Найти тему

Счастливая жизнь 1950-60-х гг. в фарфоровой пластике Дулево

Оглавление

Признаться, мой интерес к малой пластике СССР был очень поверхностным, пока в Галерее советского фарфора я не увидела статуэтки 1950-х годов. Как много талантливых художников трудилось на предприятиях в этот период! Они творили с душой для советских людей! По мнению многих исследователей и коллекционеров, 1950-60-е гг. - один из лучших периодов в истории советской малой пластики.

Для читателей поясню, что я изучаю историю фарфора, поэтому посещаю выставки художественного фарфора и декоративно-прикладного искусства. Также я бываю на блошиных рынках, в антикварных салонах и культурных местах Москвы. Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться!

Скульптура "Снегурушка", 1966 г. Автор М.М. Шепелева ( Кожина). Фото автора
Скульптура "Снегурушка", 1966 г. Автор М.М. Шепелева ( Кожина). Фото автора

В этой статье я покажу примеры из музея Дулевского фарфорового завода, на которых выросла вся страна. Самые теплые чувства возникают, когда мы рассматриваем скульптуры Н. Малышевой, А. Бржезицкой, А. Чечулиной, О. Богдановой, Е. Гатиловой, П. Кожина, А. Сотникова. Поскольку Дулевский завод находится в Подмосковье, то статуэтки легко можно встретить на аукционах, в антикварных магазинах и на винтажных рынках г. Москвы и не только.

Атмосфера 1950-60-х годов

Давайте вспомним, что происходило в 1950-60-е годы в истории нашего государства. Самые значительные события - хрущевская "оттепель", реабилитация политических заключенных и общая демократизация в стране. Появилось поколение "шестидесятников", в культуре начался подъем, особенно в кругах творческой интеллигенции.

Атмосферу того времени передают советские фильмы и песни: чистые, наивные и бесхитростные. Большинство людей были носителями той культуры и образованности, которую мы сейчас называем "воспитание советского человека".

Одна из причин, почему 1950-60 гг. были счастливым временем - многие люди получили собственное жилье. При Н. С. Хрущеве началась жилищная реформа, было запущено скоростное-поточное строительство квартир. "Хрущевки" отличались малогабаритностью, но переезд из послевоенных бараков в отдельное, путь и небольшое жилье, было огромным счастьем для миллионов советских людей.

В моей статье Вещи и судьбы: коммуналки, "хрущевки" и "брежневки" можно почитать про музей "Пресня".

В это время люди еще очень хорошо помнили тяготы и ужасы Великой Отечественной войны, поэтому были так нужны милые безделушки, которые стали символами мирной и спокойной жизни.

Анималистика

Людям хотелось вернуться к повседневной жизни с понятными ценностями. Может быть, поэтому анималистика А.Г. Сотникова неоднократно отмечалась призами на международных выставках - в Брюсселе, Монреале, Париже. Фарфоровая пластика А. Г. Сотникова утверждала, что жизнь возрождается.

В книге "Дулево. Секреты старых мастеров" описывается случай, когда шведский коллекционер увидел на выставке скульптуру маленького птенца, и пожелал приобрести "гадкого утенка". "Это не гадкий утенок, а "Зарождение жизни" скульптора Сотникова" - ответили ему.

Скульптуры из жизни братьев наших меньших пленяли лаской и глубокой мудростью. В этом, наверное, и есть талант большого Мастера. В малых формах художник смог сказать очень многое. Листайте фото.

Сегодня эпичная скульптура "Сокол", завоевавшая Гран-при в Брюсселе в 1958 году, является символом (и маркой) Дулевского завода.

Кроме А.Г. Сотникова, в жанре анималистики в 1950-х творил П. М. Кожин. И снова - доброта. Добром пронизаны работы многих авторов того периода.

Скульптура "Олененок", 1950-е. Автор П.М. Кожин
Скульптура "Олененок", 1950-е. Автор П.М. Кожин

Бытовые сцены

Любимый многими мастер - Н. А. Малышева - с 1947 года работала на Дулевском фарфоровом заводе. Сколько лирики и мягкого юмора в ее зарисовках о повседневной жизни! Многие скульптуры художница рисовала с натуры. Мы можем рассмотреть детали одежды, форму школьников или милиционера, а также забавных дамочек, одетых по моде тех лет.

