Инженер-физик из Магнитогорска в 1992 году, будучи на третьем курсе МФТИ, совместно с однокурсником Сергеем Колесниковым основал компанию "Технониколь", которая входит в топ‑200 крупнейших частных компаний России по версии Forbes. Год назад Игорь Рыбаков вместе со своим партнером победили в конкурсе EY "Предприниматель года" в России. В 2015-м Рыбаков вместе с супругой Екатериной создали "Рыбаков Фонд", выделив один миллиард рублей для его финансирования.
Игорь Рыбаков в своем доме в Москве
Дом предпринимателя, обладающий всеми признаками загородного, находится, тем не менее, в пределах Москвы, на севере города. Вокруг героя съемки суетятся помощники — люди в черных толстовках с надписью "RYBAKOV". "Я не люблю, когда про меня говорят "self-made", — я не сам себя сделал. У меня были учителя, друзья, последователи", — рассказывает он. Рыбаков не случайно окружен командой единомышленников — это одно из условий его процветания. Веселый и бодрый обладатель более миллиарда долларов начинает лекцию-интервью в своем кабинете.
Интерьеры дома Рыбаковых лаконичны и холодноваты. Теплоты добавляют фотографии детей Игоря и Екатерины, которые украшают стены почти всех комнат
Знаете, что самое главное? Плечевая улыбка. Не американская улыбка, через зубы. А та, которую чувствуешь внутри — от плеча к плечу. Это наполненность чувством собственной значимости, уверенности, когда внутри словно упругие силиконовые шарики. И ты такой… Даже слов не надо, я могу показать… Если взрослый человек владеет этим, то любая неопределенность, которая возникает (а они возникают постоянно), не вышибает его из колеи.
Давайте начнем с детства. Какие у вас были ориентиры? Они трансформировались с годами или "база" у вас оттуда?
У меня была очень строгая, но справедливая бабушка-учительница. Она работала в две смены, утром и вечером. Родители отправляли меня к ней в деревню на летние каникулы. Однажды во втором классе я остался у нее на целый год. И она меня учила "не пищать". Это самая любимая ее поговорка. Что-нибудь случилось — она говорит: "Не пищать!" Наверное, это означало что-то вроде "соберись".
Посыл делала?
Да. И после этого как-то все приходило в норму, появлялся тонус, так она меня натренировала. Это эпизод первый. Еще у меня был дядя, он постоянно в деревне что-то строил: то водопровод чинил, то забор, то сарай, то дом перебирал. Все время в делах, в хозяйстве. Я, помню, собирался идти на пруд или с пацанами куда-то, а он такой: "Иди сперва в сарай, а потом гуляй". В какой-то момент мне даже стало нравиться ему помогать. Так я научился обрабатывать доски, строить сараи, чинить заборы. Это эпизод второй. Когда я уже был постарше, лет 12, взрослые все спрашивали: "Когда вырастешь, кем будешь?" И я отшучивался: "Крановщиком на подводной лодке". Откуда я мог знать, кем стану? Мне иногда даже страшно становилось от неведения…
Когда Игорь Рыбаков вышел из оперативного управления "Технониколь", дети, воспитанием которых занималась Екатерина, подросли, пришло время ставить новые цели. Так появился "Рыбаков Фонд". В последний год Екатерина выступает в качестве его президента
Это заставляло задуматься: может, что-то не так?
