Найти тему
АртТеррия

Русский музей - живая история: Анна Иоанновна.

Мне нравится бывать в Русском музее в часы зимних сумерек когда пустеют залы, но до закрытия остаётся ещё не мало времени и можно спокойно побродить среди картин и поразмышлять. Жаль что при неярком свете не всегда удаётся сделать хорошие фотографии, а бдительные хранители не позволяют включать вспышку или подсветку и правильно делают - мы приходим и уходим, а шедевры остаются для будущих поколений.

Фото автора.
Фото автора.

Невозможно даже бегло рассказать о всех картинах и экспонатах Русского музея, которые интересовали меня в разное время посещений, о тех мыслях и чувствах которые вызывали они у меня.

Фото автора.
Фото автора.

И вот я вновь посетил знакомые залы, вряд ли нужно устраивать краткую обзорную экскурсию, экскурсоводы сделают это лучше меня, расскажу лишь о том, что привлекло моё внимание на сей раз.

Пройдя залы древнерусского искусства и Петровской эпохи попадаешь в залы XVIII века.

Мы воспринимаем историю как нечто хрестоматийное и безжизненное, но здесь в Русском музее она вновь становится живой.

Расшитые камзолы, румяна, напудренные парики..

Сколько свершений, величия, блеска, страстей, тайн и интриг!

Я остановился в зале N 7 в котором когда-то располагался Малый рабочий кабинет великой княгини Елены Павловны - супруги великого князя Михаила Павловича, которая являлась государственным и общественным деятелем, сторонницей отмены крепостного права и проведения великих либеральных реформ. Сохранилось не мало изображений этой просвещенной женщины, здесь мы приведём лишь работу Карла Брюллова "Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией" хранящийся в Государственном Русском музее:

Карл Павлович Брюллов, Русский музей, 1830 год. Фото взято из открытых источников Яндекс.
Карл Павлович Брюллов, Русский музей, 1830 год. Фото взято из открытых источников Яндекс.

В центре зала располагается скульптурная композиция "Анна Иоанновна с арапчонком" работы Растрелли, он работал над ней 10 лет, с 1732 по 1741 год - практически весь период её правления, так уж получилось - то выделенная медь оказалась неподходящего качества, то мастеров не хватало.

Растрелли Б. К. «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741). Государственный Русский музей. Фото взято из открытых источников Яндекс.
Растрелли Б. К. «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741). Государственный Русский музей. Фото взято из открытых источников Яндекс.

Царица изображена в момент венчания на царство, в правой руке она держит скипетр, который в данный момент находится на реставрации, а левую протягивает к арапчонку, который подаёт ей державу.

Фото взято из открытых источников Яндекс.
Фото взято из открытых источников Яндекс.

Выполненная в натуральную величину, она воспроизводит облик самодержицы в мельчайших деталях и считается непревзойденным памятником по исторической верности художественного образа.

Помню то жутковатое чувство, посетившие меня ещё в детстве, когда я впервые увидел эту скульптуру в зале Русского музея.

Фото взято из открытых источников Яндекс.
Фото взято из открытых источников Яндекс.

Тончайшей обработкой бронзы переданы детали: драгоценные камни, кружева, шитье, мех. Чеканка деталей одежды заняла почти три года работы лучших мастеров, вызванных в помощь Растрелли.

Фото автора.
Фото автора.

Отлитая из бронзы, статуя цельная, а не полая, весит 6,5 тонн и потому может стоять лишь в тех залах, где есть возможность укрепить пол.

Она предназначалась для установки на площади перед новым Зимним дворцом, но императрица умерла раньше чем работа была закончена, а взошедшая после неё на престол Елизавета, воспрепятствовала этому замыслу.

Несомненно, она является самым ярким символом деспотии, высокомерного величия, надменности и сумасбродства российского самодержавия и переносит нас во времена правления этой не очень умной и взбалмошной российской императрицы, времена страшной бироновщины, названной так по имени фаворита императрицы - герцого Бирона, время, запомнившиеся казням, пытками, ссылками, доносами и сумасбродными увеселениями.

