Найти тему
Solo Васия

Про дела житейские, скучная

Наше село, наша улица, конец сентября 2023 года
Наше село, наша улица, конец сентября 2023 года

Давайте немного отдохнем от политической повестки. Хочется поговорить про дела житейские и не только.

Я рассказывала, что три года назад нам удалось приобрести домик в деревне и сейчас стараюсь как можно больше времени проводить именно здесь. В селе есть небольшая школа, где дети учатся до девятого класса, а потом либо заканчивают школу, но уж в другом, более крупном селе, либо поступают в колледжи. И наблюдая за местными ребятами, я невольно сравниваю их с городскими детьми – деревенские посамостоятельней будут, а возможностей у городских детей – больше.

И да, правда, что в сельской местности в семьях детей больше. Здесь, как правило, в семьях 2-3 ребенка. Один ребенок в семье – редкость. Но это я так, в качестве заметки. А поговорить хотела о вот о чем.

-2

Наше село – это всего триста двенадцать человек. Это даже меньше чем жителей одной пятиэтажки. Трудоспособное население – от 18 до 60 лет – 171 человек, дети от 0 до 18 – 68 человек. Почти 80 человек – пенсионеры. Это те, кто прописаны здесь. Да еще таких как я – что-то типа приезжающих дачников – человек двадцать. И из этих двадцати, в перспективе, через год – три –пять, все здесь осядем. Пополним число пенсионеров. А молодые, те кто сейчас учатся на врачей, фельдшеров, машинистов поездов, инженеров, судоводителей, строителей, учителей, поваров и кондитеров, электриков – вот эти сюда уже вряд ли вернутся. И те ребята, что подрастают, закончат школы и тоже… поступят в колледжи и ВУЗы и село уже увы.

-3

Работа. Проблема в рабочих местах. В сельской местности негде работать. Здесь есть совхоз, есть конный клуб – и всё. И совхоз-то небольшой. В прочем, есть куда расти, есть за счет чего расширяться, но все это требует вложений и не малых. А вот кредитоваться, даже при малой процентной ставке, в нашей зоне рискованного земледелия, очень опасно. Здесь почвы – глина и суглинки, так и ладно бы, вроде привычно уже и можно бы, но….

Даже по себе сужу, по своему огородику. А надо сказать, что я человек сугубо городской, до двадцатого года в деревнях была только в командировках, да в молодости в колхоз отправляли на пару недель, в страду. Так вот, я с огородиком исключительно на «Вы» и чтобы уж совсем не попасть в просак, мало того, что в интернете все читаю про выращивание овощей и цветов, так я еще и с соседями постоянно консультируюсь. А тут люди даже дыни умели выращивать. Раньше.

Климат у нас и правда меняется. Три года здесь живем и два года засуха. Про то, что еще лет пять-семь назад зима у нас начиналась октябре, а снег сходил как раз к 9 мая – я уже рассказывала. И о том, что сейчас зима начинается со середины ноября – тоже. А когда будет весна – это уже никто не подскажет. В этом году, например, снег сошел в конце марта-начале апреля, но температура до начала июня была минусовой. И осадков никаких не было. А в июне еще и заморозки прошли.

-4

При такой очень непонятной погоде заниматься выращиванием зерновых или овощных культур – так себе удовольствие. Это в своем огороде можно морковку со свеклой, горох, кабачки и т.д. по три раза высаживать, а на больших площадях так не получится. Разводить пусть небольшое стадо – тоже проблема, животных кормить надо, а в этом и прошлом году травы почти не было – сено заготовить стало проблемой.

Можно, конечно, карпа разводить, сома и прочую рыбу, здесь как раз местность к тому располагает, но пруды тоже требуют капитальных вложений.

В общем, со своего огорода и теплиц, семью овощами обеспечить можно. Даже большую семью. А вот все это в промышленном масштабе – это уже проблемно.

В общем, основная проблема села – работа. Люди ищут работу в ближайших городах. А в городах с работой, как раз все хорошо – работа есть, да рук рабочих не хватает. Так что потихоньку люди перебираются в город. Как это можно изменить – не знаю.

Вот здесь же, в этом же селе, например, было две школы – обычная, которая и сейчас работает и где дети учатся до 9-го класса и коррекционная. Коррекционную школу взял и оптимизировали. Сейчас на одном краю деревни стоит здание самой школы, а на другом – интернат, где жили ученики этой школы. И в интернате были ремонты отличные сделаны, и в школе. На пришкольном участке такие красивые клумбы были, яблони…. Впрочем, яблони и сейчас есть только ухаживать за ними некому. Участок зарос сорняками, забор – упал. А в здании интерната замерзает местный фельдшер.

