Найти тему
Titanium Jewelry | Hades e Kore

Художественная резьба по титану. Урок 1. Разбираемся с композицией и пропорциями

Оглавление

Часть знаний отсюда будет применима и к воску, и к кости, и к другим металлам, и к дереву — ко всему, где из цельного куска надо вырезать что-то художественное.

Я очень хотела бы, чтобы этот цикл статей стал помощником для тех, кто задумывается попробовать свои силы, но не знает, с чего начать и как работать с ошибками в ходе работы. И помните, если не получается работать по моим методам — возможно, вам нужен просто другой подход. Это не значит, что вы безрукие, бесталантные. Я не истина в последней инстанции. Будьте критически настроены к любым инструкциям и адаптируйте их под себя.

В качестве примеров буду анализировать свои работы за неимением других образцов.

*важно запахивается в мантию как профессор Снейп на первом уроке*
«Здесь вы не увидите волшебных формул, как глупым размахиванием лобзика вырезать с нуля статую Давида без опыта. Однако, тех немногих… избранных... кто проявит предрасположенность к скульптурной резьбе, я постараюсь научить, как одним надрезом создать симметрию, как, не стачивая металл, изменить объем фигуры и как пройти по грани золотого сечения, обратив ошибки в гармонию красоты.»


Начнём.

Общая композиция

Как ни крути, у любой объемной скульптуры есть лицевая сторона, на которую взгляд падает в первую очередь, и это определяет общее впечатление. С восприятия лицевой стороны и надо начать работать в первую очередь. Внимательно посмотрите на лисичек и на собаку. Посмотрели им прямо в глаза?

Вряд ли первое, о чем вы задумаетесь, будет то, что все здесь выстроено в соответствии с последовательностью Фибоначчи. Тем не менее, это так. От расположения глаз, носов, лап, ушей и веток до общего силуэта. Математика станет для вас той проверочной палочкой-выручалочкой, которая позволит контролировать себя, исправить ошибки и не потеряться в свободном творческом полете. В резьбе его, этого свободного полета, вообще самый минимум. Максимум алгебры, геометрии, и еще прибавится физика (в следующих уроках).

Теперь посмотрите еще раз. Заметили упорядоченность в расположении объектов по квадратам и прямоугольникам?

Это те самые числа Фибоначчи, или «золотое сечение», или «божественная пропорция». Про само явление написано много статей в блогах про дизайн и искусство, не буду углубляться в теорию. Скажу, как я ей пользовалась — я долго располагала и перетасовывала отдельные ветки и лисиц вдоль линий, накладывала сверху трафарет с этой вспомогательной разметкой, сверяя, оценивала, появляется ли легкость и визуальная читаемость изделия.

А собаку опиливала сначала общими формами с плавными изгибами, создавая динамику в объеме и силуэте, где-то больше металла и выступов вверх, где-то больше воздуха и выборка металла вглубину, потом прорезала детали, корректируя их расположение с помощью разметки маркером. Да, муторно, да, долго, да, это какой-то суровый расчет, а не полет фантазии, но зато вы не будете сожалеть, что глаз надо было делать выше и левее, а лапа торчит непонятно куда.

Подтверждением того, что вы сделали все правильно, будут два ощущения: общая картина считывается глазом без усилий и запинок, вы сразу распознаете акценты и ведете глазами от одного к другому, а второе — в зеркальном отражении вы все так же видите пропорциональность и гармонию, без перекосов и изъянов.

Здесь важна хорошая насмотренность, тогда вы начнете чувствовать баланс, не задумываясь. Мне очень помогает увлечение фотографией, слежу за фотоконкурсами. Чем больше отраслей, работающих с визуализацией, изучите, тем лучше: иллюстрация, фото, графический дизайн, анимация, архитектура.

Правило «третей» + учимся определять пропорции

Теперь проведем дополнительное препарирование еще и на лягушках. Оценим их лапки по достоинству!