Сохранилось несколько портретов герцога Бирона:

Неизвестный художник XVIII века, Рундальский дворец. Латвия.Портрет написан в период 1737-1740 гг. Бирон в герцогской мантии. Фото взято из открытых источников Яндекс.
Неизвестный художник XVIII века, Рундальский дворец. Латвия.Портрет написан в период 1737-1740 гг. Бирон в герцогской мантии. Фото взято из открытых источников Яндекс.

Медаль с профилем Бирона. 1730-е годы. Фото взято из открытых источников Яндекс.
Медаль с профилем Бирона. 1730-е годы. Фото взято из открытых источников Яндекс.

Анна Иоанновна, по сути не получила никакого образования. Ко взрослому возрасту княжна умела с ошибками писать по-русски, немного понимала немецкий и выучила несколько танцевальных движений.

Взойдя на престол она тут же изволила разорвать уже подписанные ею Кондиции - акт с условиями ограничивающими её власть, выдвинутый Верховным тайным советом, лишь при соблюдении которых она собственно и могла занять российский престол.

Фото автора.
Фото автора.

После того как кондиции были уничтожены, Анна Иоановна занялась расправой с Верховным тайным советом. В результате которой члены совета были арестованы, казнены или отправлены в ссылку, а сам Верховный тайный совет ликвидирован. На его месте был создан Кабинет Министров. Таким образом, первая робкая попытка обуздать самодержавие была пресечена при одобрении большей части дворянского сословия и духовенства.

Нескончаемые празднества, неописуемая роскошь, фейерверки, фонтаны бившие вином, шуты сопровождали её царствование. Случайно приведенная к власти, она быстро почувствовала вкус роскошной жизни и безнаказанность, чтобы унизить провинившихся аристократов, Анна Иоанновна превращала их в придворных шутов, это в полной мере ощутили на себе:

Балакирев Иван Александрович — доверенный слуга императора Петра I (шут Балакирев)

Михаил Алексеевич Голицын (шут Квасник)

Граф Алексей Петрович Апраксин, который происходил из знатного царского рода.

Никита Фёдорович Волконский.

Одну из сцен шутовства изобразил художник Валерий Якоби (1833-1902) на картине "Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны".

Валерий Иванович Якоби «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», 1872 год. Государственная Третьяковская галерея. Фото взято из открытых источников Яндекс.
Валерий Иванович Якоби «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», 1872 год. Государственная Третьяковская галерея. Фото взято из открытых источников Яндекс.

Государственными делами она конечно же тоже занималась из основных её деяний можно вспомнить введение обязательного обучения дворянских детей, реформу налоговой системы с освобождением военных от сбора податей, ввод принципа равенства перед законом всех свободных сословий, ограничение срока государственной или военной службы для дворян 25 годами, восстановление заброшенного после смерти Петра I флота. Создание печально известной Тайной канцелярии тоже было делом её рук. Однако назвать её значимым государственным деятелем можно лишь с большой натяжкой. Нужно сказать, что герцог Бирон следил за тем, чтоб Анна Иоанновна не отягощала себя государственными заботами, а расходы на проведение балов и содержание двора, в десятки раз превышали расходы на содержание армии и флота.

О внешности Анны Иоановны сохранились некоторые высказывания современников:

Фото взято из открытых источников Яндекс.
Фото взято из открытых источников Яндекс.

"Престрашновата была взору, отвратное лицо имела, так была велика, когда между кавалеров идёт, всех головою выше, и чрезвычайно толста» - так спустя годы писала графиня Наталия Шереметева сосланная вместе с мужем в далекую Сибирь по воле императрицы.

"Станом она была велика и взрачна. Недостаток в красоте награждаем был благородным и величественным лицерасположением" - писал граф Иоганн Эрнест Миних. Высказывания иностранцев по поводу облика Анны Иоанновны очень схожи, поскольку они знали, что дипломатическую почту прочитывают.

Безусловно, свидетельства современников предвзяты, но мы имеем возможность обратиться к свидетельству Расстрелли, который в своём творении запечатлел на века не только облик и характер императрицы, но дух и нрав ушедшей эпохи.

В одной из последующих статей мы расскажем пожалуй о самой невероятной и нашумевшей забаве Анны Иоанновны - Ледяном доме.

Ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал.

Обещаем вам много интересного на тему искусства и не только.