Найти в Дзене
Елена Ковачич

«СКЛОННОСТЬ К ГРОТЕСКУ»: НАШ МИР - КИНО ПОЛАНСКИ И РОМАНЫ СОРОКИНА?

В метро
В метро

Возникает ощущение, что кто-то явно не в себе! Или уж настолько мы разные, что их нам и нас им «умом» никак не понять и «аршином общим» не измерить😊)

В гостинице ночевал намедни премьер-министр Японии Фумио Кисида. Как пишет агентство «Киодо», «по необъяснимым причинам» Кисида провел ночь с четверга на пятницу не в своей резиденции, а в гостинице».

Странно! Журналисты стали расспрашивать. Пришлось заместителю генерального секретаря правительства Хироси Мория что-то отвечать. Ответил он по-японски уклончиво: мол, «причина — в неисправности оборудования». Какого такого оборудования? А, может, дело не в оборудовании? Ну, пошел человек в отель. А вдруг не один пошел? Тогда всем тем более интересно😊)

Я представляю продолжение разговора?

- Да? О неисправности какого оборудования идет речь? Сигнализация, что ли, отказала?

-«Мы воздержимся от комментариев по соображениям безопасности», - лаконично ответил Мория.

Премьер-министр Японии покинул резиденцию по необъяснимым причинам

Не могу себе представить такое у нас. Хотя многие вещи настолько расходятся, что подчас возникает ощущение, что кто-то явно не в себе! Или настолько мы разные, что их нам и нас им «умом» никак не понять и «аршином общим» не измерить😊)

Кукла-самуРайка
Кукла-самуРайка

Как не измерить общепринятыми мерками творчество некоторых людей искусства и литературы. Владимир Сорокин, мой случайный коллега как раз по Японии: сменила его на посту профессора Токийского университета иностранных языков, а он оставил мне письмо в служебной квартире со словами: «Поздравляю Вас с прибытием на Марс». Еще и голубое сакэ с голубыми же фрезиями в вазе и своим «Голубым салом» - в книжном шкафу😊).

https://www.theartnewspaper.ru/posts/4306/
https://www.theartnewspaper.ru/posts/4306/

Так вот Сорокин написал новый роман. Он к тому же теперь иноагент,

SO…

Пути наши, как и взгляды разошлись. И все же его книги и новый роман «Наследие» – определенно примета времени и стиля эпохи. Где соединено все: реальность и сказка, прошлое с будущим, то есть футорология и фантастика. В новом романе, как кажется по анонсу, все это присутствует.

«Прошлась и выкосила людей боливийская зараза, прогремела ядерная война, провалился мирный договор. Насилие стало нормой и потребностью. Главного героя не узнать, однако доктор остается образцом достоинства и человечности». Это из анонса…

Новый роман Владимира Сорокина «Наследие» выйдет в ноябре

Хочется почитать. Вопрос, смогу ли ДОчитать. Его «Теллурию» не осилила: то ли писатели не могут быть читателями, то ли это «не мое» творение, то есть далекое от моего представления о прекрасном. И все же рискнуть стоит. А вдруг?

Где-то, где-то...
Где-то, где-то...

Вчера рискнула – пошла на

THE PALACE

Романа Полански – второй день в хорошем настроении. Уже трижды пересказываю разным людям фильм. До того мне понравилось!

Фотка из интернета
Фотка из интернета

«Ты должен удовлетворить аудиторию, но оставить её слегка голодной, чтобы ей хотелось ещё. Сегодня фильмы пытаются объяснить абсолютно всё, и к концу это становится скучно», - это слова Романа Полански.

Не поспоришь, хотя могу возразить, что все же большинству людей надо объяснять. А то не так поймут и будут совать бычки в икру, как герой Микки Рурка😊)

Я помню, конечно, чудесный фильм Полански «Пианист». О судьбе Владислава Шпильмана — «выдающегося польского пианиста, еврея по национальности. Вынужденный жить в Варшавском гетто во время Второй мировой войны, он сполна познает вкус унижений, страдания и борьбы. Один из офицеров отступающей немецкой армии обнаруживает его среди руин разрушенного бомбежками города и помогает ему выжить», - из анонса в интернете.

%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC %D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82 - Поиск в Google

Серьезный и трагичный фильм о войне, фашистах и Холокосте. Все это и по сей день, как мы видим, актуально. Конфликты на Ближнем Востоке и на Украине связаны с тем же – национализмом и территориями. Напоминает это как раз любимые фашистские мантры о «мире для немцев». Здесь – о мире для израильтян, палестинцев и украинцев с жителями Донбасса, Запорожья и Херсонщины. У каждой из сторон свои аргументы.