Да. Однажды отец увидел меня в таком состоянии, протянул мне доллар со своим автографом (а тогда доллар был редкостью): "Неважно, кем ты будешь, на вот, держи твой билет в будущее. Научись умножать, а потом научи этому других". В тот момент я понял, что стану автономным, смогу зарабатывать бабки. Меня прямо отпустило, освободилась гигантская энергия. Я ощутил, что, чем бы ни занимался, в любом деле у меня будет результат. В предпоследнем классе я оказался в строительном отряде со студентами. Такой "сын полка". Выяснилось, что студенты не знают столярного дела, не умеют штукатурить, красить, а я умел. И стал там бригадиром. Я достаточно быстро понял, насколько выгодно быть лидером. Летом за два месяца я получил столько, сколько средний сотрудник в Советском Союзе зарабатывал за год. Когда я с этим заработком приехал домой, мама подумала, что я кого-то ограбил. Так прошло мое детство. Это основные вехи. Было, конечно, много всего другого. Я считался экспериментатором: бомбочки бросал, по крышам лазил, стекла бил, на стройках хулиганил. Потом в физических и химических олимпиадах участвовал, занимался в судомодельных и радиотехнических кружках, на трубе играл. Проще сказать, чего я не делал. (Смеется.) И в милицию нас забирали, когда мы проверяли в камерах хранения, не оставил ли кто 15 копеек. Других пацанов ругали, а мне отец сказал: "Ну у тебя и этот опыт теперь есть. Нормально".
Игорь Рыбаков читает лекции, активно осваивает Instagram и YouTube, пишет книги и записывает песни. На всех площадках он не стесняется признаваться жене в своих чувствах и благодарить ее за поддержку. "Ты — моя таблица умножения. Таблица умножения любви", — недавно сказал он Кате на сцене стадиона
В копилочку все?
Каждый опыт — в копилочку. Уже после стройотряда со мной произошло самое важное событие. Мама познакомила меня с двумя выпускниками моей школы и сказала: "Мне кажется, тебе нужно с ними пообщаться". Где-то на пятой минуте разговора я осознал, что они не как все в Магнитогорске. Смотрят по-другому, говорят по-другому, одеты по-другому, дышат по-другому, чувствуют по-другому — они вообще другие. И самое главное — они сказали: "Игорь, ты же сейчас в 56-й школе учишься? Мы сидели за той же партой, что и ты". Когда они произнесли эту фразу, у меня все стало на свои места: Хочу быть как они". Я ничего не решал в тот момент, просто на меня снизошло понимание пути". Я спросил только: "А там у вас на физтехе много таких ребят?" Они говорят: "Там все такие". У меня была эйфория, которая, правда, на следующий день растворилась, потому что я получил задание из физико-технической школы и понял, что могу решить одну задачу из 10. Мама помогла мне найти репетитора. Хотя скорее это был наставник. И я стал заниматься с профессором магнитогорского института. Достаточно быстро, за три недели, он показал мне всю красоту физики. А через красоту я стал щелкать задачки, как орешки. Когда узнал устройство мира, его взаимосвязи, мне так захотелось разгадывать эти все загадки… Почему солнце красное? Почему камень летит по параболе, а не прямо? Хотелось в этом разобраться.
У Игоря и Екатерины Рыбаковых четверо детей. Участие в их школьной жизни натолкнуло на мысль о создании школы нового формата, где в систему «родитель — учитель — ученик» добавляется еще один участник — успешный выпускник этой школы
Вы не раз говорили, что успешным человека делает ощущение свободы и жажда экспериментов. Какие сложности вам пришлось преодолеть, чтобы стать тем, кем вы стали?