Если схема с улиткой кажется вам громоздкой — а она и правда громоздкая, хороша скорее для общего композиционного оформления — есть упрощенный вариант. Сетка с делением картинки на трети. Метод сей я использую по десять раз на дню, абсолютно с каждой самой мелкой деталью, когда встаю в ступор «куда дальше пилить», и контролирую им все этапы работы. Он есть прямо в телефоне, можно все проверить, не отходя от верстака.

100% вы видели эту сетку на камере телефона. Может даже хотели избавиться, ибо мешается. Но она-то нам и понадобится)
100% вы видели эту сетку на камере телефона. Может даже хотели избавиться, ибо мешается. Но она-то нам и понадобится)

Но если вы подумали, что надо навести камеру телефона и через нее посмотреть на изделие, то нет :) … или точнее, почти, но не совсем.

Я постоянно фотографирую этапы работы, вся галерея забита. С разных ракурсов и сторон, затем открываю фото в редакторе и выбираю обрезку. Здесь важно разместить рамку сетки строго по границам вашей фигурка/изделия. Линии автоматически изменяются по правилу третей, а вы получаете 9 областей, куда надо вписать детали.

Еще, может знаете, методом сетки, художники вручную срисовывают рисунок, когда надо перенести копию, но уменьшенную или увеличенную.


При разном наклоне, от фото к фото у вас линии будут немного плавать и отличаться, но общий вид вы поймете и совсем уж значительные расхождения увидите.

Основные правила такие же: располагать акцентные детали на линиях или на их пересечениях. В данном случае, у лис на линии находится лоб верхней лисы (от этого взгляд будто падает вниз, как в пропасть); вертикальная ветка справа идет прямо по линии (граница между персонажами); верхняя и правая нижняя горизонтальная ветки идут вдоль линии (как нотный стан для записи нот). Так, сетка в буквальном смысле появилась в самом изделии. Теперь оно считывается в формате трех частей: верх (1-я горизонтальная ветка) + середина (пустота и вертикальные палки) + низ (2-я горизонтальная ветка). Отдельно от общего изделия у каждой лисы есть и свои собственные оси.

У собаки на линиях расположен правый глаз и расстегнутая петлица жилетки — это два зрительных акцента. Тоже трехчастная горизонтальная композиция: верхняя треть — голова, середина — грудь до застежки жилета + плечо с рукавом; третья — талия, живот. Пуговица на груди и носовой платочек приблизительно по центру, если поделить по горизонтали. Центр тоже важен!

Как еще можно использовать эти трети?


На примере лягухи: важно установить/найти/придумать/заметить пропорции.

Наш мозг думает пропорциями и соотношениями, даже если мы их не ищем специально. Это не пресловутые 90-60-90, это нечто более вечное, математически энергоемкое, как бывает у улиток, ракушек или роз (и это тоже числа Фибоначчи). Поэтому заставьте себя искать пропорции и определять соотношения разных частей изделия. Это облегчит поиски того, в чем вы могли ошибиться и почему не получилось, почему работа смотрится корявой.

У меня ко всем изделиям есть референс. Обязательно скелет, кости очень полезно изучить, и куча фоток живых зверей с разных ракурсов. Но иногда меня вдохновляет рисунок, анатомически верный лишь частично, и я просто вытачиваю с него копию, придумывая плоскому изображению объем так, как душа соизволит. Так вышло с лягухой.

Здесь ориентируемся на пропорции заданного оригинала: лапы составляют половину от всего роста, верхние лапы вместе с головой занимают 1/3, левая часть от руки до лапы вся на одной вертикальной линии друг под другом… и т.д. В этих пропорциях через сетку переношу на металл. Далее, выпиливаем по контуру и будем приступать к скульптурированию.

И-и-и…

Вы добрались до конца — мои поздравления, дорогой ученик!
Вы большой/большая молодец, что осилили сей учебный материал.
И это был громоздкий важный блок, поэтому остановимся здесь, чтобы было время переварить информацию.
Д/з на подписях к картинкам.
Все свободны!

Сердечно ваша,

Кора