Найти в Дзене
Юрий Кислов

Рок-группа EGG из шестидесятых: кентерберийские приколы прогрессива

Всем привет! И вновь, в очередной статье на канале ЮРИЙ КИСЛОВ, о еще одном славном представителе кентерберийской-рок-прог-школе. О нескольких, в частности о группах CARAVAN и SUPERSISNTH я уже писал. Загляните в КАТАЛОГ, созданный мной для вашего удобства, и вы в этом легко убедитесь:

Из рок-архивов шестидесятых: каталог канала ЮРИЙ КИСЛОВ по алфавиту
Юрий Кислов4 июня 2021

Британский город Кентербери, по мнению музыкальных обозревателей, это «родина английской музыкальной причудливости»

… «Большинство групп используют хитроумный сплав рок-ритмов и джазовой импровизации с интеллектуальным написанием песен и различной силой психоделии - некоторые также включают элементы фолка, другие блюза. Кроме того, ряд групп использовали различные элементы классической музыки».

А вот еще одна оценка:

…«Ну а сама Кентерберийская сцена в рок-музыке – это дивная смесь психоделики, фолка и джаза, где частенько записывают большие инструменталки, сдобренные известной долей местного юмора».

Так что сегодня – о британской рок-группе EGG.

Команда образовалась летом 1968 года. Но всё началось раньше, когда в 1967 году четверо музыкантов, учащихся Лондонского колледжа (по разным сведениям – довольно престижного), создали команду URIEL. Это были Дейв Стюарт (орган), Монт Кемпбелл (бас-гитара и вокал), Клайв Брукс (ударные) и гитарист Стив Хилледж.

-2

Играли они психоделию и были довольно широко известны не только в студенческой среде. Своего репертуара у них почти не было. Играли вещи рок-групп THE NICE, CREAM, а также композиции Джона Мэйоллы и Джими Хендрикса. Затем (мы переносимся в 1968 год), из группы ушел Стив Хилледж. Он решил заняться философией в университете графства Кент.

Оставшись втроем без гитары, парни не стали впадать в уныние и акцентировали основные творческие силы на клавишах. В это время менеджеры клуба «Middle Earth Club», резидентами которого они стали, начали выражать недовольство названием группы. Мол, URIEL звучит как «urinal», т.е. «писсуар». То, что музыканты назвали команду в честь УРИЭЛЯ, одного из восьми библейских архангелов, их не убедило.

Ну что ж, переименовались в EGG, т.е. «яйцо»… И стали играть прогрессив.

Это еще гитарист не ушел в философию...
Это еще гитарист не ушел в философию...

Далее история напоминает детектив. На парней выходит маленькая звукозаписывающая фирма «Zackariya Enterprises» и предлагает им записать психоделический полнометражник. Кто же от такого откажется?

Эээээ… А к этому времени уже подписан контракт с фирмой “Deram Records”, где они числятся как EGG. Лиха беда начало!

Музыканты срочно вызывают из графства Кент Стива Хилледжа, и за ВОСЕМЬ ЧАСОВ, назвав себя ARZACHEL, пишут в 1969 году альбом «Arzachel». Для записи они придумывают себе псевдонимы. Вот как выглядит состав под придуманными для этой авантюры именами:

Simon Sasparella (Стив Хилледж)

Sam Lee-Uff (Дейв Стюарт)

Njerogi Gategaka (Монт Кемпбелл)

Basil Dowling (Клайв Брукс)

-4

В альбоме шесть композиций:

01. Garden Of Earthly Delights — 2:42

02. Azathoth — 4:17
03. Queen St. Gang — 4:22
04. Leg — 5:36
05. Clean Innocent Fun — 10:19
06. Metempsychosis — 16:37

Интересный, замечу я вам, альбом получился! Самая короткая первая «Garden Of Earthly Delights» просто образчик психоделического рисунка: вокал, разложенный на два голоса, гитарный мощный фуз плюс красивые клавишные… Слушать и слушать!

Приджазованная «Queen St. Gang», «Leg» с тяжелейшим буги, «Clean Innocent Fun» с массой музыкальных сюрпризов… Ярко и одновременно ощущаются зачатки кентерберийского звучания и силища британского прогрессива: универсальный гитарист, виртуоз за клавишами и слаженная ритм-секция.

Оторвались парни по полной…

Позднее переиздание. Название группы открыто...
Позднее переиздание. Название группы открыто...

А в январе 1969 году уже втроем и под новым именем EGG они выступают вживую в Лондоне на площадке "Roundhouse".

Знаменитый лондонский концертный зал сегодня
Знаменитый лондонский концертный зал сегодня

А в марте 1970 году вышел их полнометражный дебютник «Egg».

Представляю его треки:

1. Bulb (0:09)
2. While Growing My Hair (3:53)
3. I Will Be Absorbed (5:10)
4. Fugue in D Minor (2:46)
5. They Laughed When I Sat Down at the Piano... (1:17)
6. The Song of McGuillicudie the Pusillanimous (or Don't Worry James, Your Socks Are Hanging in the Coal Cellar with Thomas) (5:07)
7. Boilk (1:00)
8. Symphony No 2 (22:26) :
- a. Movement 1 (5:47)
- b. Movement 2 (6:20)
- c. Blane (5:28)
- d. Movement 3 (3:11) *
- e. Movement 4 (4:51)

-7

Альбом не имел полного коммерческого успеха, но лейбл отнесся к этому довольно благосклонно.