Я сделал много открытий. "Открывашкой жизни" я называю инструментарий, который позволяет воображать, задумывать самые смелые проекты. Если человек живет в "дне сурка" — каждый день одно и то же, привычно, предсказуемо, пресно, обыденно, то у него нет сил. Он и хотел бы перемен, но по привычке ездит по одним и тем же рельсам. Здесь очень важна поддержка наставника, который не критикует и говорит: "Это нормально". Те учителя, которые считают, что надо выйти из состояния комфорта, вам враги. Во-первых, человек не в состоянии комфорта и уверенности в себе не может принять здравые решения, полезные для него. Может принять спонтанные, импульсивные. Нога болит — все, отрубаем. Ну что это? Все общественные догматы я проверил на себе — ничего не работало. Пришлось прямо с юности набирать библиотеку решений, которые мне подошли. Собственно, я все это изложил в методичке и назвал ее "Ток". Ток жизни, энергия. Многие читают и говорят: "Игорь, это все переворачивает". Это то, чем я пользуюсь, а то, чему меня пытались научить, мне не помогло. Например, совет "Ищи work-life-баланс" — это полная ерунда. У меня был опыт, когда в какой-то момент я решил: "Так, надо здесь убавить и чуть добавить времени и ресурсов туда". Супруга сказала: "Мало добавил в личную жизнь". Потом я взял еще из работы и снова добавил в личную жизнь. Подумал, наверное, это решит вопрос. Но стресс только усиливался, потому что на работе перестало хватать еще сильнее, а в семье принципиально ничего не изменилось. И я так делал несколько раз, пока не оказался в полном ауте. Чем больше я искал ork-life-баланс, тем больше входил в состояние стресса. Я зарывался все глубже, а потом оказалось, что дело вообще не в этом балансе. Просто я стал другим и время изменилось необходимо было пересмотреть весь образ жизни.
"Баланс — это не что-то статическое. Невозможно раз и навсегда его найти. Баланс — в движении. Как только останавливаешься, он теряется" /Екатерина Рыбакова/
То есть с вами случался кризис, когда было непонятно, куда направлять свою энергию?
Да. Как я справлялся? Я учусь у лучших. Я не эксперт, не учитель, не мотиватор, не управляющий, не бизнесмен, не тренер. Я — выигрыватель. А выигрыватель всегда учится у великих тренеров, учителей, мотиваторов. Берет у них лучшее и на основании этого в нужной комбинации вовремя делает правильные ставки. И еще умеет менять их, когда предыдущие перестают работать. У всех бывает такой момент. Мне на помощь тогда пришла моя Катя. Она просто подвинула чуть-чуть мои руки, которые крепко держали руль, и машина выбралась из ямы. Тогда я понял, что Катя направляет меня в правильное русло, — это для меня было открытием. Раньше я всегда слушал женщину и делал наоборот, кстати, используя достаточно догматическую традицию. Прямо вот спрашивал: "Кать, будем строить еще один завод?" Катя говорит: "Ну зачем столько заводов?" — "Значит, строим". Это смешной пример, но символичный. А где-то в 40–42 я стал очень прислушиваться к ее советам. Это иногда даже мне неприятно.
Принять это?
Ну а что приятного? Я-то думал, что я все вижу. В 18 лет одни ставки — скорее всего, на себя, своих бизнес-партнеров, самоутверждение, самореализацию. В 28 — на умножение успеха, эскалацию, масштаб. А в 38 идет переход на стадию сбережения. Не сохранения, а именно сбережения. Это очень заботливое создание вокруг себя питающей среды.
Которая позволяет развиваться?
Да. Я окружаю себя людьми, которые не позволяют мне быть менее ярким, чем я могу. Я в ответочку им тоже не позволяю. И в результате происходит взаимообогащение: ты поддерживаешь, тебя поддерживают, и получается, что ты не застаиваешься, не зависаешь в предыдущем успехе. Мне никогда не хочется ничего нового делать. А кому хочется? Это же опять труд. Но я уже попал в автоматическую среду обновления. Кто-то спрашивает: "А вот можно ли не обновляться, не идти, не расширять себя в новом направлении?" — "В смысле? У нас так принято".
"Нет подходящей женщины для мужчины. Как и мужчины для женщины. Союз создается в движении друг к другу" /Игорь Рыбаков/
Как вам удалось в наше неспокойное время сохранить длительные отношения и с партнером, и с любимой женщиной?