Тимирязевская. Кинотеатр
Тимирязевская. Кинотеатр

Безусловно, есть зачинщики конфликтов и отвечающая на нападение сторона. И все же ни у одной из этих сторон нет чего-то, что безоговорочно было бы понятно любому третейскому судье. Потому как жертвы – всегда жертвы. Они не имеют ни национальности, ни привилегий. Это несчастье, горе людей, их близких, родных. Это смерть, не имеющая никаких других признаков, кроме небытия, точнее, перехода из мира живых, в мир мертвых. И этих мертвых каждая из сторон использует как козырь по-своему. Примерно, как в фильме Полански толстушка-жена: если продержится год в качестве оной – получит почти сотню миллионов мужа. А он возьми, да умри в канун торжества. Что делать? Конечно, как-то сохранить все в тайне. Вот мертвеца и наряжают в темные очки, сажают в коляску и везут, как бы живого-здорового, смотреть новогодний салют. Доказательство его полного пребывания среди живых в означенный условиями контракта период.

Толстушка
Толстушка

Разве не то же самое было в Буче: инсценировка. Только здесь мертвец выдан за живого, а там, возможно, манекены или неизвестно откуда привезенные и разложенные по дороге тела выданы за убитых российскими солдатами.

Крик на весь мир обеспечен! Кто-то же срежиссировал эту мизансцену! Явно не такой талант, как Полански: халтурщик и торопыга. Поскольку очевидно, что все это сплошной шараш-монтаж, как и, возможно, фотка американского космонавта на Луне.

-8

Любимый всеми нынче AI – искусственный интеллект – определил вероятность подделки. Так что по части сюжетов наша жизнь не уступит самому крутому режиссеру. Только вот исполнение бывает не айс, да и актерский состав – так-себе. Тем не менее, это тоже «кино». А мы все либо зрители, либо участники…

https://www.google.com/search?gs_ssp=eJwBMADP_woNL2cvMTFwdzc1NTE1MTABSh3Qv9C-0LvQsNC90YHQutC4INC00LLQvtGA0LXRhty3GPA&q=%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8+%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86&oq=%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8&gs_lcrp=EgZjaHJvbWUqDQgCEC4YgwEYsQMYgAQyDggAEEUYJxg7GIAEGIoFMhIIARAuGBQYgwEYhwIYsQMYgAQyDQgC
https://www.google.com/search?gs_ssp=eJwBMADP_woNL2cvMTFwdzc1NTE1MTABSh3Qv9C-0LvQsNC90YHQutC4INC00LLQvtGA0LXRhty3GPA&q=%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8+%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86&oq=%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8&gs_lcrp=EgZjaHJvbWUqDQgCEC4YgwEYsQMYgAQyDggAEEUYJxg7GIAEGIoFMhIIARAuGBQYgwEYhwIYsQMYgAQyDQgC

Главными свойствами стиля Полански критики называют «склонность к гротеску» и «вуайеризм», то есть страсть к тайному наблюдению за другим человеком. Это же есть у Сорокина.

НО…

Всего этого хоть отбавляй в нашей реальности! Кто не любит поржать, как после и во время просмотра фильмов, типа «ДНБ»? Кто не любит всякие ток-шоу, где, как через замочную скважину, аудитория подглядывает за жизнью героев. А «Дом-2» на чем вылез? На этом самом «вуайеризме». Так что и тут наши художники – Полански\Сорокин – попали в точку. И в этом их безусловная победа и одновременно поражение. Потому как все это мы видим постоянно. А хочется неожиданности. Хочется чего-то больше, чем известное. Хотя и этого достаточно для признания работы удачной. Молодцы!

Леля - компокот
Леля - компокот

Судьбы авторов тоже имеют значение. Я убеждена, что гротеск и черный юмор Полански – результат жизни вечного беглеца и беженца, которому уже 90 лет! Полански 1933 года рождения. Его судьба трагична: «мать и бабушка Поланского погибли в Освенциме, дядя был убит в Бухенвальде. Роману удалось бежать и долгое время он жил в приёмных семьях под другими именами».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Полански,_Роман

Дебют Полански 1962 года «Нож в воде» - внимание - был номинирован на «Оскар»! Его фильм «Ребенок Розмари» тоже номинировался на эту премию. В 1969 году беременная жена режиссера, актриса Шэрон Тейт, была зверски убита «членами семьи Мэнсона». Убийство жены изменило его личность с «безграничного, безмятежного моря ожиданий и оптимизма» на «укоренившийся пессимизм… вечную неудовлетворённость жизнью». В 1976 году Полански получил французское гражданство. А через год, в 1977 году 13-летняя американская фотомодель Саманта Гейли обвинила его в изнасиловании. 31 января 1978 года, не дожидаясь приговора суда, режиссёр бежал из США в Лондон, а затем во Францию.