Скульптура "Заблудились", 1955 г. Автор Н.А. Малышева
Скульптура "Заблудились", 1955 г. Автор Н.А. Малышева

За годы работы на предприятии художницей было создано множество уникальных работ: «Маникюр» («Сплетницы»), «Телефонный разговор», «Заблудились», «Прогулка», «Песня дружбы», «Это стало нашей традицией».

Дружба народов

В тот период во внешней политике появилась тенденция провозглашать "мир во всем мире" и стремление к изучению культур разных национальностей.

Соперничество из военной сферы в 1960-х перенесли в спортивную, космическую и другие мирные отрасли. Начали укреплять отношения с коммунистическими республиками, до событий 1968 года. Происходило сокращение расходов на оборону и частичное разоружение.

Может быть, это еще один факт, почему 1950-60-е годы вспоминаются людьми, как счастливое время?

Интерес к культуре, быту и традициям национальных республик нашли отражение в советском фарфоре. Известно, что Н. А. Малышева молодые годы провела в Средней Азии, там она близко познакомилась с культурой и традициями тех мест. В отдельную серию можно выделить произведения на тему народных танцев: «Лезгинка», «Белорусский танец», «Танцующая узбечка», «Узбек с бубном», «Танцующие таджики», «Русская кадриль» и другие.

Скульптуры на тему дружбы народов есть также в творческом арсенале А.Д. Бржезицкой. Фарфоровые статуэтки, попадая в советские дома, не просто украшали собой полки, но и несли идею единства национальных республик. Листайте фото.

В музее Дулево на почетном месте стоит серия "Социалистические Республики". Среди скульптур - женские фигуры, символизирующие Литву, Украину, Армению, Белоруссию, Молдавию, Россию. В каждой подчеркивается богатство и сила братских в то время народов.

Скульптура "Украина". Серия "Советские социалистические республики", 1953 г. Автор А.Д. Бржезицкая
Скульптура "Украина". Серия "Советские социалистические республики", 1953 г. Автор А.Д. Бржезицкая

Сейчас, в эпоху разобщенности, искусство 1950-60-х на тему дружбы народов приобретает особую эмоциональную окраску.

Счастливое детство

Очень много поклонников у фарфоровых малышей и забавных школьников 1950-х. Художники вложили в них столько любви! Посмотрите, какие очаровательные малыши работы скульпторов Г. Д. Чечулиной или А. Д. Бржезицкой. Листайте фото.

Самая читающая нация

Если мы говорим о воспитании чувств, то чтение литературы и периодических изданий было обязательным в советское время. В 1960-е гг. среди молодежи было принято собираться кружками, обмениваться мнениями и обсуждать прочитанное.

Сказочные и литературные сюжеты нашли свое отражение в фарфоре и были очень любимы покупателями. 1960-е гг. - время свободомыслия, но вместе с тем, активного обращения к русской литературе и народным сказкам. В скульптурах на сказочные и литературные темы нет равных скульптору А. Д. Бржезицкой.

Большой отклик в сердцах людей находит также фарфоровая пластика О.М. Богдановой и Н. А. Малышевой. Пленяют нежные лица сказочных персонажей, прорисованные детали костюмов.

В преддверии новогодних праздников закончу статью фарфоровыми скульптурами из новогодних сказок.

Рассматривая фарфоровые статуэтки 1950-60-х годов, мы понимаем, чем жили советские люди, какие были их духовные интересы: любовь к искусству, спорту, интерес к национальным культурам, к литературе и театральным постановкам, к русскому балету. Фарфоровое советское искусство 1950-60 гг. пронизано светлыми чувствами, возвышенными надеждами и любовью к жизни.

В статье использованы фотографии автора из музея Дулевского фарфорового завода и книга "Дулево. Старые мастера".

Подписывайтесь на мои социальные сети о фарфоре и керамике!

На рутубе я делюсь видео и роликами, на мой взгляд, смотреть их там удобнее, так как нет такого количества рекламы, как на Дзене.

Канал Фарфоровые путешествия на RUTUBE

Подписывайтесь в Телеграм: https://t.me/myloveiscups

Вконтакте: https://vk.com/myloveiscups

Инстаграм @porcelainandtravel