Маша: Меня дважды назвали лучшей молодой писательницей, я всегда благодарила Людмилу Прокофьевну за то, что это произошло раньше времени, и почти не чувствовала боли! Но, как только снова проявился синдром отличницы, всё пошло наперекосяк… А я должна разрешить себе быть троечницей, причём во всём! Не надо всегда всё делать идеально! Надо делать как умею! Конечно, нужно затрачивать столько же усилий, сколько и раньше, но со спокойным отношением. Не ругать себя за то, что я иногда переставляю будильник, хотя когда-то клялась жить по принципу «не думай о секундах свысока»! Раз в месяц или два нужно устраивать день ничегонеделания. Планы подождут! Их иногда можно не выполнять! Общая картина от этого мало изменится, потому что я, несмотря на разные послабления, по-прежнему много работаю! И мне не обязательно быть лучшей молодой писательницей… Достаточно входить в первую десятку, как это происходит сейчас! И, даже если я выйду из этой первой десятки, мои читатели никуда не уйдут, а уж после смерти меня, наверное, признают! Не зря же я с тобой разговариваю! Но всё-таки оскорбление стоматологов – это не только критика, но и хамство. Терпеть не могу хамство незнакомых людей и их сухое общение! Я даже в этот период общалась с ними как раньше, , а чем отвечали они? Впрочем, это неважно! Я всё равно изменила что-то в их душе своей улыбкой! И у меня есть ещё одно оружие против хамства – творчество! Но только реальные имена ни в коем случае нельзя использовать, а то однажды оштрафовали за старое произведение… Если изменить имя, я изменю и человека!
Удача: Какие мудрые рассуждения! Подписываюсь под каждым словом! Я хотела тебя остановить, задать дополнительные вопросы, но ты сама сделала правильные выводы! Теперь понимаешь, что всё это было не зря?
Маша: Понимаю. И очень надеюсь, что через двадцать два года буду умнее.
Удача: Только не надо фанатично готовиться.
Маша: Я и не собираюсь! Подготовка к сессии – это и есть начало подготовки к государственному экзамену! Так что буду готовиться как к обычной чёрной полосе: каждый день рефлексировать, но не думать о том, для чего это нужно! А уже ближе к делу, года за два, сделаю рефлексию более подробной!
Удача: Молодец! Так и надо! Хорошо идёшь!
Маша: А сколько всего я ещё должна понять! Ведь мы пока даже один день не разобрали! Теперь я на тебя уже не обижаюсь! Теперь я понимаю, что ты своим долгим отсутствием сделала меня мудрее! Итак, продолжаем. Я даже постеснялась рассказать маме о Тихоне, но она увидела, что со мной что-то происходит, и давай ругаться: «Опять какие-то надуманные проблемы! Я тебе помогать не буду: взрослая уже! Так что сделай нормальное лицо!»
Удача: Как ты думаешь, почему это могло произойти? Люди же не роботы, у всех может быть плохое настроение…
Маша: Мама много раз не сдерживала обещания. К примеру, говорила, что мы вместе посмотрим кино, а в итоге мы ничего не смотрели и объяснений не было… Конечно, мамина вина тут есть, но есть и моя вина: я не разговаривала с мамой, когда такое происходило. Это было одной из моих «надуманных проблем». Когда у меня срывались какие-то мероприятия, я расстраивалась и жаловалась маме, а она говорила: «Не трагедия!» Может быть, и не трагедия, только мне нужна была поддержка… Впрочем, я сама виновата. С тринадцати лет я ни разу не жаловалась маме на жизнь без мыслей о самоубийстве. Вот и потом, когда я уже почти отказалась от этих мыслей, мама думала, что я опять за старое… Надо было объяснить, что мне просто нужна поддержка! Но теперь уже поздно… Удача, почему мама умерла? В этом тоже я виновата?
Удача: Нет, в движении планет ты не можешь быть виновата. Это в любом случае произошло бы в этот период. Но давай всё-таки разберём эту смерть: на чужих ошибках тоже полезно учиться. Твоя мама завалила государственный экзамен, который закончился как раз тогда, когда начался твой.