Когда меня спрашивают: "Как найти бизнес-партнера? Как найти женщину?" — я говорю: "Никак". Можно создать подходящего партнера, изменившись самому. Это касается и бизнеса, и семьи. Такой лайфхак требует тренировки для закрепления. Почему не работают все эти тренинги, где тебя грузят информацией? Потому что когда возникает реальная проблема, то, к сожалению, человек воспроизводит натренированные привычки. Все основные школы учат тому, как принимать решения в условиях определенности, а в жизни это неприменимо. Это же некие идеальные, теоретические условия. Я не выхожу из зоны комфорта, я занимаюсь ее прокачиванием, чтобы она была шире. Даже когда я сплю, моя социальная система и мое окружение выполняют необходимые задачи. Программа присылает обновление, я наутро встаю: "О! Обновление". И постоянно нахожусь в тонусе.
С Игорем Екатерина встретилась в летнем студенческом лагере. Ей было 18 лет. "Я приехала от Уральского политехнического института, а Игорь — от МФТИ. Там мы познакомились со многими ребятами, с которыми дружим до сих пор", — говорит Екатерина
Действительно ли вы решили не оставлять своим детям наследство?
Да. Мы с Катей долго думали: оставить нашим детям наследство или оставить им и всем людям мира наследие. И приняли однозначное решение: те ресурсы, компетенции, власть, влияние — то, что накопили во время жизни, все эти ресурсы направить на создание экосистемы самого качественного образования в мире. "Рыбаков Фонд", который мы создали с Катей, занимается изменением социально-образовательной среды с помощью концепции "Школа — центр социума». Главная цель: добавить в традиционную экосистему «учитель — ученик — родитель» еще одного участника — благодарного выпускника. Родитель обычно встревожен и постоянно нападает на педагогов: «" вы точно все делаете, что надо?" Педагог защищается, между ними "бокс". А тут педагог говорит: "Вот результат работы", родители говорят: "Да, правда…" Тревога снижается. Ребенок без слов понимает: Я хочу стать таким же успешным, как этот благодарный выпускник!" И родители в первый раз видят на лице ребенка понимание, зачем ходить в школу. Этот проект — наша с Катей миссия во второй половине жизни. А прожить я хочу до 114 лет.
Красивая цифра.
Я миллиардер финансовый, а хочу стать миллионером в часах. Уже через 15 лет люди будут говорить: "Надо же, как жизнь поменялась!" Это мы ее меняем. Не путем выходов на какие-то майданы — это небезопасно и ни к чему не приводит, а постепенно. И самое главное — каждый шаг нам приносит вот эту плечевую улыбку. Я считаю это самым важным, потому что единственное, что разжигает наше внутреннее топливо, — наша удовлетворенность жизнью.
"Задача "Рыбаков Фонда" — помочь детям сохранить и укрепить веру в свои силы" /Екатерина Рыбакова/
Екатреина Рыбакова о муже:
"Игорь всегда производил впечатление неординарной личности — внутренняя свобода, смелость, дерзость чувствовались еще в студенческие годы. Он уникальный человек. Я, наверное, тоже непростой. То, что нас друг в друге привлекало, это же в какие-то моменты жизни могло и отталкивать. Работать над отношениями для меня означает работать над собой, чтобы принимать человека целостным — таким, какой он есть. Ценность нашего союза всегда была для меня выше, чем ценность моих ожиданий, — от многих из них я смогла отказаться. увидела, что это не так важно, они — как "девичьи мечты" и, вполне возможно, были мне навязаны. В итоге то, что у нас получилось, гораздо круче, чем то, о чем я мечтала. Наши партнерские отношения построены на искренности, взаимной поддержке и постоянном развитии. Я считаю такие отношения более честными и здоровыми. Я далеко не всегда разделяю его идеи и даже действия. Мы спорим, обсуждаем. Игорь прислушивается к моему мнению, и я ценю, что у меня есть возможность его выражать. Мне кажется, большую часть жизни Игорь жил в убеждении, что он должен стать тем человеком, который не нуждается ни в чьих советах, должен быть «всемогущим». В какой-то момент он задал себе вопрос: "А почему, собственно, я должен быть всемогущим? Почему я не могу прислушаться к мнению человека, который находится со мной в одной лодке?" Это тоже про расставание со своими иллюзиями и установками".