О том, что в Европе все еще сохранилась монархия, многие узнали благодаря британской королевской семье, за жизнью которой следят словно за телешоу. Тому есть несколько причин:
Историческая связь. Многие люди, особенно в США, чувствуют историческую связь с Британией, чего нет с другими странами, в которых до сих пор существуют монархии. Многие страны все еще находятся в Содружестве, и королева Елизавета, а теперь король Чарльз, являются в них главой государства (например, Австралия, Канада или Новая Зеландия).
Не были свергнуты и замешаны в политических скандалах. Из всех европейских государств, пожалуй, Великобритании больше всего повезло с монархией. В том плане, что британских королей никто не свергал с престола и тем более не кaзнил. Британцы не ненавидели свою аристократию так, как, к примеру, французы или русские. Видимо потому, что переход от реальной власти к церемониальной получился мягким и постепенным. Да, были там в истории свои бунты и перевороты, но задолго до peвoлюционных событий, охвативших европейские страны в XIX-XX вв.
Кроме того, британские монархи не запятнали свою репутацию связью с известным немецким руководителем 30-40-х гг. и приверженностью к его режиму, как, например, это сделали королевские дома Румынии и Испании. Да, недокороль Эдуард, принц Джордж (дядя королевы) и даже будущий супруг Елизаветы принц Филипп очень симпатизировали Германии. Но вот Георг VI и его семья всегда были против «этой тирании» и открыто выступали за борьбу с ней.
В итоге изрядно «потрепанные» королевские дома Европы в течение всего XX в. сидела и носа не высовывали, а королевский дом Британии чувствовал себя вполне уверенно. Не было и нет закона, запрещающего королю или королеве править страной (есть, правда, специальное соглашение).
Великобритания по-прежнему остается мощной и влиятельной страной. Уступает она по политической, экономической и военной мощи только таким сверхдержавам, как США и Китай (хотелось бы еще и Россию сюда добавить, конечно). Следовательно, и королевская семья имеет более весомое значение, чем монархи, скажем, Дании (не в обиду датчанам).
Хороший «товар». Когда среди британцев в стопесятпервый раз заходит спор, зачем вообще содержать всех этих королей, герцогов и принцев, роскошное существование которых оплачивается в том числе из бюджета страны, а следовательно, из налогов граждан, монархисты обычно отвечают, что монархия хорошо продается. И они абсолютно правы. Давно подсчитано, что БКС как культурная достопримечательность вполне себе окупает. А посещение королевских достопримечательностей, таких как Букингемский дворец и Виндзорский дворец, ежегодно приносит туризму около 500 миллионов фунтов стерлингов, что является крупнейшим вкладом монархии в экономику.
Сказочные церемонии. Кто не любит сказки про принцесс и королев, с каретами, замками, костюмами? А в Британии все это есть. И по-настоящему. Где еще можно увидеть королевские церемонии почти такими, какими они были столетия назад?
Один деревянный трон с 700-летней историей на коронации Карла IIIчего стоит. Другие монаршие семьи тоже чтят традиции, но у них и близко нет такого размаха как у Виндзоров.
Английский язык. Легче быть объектом европейской культуры, если ты свободно говоришь по-английски. В азиатских и арабских странах тоже есть свои короли и традиции. Но европейцам, естественно, ближе история Европы.
Елизавета II. Никто и не подумает отрицать вклад Елизаветы II в популярность британской монархии. Наоборот, многие британцы и граждане стран Содружества сами признаются, что уважают (или уже уважали) монархию только из-за уважения (извиняюсь за тавтологию) к королеве. Милая искренняя старушка, которая полностью предана правильным идеалам, таким как долг, самопожертвование, патриотизм, спокойное достоинство и т.д. Кто знает, что было бы с БКС, если бы не королева.