана.
Участники приходят разные и в разных состояниях. Кто-то хочет поиграть в жертву, кто-то — в агрессора, а кто-то не понимает, в какой роли он сейчас оказался. Задача мастера — не подсвечивать эти роли, не менять их, а просто понимать, что человек сейчас проживает. И не вовлекаться в его «мультик».
В-третьих, ведущий должен поддерживать групповую динамику и управлять ей. Активные участники не должны «единственными»: если кто-то заскучал, стоит задать ему вопрос и вовлечь в диалог.
«Как вы это увидели, что вас тронуло или зацепило? Может, что-то понравилось? Не понравилось?» — вопросы, которыми можно «будить» молчунов.
В-четвертых, существуют так называемые мировые сигналы. Например, вы рассказываете о чем-то, а вас активно перебивают на конкретном моменте. Либо звонит телефон, у соседа что-то падает, за окном пролетает птица и всех отвлекает.
Задача мастера игры — все это подмечать, реагировать, делать выводы методом дедукции и индукции. И аккуратно действовать, например с помощью вопросов.
Сила третья. Уметь снимать состояния участников, как пальто
Каждый участник приходит на игру не один: вместе с ним приходят много разных эмоций. Может, у него дома обострился конфликт, может, его облила машина по дороге на игру или ему нахамили в метро. Ведущий помогает игрокам «сдать в гардероб» свой эмоциональный фон и создает общий фон, заряжая людей работать друг на друга и быть единой командой.
Первое, что ты должна сделать, — это вывести людей из эмоционального состояния через различные механики знакомства. Например, через позитивные карты: взяли карту, выразили с ее помощью те эмоции, с которыми пришли, выпустили их, настроились на работу.
Сила четвертая. Брать союзников
Участники игры — помощники мастера. Их эмоциональная энергетика заряжает всю команду. В каждой группе есть наиболее активные участники, которым хочется выйти «на сцену» и совершить, например, какие-то физические действия, если это уместно. Нужно дать им эту возможность. Но не стоит забывать о динамике группы. Особенно сила такой энергетики заметна в больших компаниях на 100–200 человек. В маленьких же пространствах источник энергии — это общность между людьми, когда есть возможность поделиться опытом, своим путем к точке Б.
Когда каждый рассказывает, как он пришел к какой-то точке Б, другие видят: «Я тоже так могу, оказывается, прямо сейчас встать, пойти, сделать». Либо видят, как лучше не делать. Или истории других помогают понять, какие последствия могут быть, если они так сделают. А как можно обойти препятствия? То есть в игре у вас есть возможность наступить на чужие грабли и сделать выводы.
Сила пятая. Возвращать человека к себе
«Да вы тут глупостью занимаетесь какой-то!» — так могут думать про Т-игры люди, которые пришли поиграть, но испытывают сопротивление. Одна из форм сопротивления — желание увидеть в ведущем эксперта (в случае с Еленой — бренд-маркетолога), который достиг вершин профессионального Эвереста.
Но мастер Т-игры не должен обладать этой экспертностью. Его задача состоит в том, чтобы не рассказать, какой он крутой профессионал, а сделать так, чтобы люди углубились в себя, увидели свою экспертность, свои знания, навыки и возможности.
Я говорю: «Давай лучше поговорим о тебе. Пофантазируем, к чему ты хочешь прийти». Девушка делится идеей бизнес-ресторана. Я ее погружаю в детали: «Как одеты гости? А как официанты? А какая там мебель?» После игры девушка говорит: «Я думала, что это фигня, оказывается, я на игре придумала бизнес-план. Важны вы, а не я».
Хотя Елене, конечно, есть чем доказать свою экспертность. Она начала работать в 16 лет: была продавцом в магазине, а в 19 лет уже стала управляющей. Параллельно училась на инженера-технолога художественной обработки материалов. Когда получила диплом, работала по специальности: проектировала и продавала мебель. После первого декрета получила диплом дизайнера интерьеров — правда, его пришлось положить на полочку: Елена узнала, что беременна второй раз.
Во втором декрете выучилась на мастера маникюра и педикюра, но поняла, что это не ее.
Когда родился третий ребенок, Елена увлеклась фотографией, но фотографом не стала, зато этот навык пригодился ей для того, чтобы позже организовывать фотосъемки.
С рождением четвертого Елена погрузилась в астрологию, которая помогла ей лучше понять себя и окружающих. Затем на несколько лет ушла с головой в бизнес супруга. Именно тогда она получила квалификацию бренд-маркетолога, стала помогать продвигать компанию и бренд. Она также занималась бизнес-стратегией, продажами и производством. Компания имела огромный успех: стала крупным экспортером березовой доски, а затем вышла и на российский рынок. И лишь после рождения пятой малышки Елена пришла к играм.
Мне кажется, это внушительная стопка не только и не столько дипломов, сколько профессионального и жизненного опыта. Это стопка, в которой много любопытства, ума, жажды познания, умения общаться и любви к людям. И суперсил там гораздо больше чем пять. Просто мы не обо всех успели поговорить с Еленой. Но я уверена, что увижу и другие, когда сыграю с Еленой в одну из игр, которую она ведет