Наверняка, каждый в своей жизни сталкивался с такими вопросами: "Православный ли крест он носит? Какой крестик лучше будет защищать от темных сил? Четырех конечный, восьми или шести? С изображением Распятия или узорами? и т.д." Прежде чем мы перейдем к ответу, напомню, что мы христиане исповедуем Воскресшего Христа Единого Бога в Троице Отца и Сына и Святого Духа. И так было изначально. Множество мучеников во время первых трех веков гонений пострадали именно за веру во Христа, исповедовав Его единым Богом. В иконографии они изображаются именно с крестом в руке.
Задумывался ли в то время сколько концов у христианского крестного знамения? Думаю, что нет. Главным была Истина!
О самом древе креста на котором был распят Христос нам известно из истории его обретения царицей Еленой и ее сыном Константином.
По преданию, Честной Крест Господень был найден в месте, где был насыпан большой холм из земли, мусора и камней, и на этом месте некогда римский царь Адриан построил капище в честь языческой богини Венеры. Когда разрушили идольский храм, разбросали мусор и раскопали землю, были обретены место Гроба Господня и воскресения, а также Лобное место — место распятия Христа. Вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над головой распятого Спасителя. Однако теперь она лежала отдельно от крестов, и поэтому не было возможности узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель. Патриарх Макарий предложил царице Елене совершить испытание: по очереди кресты стали прикладывать к больным. Считалось, что от креста, на котором был распят Господь, должно произойти исцеление. И действительно, помолившись, стали прикладывать три креста по очереди, и два из них не оказали никакого воздействия, а от третьего произошло чудо: находившаяся при смерти женщина исцелилась. После такого чуда всем хотелось увидеть и поклониться Кресту, а так как вследствие множества народа не все могли это сделать, то патриарх Макарий, став на высоком месте, воздвиг (поднял) святой Крест, чтобы народ смог его увидеть. Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Последнее событие послужило особо широкому распространению в иконописи образов. Например святых равноапостольных Константина и Елены с Животворящим Крестным древом, равноапостольной Елены и патриарха Макария с воздвигнутым Крестным древом. На храмовой иконе Крестовоздвиженского храма царица Елена и патриарх Макарий изображены держащими древо Креста Господня.
В дальнейшем древо Креста Господня представляло для христиан столь великую святыню, что уже при самом обретении его люди, в большом количестве наполнявшие Иерусалим, не только имели желание поклониться ему, но и, по возможности, получить от него частичку. Святой Кирилл Иерусалимский (IV в.) свидетельствует, что уже в его время маленькие части Животворящего Креста были распространены по всей земле. Святой Иоанн Златоуст (IV в.) говорит, что «многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают себе на шею».
Но часть обретенного древа Креста и гвозди от него царица Елена послала своему сыну Константину, а остальное было заключено в серебряный ковчег и вручено предстоятелю Иерусалимской Церкви с приказанием хранить его для будущих поколений.
Святой Кирилл Иерусалимский подтверждает, что честное древо Креста Господня в его время хранилось и показывалось народу в Иерусалиме. На протяжении многих столетий это древо перемещали в другие города разные завоеватели, затем опять возвращали в Иерусалим. Сегодня достоверная судьба честного древа Креста Господня в точности не известна. Вполне вероятно, что с течением времени оно совершенно было раздроблено на отдельные частицы, которые и указываются теперь во многих храмах и монастырях. В частности, в Риме в базилике Святого Креста хранится деревянная дощечка, которую выдают за ту дощечку, titulus, которая была прибита над головой Спасителя, лежащей отдельно от Креста и после найдена святой Еленой.
Католический и Православный Крест: особенности изображения.
В 1054 году произошел раскол христиан на католиков и православных. И затем стали различаться изображения крестного знамения. В западной традиции наибольшую популярность приобрела форма четырехконечного креста. В православии форма креста не имеет особенного значения, однако наибольшее распространение получили восьмиконечный и шестиконечный кресты.
Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечным, потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте, и воины, не зная до какого места достанут стопы Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе». Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19, 18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19, 19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27, 35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: „Сей есть Иисус, Царь Иудейский“» (Мф. 27, 37).
Крест это оружие или знак победы Христа над грехом и смертью души и тела.
Если мы хотим избавиться от власти зла, – греха и вечной смерти, – то мы должны идти за Христом, то есть верить во Христа, любить Его и исполнять Его святую волю, – во всем слушаться Его (жить с Христом).
Вот почему, чтобы выразить нашу веру в Иисуса Христа, Спасителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы изображаем на себе правою рукою знак креста, или осеняем себя крестным знамением т.е. крестимся.
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.
Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.
Слово «аминь» – значит: истинно, правда, да будет так.