Полански в молодости. Из интернета.
Полански в молодости. Из интернета.

К прессе Полански относится нелицеприятно: «Они обвиняли жертв в своих собственных убийствах. Я действительно презираю прессу. Я не всегда так считал. Пресса заставила меня презирать её». Это написал режиссер, прочтя материалы об убийстве тех, кто вместе с его женой били в доме, на который напали бандиты.

Обвинения в сексуальных преступлениях преследуют режиссера. Британка и актриса Шарлотта Льюис 14 мая 2010 года заявила, что режиссёр дважды подверг её насилию во время съёмок фильма «Пираты» в 1983 году, когда ей было 16 лет. 26 сентября 2017 года немецкая актриса Ренате Лангер сообщила швейцарской полиции, что она была изнасилована Поланским в 1972 году, когда ей было 15 лет. В ноябре 2019 года французская актриса Валентин Монье засвидетельствовала, что в 1975 году, когда ей было 18 лет, она подверглась избиению и сексуальному насилию со стороны режиссёра.

Елка 2024… Уже скоро
Елка 2024… Уже скоро

Возможно, они не лгут, хотя почему-то мне кажется подозрительным, что обвинения посыпались спустя десятилетия после событий и совпали с трендом на борьбу с сексизмом. В те поры, видимо, была тема не актуальна. Наоборот – свобода нравов. Тогда и вряд ли кого это все шокировало бы. Теперь нет: посадят, а еще можно стрясти компенсацию за ущерб столетней давности! Тоже все в духе нашего века.

В 2009 году Полански был арестован в Швейцарии. Он приехал туда получать награду за режиссуру. Весь мир просил снять все обвинения и помиловать его.

НО…

Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, железный наш Терминатор😊) – внимание – «отказался помиловать режиссёра. Апелляционный суд Лос-Анджелеса также отказался закрыть дело Полански».

Вот он и снова

БЕЖЕНЕЦ

Каково им быть, хорошо знают те, кому пришлось испытать это на себе. Полански пришлось: он беженец по сей день. На вопрос о том, что он чувствует в связи с этим, режиссер Роман Полански лишь пожимает плечами: «Давно привык. Я был беженцем всю свою жизнь».

И еще – сюжеты Полански почти калькируют будущие события в мире. Пророчество? Совпадение? Или…

ПРИЗРАК

Фильм – «Призрак» Полански вышел на экраны в 2010. Сюжет настолько напоминает ситуацию с украинским президентом, что невольно задумаешься, а не посмотрели ли они кино, а после все это решили разыграть в реале? 😊)

«В результате импровизированного расследования перед «призраком» открывается следующая картина: в 1970-е годы ЦРУ через Рут завербовало в агенты Адама Лэнга, безмозглого студента-актёра, который стал гламурной ширмой, подставным лицом, вальяжным лицедеем, призванным без проволочек осуществлять приказы Госдепа, Белого дома и ЦРУ. Связующим звеном между ЦРУ и премьером была его жена, Рут. Секретная информация была зашифрована предыдущим писателем-призраком в тех словах, с которых начинаются листы его рукописи (принцип акростиха). По мере того как «призрак» узнаёт всё больше, тучи над ним сгущаются и становится всё более вероятным, что он разделит судьбу своего предшественника — после посещения и разговора за ним начинается охота, на обратном пути ему приходится сбежать с парома и скрываться…»

Это текст из анонса к фильму, взятый из интернета. Вчитайтесь – актера, которого вербует иностранная разведка, ставят на руководящий пост, где он лицедействует по профессии, параллельно исполняя все приказы хозяев, его на это место определивших!

Кто-то скажет – притянуто за уши, мало ли в Бразилии Педров.

Да, Педров и не сосчитаешь! Вот только в такие буквальные совпадения не особо верится…#москва#воадимирсорокин#новыйроман#наслединвладимирасорокина#романполанскидворец#фильмдворецполански#отличныеавторы#нашажизнь