На первой стороне расположились относительно короткие треки, а на второй – огромная инструменталка «Symphony No 2». Основной вокал и тексты – Кемпбелла. Орган виртуозен. В общем – это симфонический прог вместе с психоделическим джазом (сразу вспоминаются EMERSON, LAKE AND PALMER). Парни молоды, но альбом получился на редкость профессиональным и тщательно выверенным., что было всеми отмечено. Взять хотя бы фугу ре минор И.С. Баха… Ювелирная и вдумчивая работа.

-8

Кемпбелл не раз отмечал, какой огромное влияние на него оказала музыка Игоря Стравинского, и это тоже ощущается.

Второй альбом, после некоторой задержки, вышел в 1971 году. Это был “The Polite Force»:

1. A Visit to Newport Hospital (8:26)
2. Contrasong (4:25)
3. Boilk (9:21)
4. Long Piece No. 3 (20:40)
- a. Part 1 (5:08)
- b. Part 2 (7:38)
- c. Part 3 (5:02)
- d. Part 4 (2:52)

-9

Он считается наиболее удачным в дискографии EGG, хотя всё в мире, как известно, относительно. Альбом выстроен примерно по такому же принципу, что и первый. В создании альбома участвовали четверо приглашенных музыкантов (трубы и тенор-саксофоны).

-10

Это взрывная энергетическая смесь из джаза, рока, классики с уверенным продвижением в сторону авангардизма.

-11

Критик отметил:

… «хотя на альбоме есть и вокальные моменты, главным образом музыка инструментальная с опорой на плотную ансамблевую игру, интересный тематический и мелодический материал, сложные гармонии и смешанные размеры» ...

А я продолжу кратко: СИЛЬНЫЙ АЛЬБОМ!

-12

Они распались в июле 1972 года. Слишком мало концертов на фоне постоянно меняющихся предпочтений публики и вкусов критиков, стали тому причиной. И еще Брукс ушел в GROUNDHOGS

Но незаписанные материалы и композиции, не вошедшие в первые два альбома, будоражили их воображение и терзали сознание. Поэтому летом 1974 года EGG воссоединились, пригласив для записи еще одного полнометражника немало народа.

Гостями стали (само собой разумеется, Ситв Хилледж), а также музыканты из HENRY COW Линзи Купер и Тим Ходжкинсон и вокальное женское трио THE NORTHETTERS.

Получился замечательный альбом «The Civil Surfase» (1974) с такими треками:

1. Germ Patrol (8:31)
2. Wind Quartet 1 (2:20)
3. Enneagram (9:07)
4. Prelude (4:17)
5. Wring Out the Ground (Loosely Now) (8:11)
6. Nearch (3:22)
7. Wind Quartet 2 (4:48)

-13
-14

Все композиции исполнены в самых лучших традициях команды: умны, насыщенны идеями и плотными аранжировками.

Позднее музыкальный обозреватель Джон Келман написал:

«The Civil Surface» отражают расширяющиеся интересы, с большей джазовой ориентацией Стюарт и иронично-мелодичным кентерберийским колоритом, наиболее заметным в более длинных треках «Germ Patrol», «Enneagram» и «Wring Out the Ground»… Сложное написание — эпизодические треки, наполненные сложными метрами, богатыми гармониями, а также несколько сильных соло» …

Многие жалуются, что в альбоме слишком громко звучат барабаны. Но на этом настоял Клайв Брукс, и никто не смог его убедить быть скромнее.

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ:

Egg (1970)

The Polite Force (1971)

The Civil Surfase (1974)

-15

СБОРНИКИ:

Seven is Jolly Good Time (1985)

The Metronomical Society (2007)

-16

Существует 60-страничный буклет объемом 26 000 слов, рассказывающий о EGG. Он написан Дейвом Стюартом, Монтаном Кэмпбеллом и их близким другом Энтони Виналлом. Тапм много чего интересного: личные мемуары, анекдоты, короткие рассказы, случайные воспоминания, социальные наблюдения, детали периода, музыкальный анализ и тексты песен, а также коллекцию архивных фотографий. Ценная штука!

-17

EGG окончательно распался после третьего альбома. Брукс начал играть в GROUNDHOGS (работал там до начала восьмидесятых), Кемпбелл и Стюарт создали NATIONAL HEALTH. С 1979 года, после развала этой группы Стюарт занялся сольной карьерой…

Вот такая история. Давайте послушаем?

Вам понравилась эта статья, и другие материалы канала ЮРИЙ КИСЛОВ? Поддержите, если ва не трудно, автора и переведите любую сумму на карту Сбербанка:

2202 2036 0380 0006

ЛЮБУЮ СУММУ…

Буду вам искренне благодарен.

А теперь, по сложившейся традиции, если есть время, загляните в несколько ранее написанных на канале ЮРИЙ КИСЛОВ статей:

С уважением и до следующей статьи!