Маша: Вот это уже более сложное задание…
Удача: Как твоя мама определяла своё предназначение?
Маша: Сначала вообще не хотела об этом думать, потом говорила, что это я, а потом… Остап? Мама умерла через несколько дней после Остапа, потому что больше не видела смысла в жизни?
Удача: Именно так. Можно было подождать год и завести новую собаку, но в первые дни, конечно, о таком не думают.
Маша: А Остап почему умер? В этом я виновата? Мне кажется, что в чьей-то смерти я точно виновата!
Удача: Конечно, виновата! Мы же выяснили, что сила негативной мысли очень велика! Ты постоянно думала, как ужасна твоя жизнь, поэтому притянула новое негативное событие! Если бы ты раньше что-то поняла, Остап прожил бы не восемь, а тринадцать лет!
Маша: А мама всё равно бы умерла вслед за ним?
Удача: Если бы ты ей всё объяснила, то нет. Но ты уже никогда не узнаешь, в чём было её настоящее предназначение. Нам нельзя раскрывать такую информацию об ушедших.
Маша: Каким бы ни было её предназначение, очень жаль, что мы помирились очень поздно… Почти все эти годы наше общение проходило крайне напряжённо!
Удача: Как ты думаешь, ситуация изменилась бы, если бы ты сказала маме, что не думаешь о самоубийстве?
Маша: Может быть, но что в этом толку? Потом я всё равно стала об этом думать, поэтому ещё большее ухудшение отношений было закономерным.
Удача: А почему у тебя всё-таки вновь возникли надолго ушедшие мысли о самоубийстве?
Маша: Ну как это – почему? Потому что я уже не верила, что ты придёшь!
Удача: Надо было помнить, что из любой ситуации есть выход!
Маша: А мне казалось, что выхода нет! Сама подумай: я потеряла единственно возможную для себя работу и не могла решить этот вопрос с помощью образования, думая, что высшее образование не для меня! Я даже не могла ничего написать… Понятно, что родители из-за этого очень ругались! Ты же помнишь, что у меня были проблемы абсолютно во всех сферах моей жизни! Это настолько серьёзно, что прежние способы борьбы со стрессом перестали помогать… А покончить с собой мне не давали родители: Интуиция всегда говорила им, куда я иду с этой целью! Пришлось даже снова в психушку лечь… Я надеялась, что хоть там отдохну, но при первых признаках улучшения состояния меня выписали! Как ты думаешь, я должна была притвориться, что мне в психушке плохо?
Удача: Нет, я так не думаю. Я думаю, что сбежать от проблем можно, но только на один день. Ну, или на несколько, если ты решишь отправиться в путешествие.
Маша: А на всё это время? Конечно, если б была такая возможность… В путешествии у проблем меньше ньютонов.
Удача: Кое-кто сделал это, но это не избавило его от государственного экзамена. Мне казалось, что ты поняла это, уйдя из института. Что было бы, если бы ты так и не получила образование? Даже если б была работа!
Маша: Точно… Я бы всё равно страдала всю жизнь. Вот здесь я, к сожалению, не смогла сделать правильный выбор между временем и силой в пользу времени. Потому что тогда тоже не было выхода…
Удача: Выход там, где вход. Если бы ты об этом почаще вспоминала, тебе было бы гораздо легче.
Маша: И как я должна была решить ту ситуацию с тройкой?
Удача: Есть разные варианты. Первый связан с действиями, второй – с мыслями.
Маша: Действие – пойти в учебный отдел и написать объяснительную по поводу политической былины. Я бы спросила, что можно сделать, чтобы меня больше не обижали из-за политики, удалила бы посты с надписью «Нет войне»… к тому же мне всё равно пришлось это сделать! Зря, но пришлось… А мысли… мы это уже разобрали. Если бы я разрешила себе быть троечницей, не было бы выбора между очень сильными страданиями на полгода и сильными на всю жизнь, потому что страдать не пришлось бы вообще! И вот тогда я бы окончила институт и вообще не обратила бы внимания на потерю работы, потому что обязательно смогла бы куда-нибудь устроиться!
