Мне нравится бывать в Русском музее в часы зимних сумерек когда пустеют залы, но до закрытия остаётся ещё не мало времени и можно спокойно побродить среди картин и поразмышлять. Жаль что при неярком свете не всегда удаётся сделать хорошие фотографии, а бдительные хранители не позволяют включать вспышку или подсветку и правильно делают - мы приходим и уходим, а шедевры остаются для будущих поколений.
Невозможно даже бегло рассказать о всех картинах и экспонатах Русского музея, которые интересовали меня в разное время посещений, о тех мыслях и чувствах которые вызывали они у меня.
И вот я вновь посетил знакомые залы, вряд ли нужно устраивать краткую обзорную экскурсию, экскурсоводы сделают это лучше меня, расскажу лишь о том, что привлекло моё внимание на сей раз.
Пройдя залы древнерусского искусства и Петровской эпохи попадаешь в залы XVIII века.
Мы воспринимаем историю как нечто хрестоматийное и безжизненное, но здесь в Русском музее она вновь становится живой.
Расшитые камзолы, румяна, напудренные парики..
Сколько свершений, величия, блеска, страстей, тайн и интриг!
Я остановился в зале N 7 в котором когда-то располагался Малый рабочий кабинет великой княгини Елены Павловны - супруги великого князя Михаила Павловича, которая являлась государственным и общественным деятелем, сторонницей отмены крепостного права и проведения великих либеральных реформ. Сохранилось не мало изображений этой просвещенной женщины, здесь мы приведём лишь работу Карла Брюллова "Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией" хранящийся в Государственном Русском музее:
В центре зала располагается скульптурная композиция "Анна Иоанновна с арапчонком" работы Растрелли, он работал над ней 10 лет, с 1732 по 1741 год - практически весь период её правления, так уж получилось - то выделенная медь оказалась неподходящего качества, то мастеров не хватало.
Царица изображена в момент венчания на царство, в правой руке она держит скипетр, который в данный момент находится на реставрации, а левую протягивает к арапчонку, который подаёт ей державу.
Выполненная в натуральную величину, она воспроизводит облик самодержицы в мельчайших деталях и считается непревзойденным памятником по исторической верности художественного образа.
Помню то жутковатое чувство, посетившие меня ещё в детстве, когда я впервые увидел эту скульптуру в зале Русского музея.
Тончайшей обработкой бронзы переданы детали: драгоценные камни, кружева, шитье, мех. Чеканка деталей одежды заняла почти три года работы лучших мастеров, вызванных в помощь Растрелли.
Отлитая из бронзы, статуя цельная, а не полая, весит 6,5 тонн и потому может стоять лишь в тех залах, где есть возможность укрепить пол.
Она предназначалась для установки на площади перед новым Зимним дворцом, но императрица умерла раньше чем работа была закончена, а взошедшая после неё на престол Елизавета, воспрепятствовала этому замыслу.
Несомненно, она является самым ярким символом деспотии, высокомерного величия, надменности и сумасбродства российского самодержавия и переносит нас во времена правления этой не очень умной и взбалмошной российской императрицы, времена страшной бироновщины, названной так по имени фаворита императрицы - герцого Бирона, время, запомнившиеся казням, пытками, ссылками, доносами и сумасбродными увеселениями.
Сохранилось несколько портретов герцога Бирона:
Анна Иоанновна, по сути не получила никакого образования. Ко взрослому возрасту княжна умела с ошибками писать по-русски, немного понимала немецкий и выучила несколько танцевальных движений.
Взойдя на престол она тут же изволила разорвать уже подписанные ею Кондиции - акт с условиями ограничивающими её власть, выдвинутый Верховным тайным советом, лишь при соблюдении которых она собственно и могла занять российский престол.
После того как кондиции были уничтожены, Анна Иоановна занялась расправой с Верховным тайным советом. В результате которой члены совета были арестованы, казнены или отправлены в ссылку, а сам Верховный тайный совет ликвидирован. На его месте был создан Кабинет Министров. Таким образом, первая робкая попытка обуздать самодержавие была пресечена при одобрении большей части дворянского сословия и духовенства.
Нескончаемые празднества, неописуемая роскошь, фейерверки, фонтаны бившие вином, шуты сопровождали её царствование. Случайно приведенная к власти, она быстро почувствовала вкус роскошной жизни и безнаказанность, чтобы унизить провинившихся аристократов, Анна Иоанновна превращала их в придворных шутов, это в полной мере ощутили на себе:
Балакирев Иван Александрович — доверенный слуга императора Петра I (шут Балакирев)
Михаил Алексеевич Голицын (шут Квасник)
Граф Алексей Петрович Апраксин, который происходил из знатного царского рода.
Никита Фёдорович Волконский.
Одну из сцен шутовства изобразил художник Валерий Якоби (1833-1902) на картине "Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны".
Государственными делами она конечно же тоже занималась из основных её деяний можно вспомнить введение обязательного обучения дворянских детей, реформу налоговой системы с освобождением военных от сбора податей, ввод принципа равенства перед законом всех свободных сословий, ограничение срока государственной или военной службы для дворян 25 годами, восстановление заброшенного после смерти Петра I флота. Создание печально известной Тайной канцелярии тоже было делом её рук. Однако назвать её значимым государственным деятелем можно лишь с большой натяжкой. Нужно сказать, что герцог Бирон следил за тем, чтоб Анна Иоанновна не отягощала себя государственными заботами, а расходы на проведение балов и содержание двора, в десятки раз превышали расходы на содержание армии и флота.
О внешности Анны Иоановны сохранились некоторые высказывания современников:
"Престрашновата была взору, отвратное лицо имела, так была велика, когда между кавалеров идёт, всех головою выше, и чрезвычайно толста» - так спустя годы писала графиня Наталия Шереметева сосланная вместе с мужем в далекую Сибирь по воле императрицы.
"Станом она была велика и взрачна. Недостаток в красоте награждаем был благородным и величественным лицерасположением" - писал граф Иоганн Эрнест Миних. Высказывания иностранцев по поводу облика Анны Иоанновны очень схожи, поскольку они знали, что дипломатическую почту прочитывают.
Безусловно, свидетельства современников предвзяты, но мы имеем возможность обратиться к свидетельству Расстрелли, который в своём творении запечатлел на века не только облик и характер императрицы, но дух и нрав ушедшей эпохи.
В одной из последующих статей мы расскажем пожалуй о самой невероятной и нашумевшей забаве Анны Иоанновны - Ледяном доме.
Ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал.
Обещаем вам много интересного на тему искусства и не только.