89,3K подписчиков

Китайский ремейк советской перестроечной комедии собрал в мировом прокате полмиллиарда долларов

5,6K прочитали

Неожиданная адаптация старого фильма, снятого в СССР эпохи Перестройки, вышла в Китае в июне этого года и уже собрала в мировом прокате сумму, о которой мечтает любой голливудский продюсер. А кто-то считает, что в Советском Союзе в конце 80-х вдруг резко разучились снимать кино. На самом деле и наш перестроечный оригинал превосходный, и его современная китайская версия 2022 года точно заслуживает внимания.

Официальные русскоязычные постеры
Официальные русскоязычные постеры

В декабре 1990 года в кинотеатрах СССР начался показ комедии «Ловушка для одинокого мужчины» от выдающегося мастера жанра режиссера Алексея Коренева («Большая перемена», «По семейным обстоятельствам»). Его предыдущая картина «Акселератка» стала одним из лидеров советского проката 1987 года (38 млн. зрителей) и новый фильм также должен был бить кассовые рекорды.

Здесь замечательная литературная основа – пьеса французского драматурга Робера Тома, которого уже успешного экранизировали в СССР. Ироничный детектив «Ищите женщину» (1982) до сих пор один из любимых советских фильмов. «Ловушка для одинокого мужчины» поставлена в том же самом жанре: стержнем проходит детективная линия, разгадку тайны зритель узнает в только в финале, но само повествование, как и расследование, сопровождается комичными и даже потешными моментами. И в отличии от российского «классика» ироничного детектива Дарьи Донцовой, у французского автора настоящая, а не надуманная интрига, и реально смешной юмор, не вызывающий вопроса «А где смеяться?».

Кадр из фильма
Кадр из фильма

По сюжету у состоятельного мужчины бесследно исчезает жена. Он обращается в полицию, а спустя несколько дней его супругу находят живой и здоровой. Вот только муж совсем не рад возвращению – уверяет, что женщина, называющая себя его женой, ему совершенно незнакома. Она мошенница, а возможно и преступница, причастная к исчезновению настоящей жены. Выходит, что кто-то из них двоих врет или чего-то не договаривает.

Дальше раскрывать детали сюжета не могу, иначе сразу будет спойлер.

Самое главное достоинство «Ловушки…» - потрясающий актерский состав. Главные роли сыграли Николай Караченцов и Ирина Шмелева, которую Коренев позвал в свой новый фильм после успешной «Акселератки». Причем в фильме 1990 года, 29-летняя актриса не постеснялась раздеться на экране. Впрочем, в то время режиссеры оголяли всех актрис, даже звездных.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В ролях второго плана Юрий Яковлев, Вениамин Смехов, Сергей Мигицко, эмигрировавшая в США Елена Коренева, дочь режиссера, и загримированный до неузнаваемости Иннокентий Смоктуновский, узнать которого можно только по голосу.

«Ловушка для одинокого мужчины» - фильм, который точно должен был понравиться советскому зрителю. Но его просто создали не вовремя. Жителям СССР тогда было не до кино. Пустые полки в магазинах, разгул преступности, межнациональные конфликты и ощущение полной безысходности. Может быть, поэтому картина прошла незамеченной в свое время. А сегодня ее показывают нечасто, как и все перестроечное кино. Хотя в то время снимали не только «чернуху».

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Если кто не смотрел «Ловушку…», уверяю, этот фильм не разочарует точно. И рейтинг 7,7 из 10 на Кинопоиске – тому подтверждение.

Поэтому то, что китайцы купили готовый сценарий Алексея Коренева, не должно удивлять. Ремейки на плохое кино не снимают. А вот плохие ремейки снимают часто. Но не в данном случае.

В июне 2023 года в кинотеатрах КНР, а потом и всего мира, начался показ художественного фильма «Исчезнувшая в звездах». В титрах сплошь китайские фамилии и только одна иностранная (Алексей Коренев) значится среди нескольких сценаристов.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Китайцы не стали переносить советский оригинал досконально, а внесли несколько сюжетных изменений, добавили намного больше второстепенных персонажей, и самое главное – изменили жанр картины.

Вместо иронического детектива получился захватывающий триллер, сюжет которого удерживает зрителя до самых последних минут. Но только в том случае, если вы не смотрели «Ловушку для одинокого мужчины». Лично я, прекрасно зная, чем все закончится основное повествование, сразу разгадал и дополнительную сюжетную тайну, которой не было в советском оригинале.

Название фильма отсылает зрителя к знаменитой картине Ван Гога «Звездная ночь», которой также не было в «Ловушке…», но зато в сюжете китайского ремейка полотно играет важную роль.

Общественное достояние
Общественное достояние

В мировом прокате «Исчезнувшая в звездах» собрала 524 миллиона долларов США, причем большая часть кассы пришлась на сам Китай. В национальном прокате картина заняла 12 место в списке самых кассовых лент всех времен. При этом, если кто не знает, в топ20 самых посещаемых лент в кинотеатрах КНР, только одна некитайская картина – «Мстители:Финал».

Бюджет картины составил всего 10 млн. долларов. О подобном финансовом успехе создатели ленты даже не могли мечтать.

Я понимаю китайских зрителей – для них сюжет новый, неизбитый и действительно интересный. И снято не камерно, театрально, как в советской версии, а масштабно и динамично. В нескольких моментах мы видим настоящий боевик. Плюс мелодраматическая основа. И ни грамма юмора, иронии или сарказма. Все серьезно.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Читатели моего канала знают, что я большой поклонник советского кино. А еще я люблю китайские и корейские фильмы (не сериалы). Правда, с китайским кинематографом в последнее время настоящая беда. Беда для зрителей из других, неазитаских стран.

В фильмах, которые выходят сегодня в КНР довольно много национальной специфики, которая непонятна чужому зрителю. А все персонажи на одно лицо! Нет, это не расизм, европейскому и американскому зрителю действительно трудно ориентироваться среди похожих людей и однообразных для нашего слуха имен.

«Исчезнувшая в звездах», что сегодня редко для Китая, явно специально создавалась и для национального, и для зарубежного зрителя. Любые бытовые моменты в кадре или личностные отношения, которые разыгрываются на экране, одинаково понятны в Китае, России, США или Африке.

А актеры подобраны (за счет роста, телосложения, косметики, одежды) так, что запутаться в них невозможно. Кстати так давно делают в корейском кинематографе, поэтому нет ничего удивительного, что он постепенно завоевывает весь мир.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

«Исчезнувшая в звездах» довольно неплохой фильм для тех, кто смотрел «Ловушку для одинокого мужчины» и, как мне кажется, действительно классная лента для тех, кто не знает основную сюжетную тайну.

Кто смотрел советскую и/или китайскую версии, что скажете?