Удача: Может быть, ты тогда и работу бы не потеряла. Что ещё ты поняла в ходе этих рассуждений?
Маша: Что синдром отличницы – это главная причина моих несчастий. Если бы не он, я бы видела выход! Я бы сразу куда-нибудь поступила… Но, когда это началось, я вообще не понимала причин! Мне могла бы помочь Ольга, но она на второй день написала, что не помогает еретикам и не собирается больше со мной общаться, то есть второй раз мы с ней поссорились!
Удача: Она же тебе намекала на государственный экзамен!
Маша: Я подумала, что это совпадение, а потом просто забыла, что это именно он. Если бы Ольга мне помогала, то, конечно, было бы легче. Попробую понять, почему мы поссорились в семнадцатом и в двадцать пятом. В семнадцатом мне надо было готовиться к экзаменам, а не гадать на картах с Ольгой, ведь верно?
Удача: Это, конечно, верно, но есть и более важная причина, которую ты не поняла и через пять лет…
Маша: Точно! Слишком сильная любовь к русскому языку! Русский язык стал мне дороже друзей! Два раза! Именно по этой причине два из четырёх предательств! Значит, маятники Зеланда, о которых рассказывала Елена, - не бред?
Удача: Конечно, не бред! Надо соблюдать принцип равновесия! Не надо думать, что русский язык дороже друзей… дороже здоровья…
Маша: Сколько причин! Как же в этом не запутаться?
Удача: Кажется, ты уже начинаешь что-то понимать. Не бойся запутаться!
Маша: Хорошо, поверю. В двадцать четвёртом Ольга вернулась, чтобы подготовить меня к государственному экзамену, а я не захотела готовиться, поэтому Ольга снова ушла! Надо было извиниться перед ней, пообещать добросовестно заниматься, а я не сообразила!
Удача: Всё верно! Может быть, через тридцать лет ты обратишься к её дочери!
Маша: А её дочь меня не оттолкнёт? У неё же был стресс, когда я при ней сказала Ольге, что надо говорить не «одень», а «надень шапку»!
Удача: Она уже давно об этом забыла. Она даже тебя забыла, поэтому с удовольствием примет!
Маша: Ну, тогда я к ней обращусь! А я очень переживала, когда Ольга написала… Но о самоубийстве, в отличие от семнадцатого года, не думала. Я просто искала причину и, не найдя, решила, что это просто испытание… Ведь негативные мысли, когда болит зуб, так естественны, что за них наказывать не надо! Я решила, что ничего делать не надо и надо просто ждать, ведь такое иногда было у меня в те счастливые два года…
Удача: Ну, в чём-то ты даже права. Это действительно испытание, действительно надо было ждать, но неправда, что ты не должна была ничего делать. Ты не могла ничего сделать, чтобы это прекратить, но могла немного облегчить себе жизнь.
Маша: Но, когда это началось, я воспринимала это просто как сессию. Во второй день я спокойно вышла на работу, однако заметила, что качество моего преподавания резко упало. Девяти- и одиннадцатиклассники делали одни и те же ошибки в сочинениях и не понимали, почему они неправы, а остальные не понимали объяснений новой темы! Я была спокойна и даже не стала думать, из-за чего это произошло.
Удача: Конечно, зуб – не главная причина. Но, если твои объяснения не понимает никто, это повод задуматься. Ты же читала литературу по методике, пыталась применять знания на практике!
Маша: Вероятно, я занималась тем, что не соответствует моему призванию, а также решила, что могу прожить всю жизнь, умея только одно. Откуда такое мнение? Да нет, уйдя из института, я понимала, что это не так, но всё-таки надеялась на обратное… А тогда я подумала, что всё-таки у всех бывают неудачные дни, это нормально…