Поезжай на проезжую часть, - говорят пешеходы.
Вали на тротуар, - предлагают водители, вынужденные тащиться за велосипедистом по узкой дороге.
Катайся по велодорожкам, - болтает кто-то, кто не в курсе, что велодорожек в городах почти нет.
Велодорожки, конечно, существуют кое-где. Можно по ним туда-сюда покататься.
Как ни крути, везде велосипедист лишний. И, где бы он ни ехал, - он везде непрошенный гость.
Пешехода пугает. На проезжей части мешается. Самому тоже и тут, и там некомфортно.
А всё почему? Потому что велоинфраструктура у нас не развита. И вот, что бы я предложила сделать для её развития.
1. В топку велодорожки.
Ладно, не в топку. Велодорожки можно оставить мамашкам с колясками. Пусть гуляют по ним со своими чадами, раз им там нравится. Всё равно их оттуда не выгнать.
Для велосипедистов нужна выделенная велополоса на проезжей части. Не везде дороги узкие. Широких улиц хватает. Вот с них и нужно начать с последующим расширением направления движения велосипедистов.
Тротуары нужно оставить пешеходам. Нечего велосипедистам делать на них. Сбоку многих тротуаров есть зелёная зона. Там растут нестриженная травка и деревья. Отличное место для велотропинок.
Вы только представьте себе: едете по городу, но в тоже время петляете между деревьями и никаких пешеходов на пути.
Кое-где такие тропинки кстати попадаются. Собачниками вытоптаны. Я такими тропинками пользуюсь, но опять же... Не для нас они их вытаптывали.
2. Зебра для велосипедистов.
Я бы разрешила переезжать по зебре, но сделала бы для этого специально отведённые места. Пешеходные переходы пусть бы и остались пешеходам. Разве что на переходах, где есть светофоры, добавила полосу для велосипедистов.
Нерегулируемые зебры однозначно мимо. Водитель и велосипедист на них никогда не найдут общий язык.
Я бы выделила несколько велосипедных переездов на город. Подъехали, нажали на кнопку, дождались зелёного сигнала светофора и поехали.
То, что не нужно спешиваться, обрадовало бы велосипедистов. Никто этого не любит. А то, что переезжать можно только в специально отведённых местах, регулируемых светофором, обезопасило бы водителей от любителей вылетать на проезжую часть на скорости.
Дождался зелёного сигнала - спокойно поехал.
3. Доступная перевозка велосипеда.
Сейчас перевозка велосипеда в общественном транспорте - головная боль велосипедиста. Не везде с велосипедом возьмут. А там, где возьмут, там обязательно всем помешаешь.
В электричках и пригородных поездах я бы предложила велосипедные крепления на стены или под потолком. Ну неудачное место для велосипеда в тамбуре. Он занимает его весь.
В автобусах вопросы с креплениями также можно решить. Как в автомобилях велосипеды крепятся? На крышах, сзади. Представьте, сколько мест для перевозки велосипеда в автобусе, если есть крепления. Можно ещё бока задействовать. Было бы желание.
Я бы даже рекомендовала такси иметь несколько машин с возможностью перевозки велосипедов.
Это облегчило бы задачу, как добраться домой, при поломке.
4. Велопарковки везде.
Я ездила на работу на велосипеде. Офисное здание с огороженной территорией. Для автомобилей парковка есть. Для велосипедов - нет.
Даже тех неудобных железных колец нет, что стоят у супермаркетов. Кстати моё колесо не в каждую такую велопарковку лезет.
Я оставляла велосипед у забора. Пристëивала к железным прутьям. Одной зимой мне удалось выпросить ключи от подсобки, в которой велосипед был хотя бы защищён от снегопадов и ледяных дождей.
Другой зимой ключи просить не стала. Недолго мне оставалось работать до декрета. Да и для того, чтобы завезти велосипед в подсобку, приходилось двигать снегоуборочную машину, которую частенько оставляли прямо перед дверью. Беременной, конечно, ничего двигать не хотелось. Дорогу к парковочному месту у забора я прорывала через сугроб. Снег чистился на автомобильной парковке и на пешеходных дорожках.
Если бы были нормальные велопарковки, на работу на велосипедах ездило бы больше людей.
Что я понимаю под нормальной велопарковкой?
- Специально отведенное место с крышей, в котором можно пристегнуть велосипед на замок.
- Специально выделенное помещение, которое закрывается на ключ.
В идеале, конечно, помещение, которое отапливается. Но куда нам до идеала. Хоть бы без идеалов.
5. Побольше веломероприятий.
Не знаю, как в других городах, а в Смоленске велопарад проводится раз в год, а всё остальное - инициатива неравнодушных граждан.
Я бы поощряла этих неравнодушных граждан. Парады, покатушки, квесты, любительские гоночки. Столько разных мероприятий можно провести для обычных велосипедистов, не имеющих отношения к спорту. Было бы желание.
И у многих такое желание есть. Поддержки нет. А ещё нет понимания, что то что ты делаешь, важно и нужно не только тебе.
А что предложили бы вы для развития велоинфраструктуры?