Дело в том, что ФАП – Фельдшерско-акушерский пункт – был и остался в том же здании, что и интернат. Но после того, как детей передали в другие образовательные учреждения, интернат перестали отапливать. Не будут же такую махину обогревать ради трех помещений ФАП и фельдшера с медсестрой.

-5

И вот зачем спрашивается «оптимизировали»? Учителя и воспитатели работу нашли, но, как раз в ближайшем городе, куда и перевели учеников коррекционной школы. А вот повара, обслуживающий персонал – остались без работы.

Сейчас-то уже, конечно, все кто хотели работу нашли, но повторюсь – в ближайшем городке. И, все бы оно хорошо было, если бы еще до этого городка транспорт ходил. Тем, у кого есть машины добираться до работы проблему не составляет. А вот тем, у кого машины нет, тем приходится покрутиться – автобус у нас ходит только три раза в неделю – понедельник, среда, пятница – в половине девятого утра забирает людей, в час дня привозит обратно и все. Больше автобусов нет. Так что те, кто нашел работу в ближайших населенных пунктах вертятся как могут.

-6

Я все это перечисляю к тому, что с одной стороны – грех обижаться на федеральные власти, краевые. У нас здесь замечательную детскую площадку сделали, спортивную площадку. «Дом досуга», а попросту Клуб, постоянно что-то делает. Тут и хор, и танцы, и спортивные секции. У нас тут одних только соревнований, краевого и всероссийского масштаба, проходит масса. Дети постоянно на какие-то олимпиады и конкурсы ездят. И призовые места занимают. Так что этим всем мы не обижены. Вопрос в том, кто конкретно за благоустройство, транспортную доступность, создание рабочих мест и т.д. отвечает.

И ведь самое примечательное – периодически приезжает наш депутат и отчитывается о проделанной работе и нужды жителей выясняет и, что главное, действительно выполняет свои обещания. Если что-то не в его компетенции, то объясняет куда и с чем, какими документами, обратиться, сам и запросы делает, и в какие-то кабинеты и службы с человеком ходит. Районное руководство без внимания не оставляет. Тоже самое, и приезжают, и выясняют, и делают то, что в их силах и возможностях.

Но вот эту ситуацию с рабочими местами и транспортом никто решить не в силах. И дорога. От федеральной трассы до села два километра и эти два километра дороги имеют поэтичное название «смерть подвеске». Помнится, в советское время такие дороги еще «военными» называли – в общем, «дорожное полотно» выполнено из Ж\Б стеновых панелей, судя по всему панели от 97-серии (панельные девятиэтажки). Понятно, что стыки между панелями никто не заделывал и едешь по такой дороге, как по стиральной доске. Но оно и ладно бы, но дело в том, что сельская местность – это горки-пригорки. Вот и наша дорога идёт то вверх, то вниз. А вниз сбегаются все «вешние воды». Снег тает и там, где понижение дороги, образуется огромная лужа и пространство между панелей размывается, сами плиты оказываются подмытыми и когда по ним проходит какая-нибудь тяжелая техника – тот же трактор или лесовоз, то плиты ломаются. В общем, чтобы проехать по этому месту, да еще по весне или по осени, да после дождя или таяния снега – это аттракцион.

Ну и в итоге, по сельской жизни:

Обижаться на правительство – грех. Тут и пенсионеры не обижены, хоть и пенсии у людей не велики. И работа, пусть и с приключениями, но есть, и школа, и детский сад. ФАП – поликлиника – рядом. Магазин, опять же, клуб, детская площадка, спортивная площадка, отличный полигон всероссийского уровня для тренировок и проведения соревнований по туризму (спортивное ориентирование), конный клуб. Есть холодное водоснабжение. Отопление, правда, печное, но обещают за 2024-2025 год село газифицировать – тогда вообще красота, лучше быть не может. Но вся эта красота упирается в транспорт, которого нет и маленький участок дороги, который еще как-то надо умудриться проехать, и рассыпается от того, что здесь ни аптечного киоска, ни стоматологического кабинета.

А потому захворать – это морока из морок. А чаще всего болеют дети. Сами же знаете, что только ребенок пошел в детский сад, так сразу же начинаются болячки. И, собственно, так иммунитет к многим заболеваниям вырабатывается, но как быть, если, будучи на больничном нет возможности элементарные лекарства купить? Автобус, помним же, всего три раза в неделю ходит и всего полтора рейса – от нас до города, от города до нас и снова в город и всё. Дальше как хочешь. Да в селе у большинства жителей есть автомобили и, конечно, люди не отказывают подвезти до города если случается такая нужда. Но! Для того, чтобы попросить подвезти – это нужно человека застать дома. А у нас в половине седьмого утра уже никого с авто не остается – на работу разъезжаются люди.

Вот, как-то так. Такова жизнь, сельская.