Найти тему
Сергей Михеев

Вместо того, чтобы бороться с мошенниками, опять начинают бороться с их жертвами

Власти думают, как решить проблему с банковским мошенничеством. Мы ранее обсуждали идеи о разделении банками ответственности за потери клиентами денег, за мошеннические действия. Конечно, кредитным организациям это сильно не нравится: «Почему человек сам, не подумав, отдал деньги? И банк здесь при чем? Это проблема отдельного человека». И вот новое предложение от Госдумы: от председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Нины Останиной. Она обратилась к главе Центробанка Эльвире Набиуллиной с предложением ввести обязательные психологические тесты для граждан при оформлении кредитов. В основном, телефонное мошенничество связано с тем, что людям внушают обманным образом необходимость перевести свои деньги на некие «безопасные» счета или вовсе открыть кредит. Нужно прежде человека проверить с психологической точки зрения, готов ли он к этому?

Сергей Михеев: Какая-то ерунда. Как это соответствует российскому закону? Вот какой-то банк вводит какой-то тест, который он сам придумывает, и на основании этого он отказывает тому или иному человеку в обслуживании.

Не совсем так. Он не отказывает, а в случае, если есть вопросы, он направляет к уполномоченному банком психологу своего клиента(наверное, на консультацию).

Сергей Михеев: Полная чепуха. К какому-то психологу на какую-то консультацию. Есть гораздо более прямые и простые меры, которые бы заставляли банки контролировать эти вещи. А психологи и тесты - это надо будет развивать ненужную дополнительную структуру, затраты на которую будут ложиться на плечи потребителей. Как это защитит человека от мошенников - совершенно непонятно. Я думаю, что если всем нам провести тесты, то выяснится, что у всех у нас есть, мягко говоря, проблемы. Всем нам как минимум надо к психологу, а то и к психиатру. Тогда всех психологов Российской Федерации не хватит, чтобы проконсультировать такое количество людей.

А в конечном итоге это может привести к дискриминации. Потому что скажут, что «банк на основании психологического теста решил вам деньги не давать или карту не открывать». Вместо того, чтобы бороться с мошенниками, опять начинают бороться с их жертвами! Но подается это как поддержка. С мошенниками надо бороться, а не с жертвами мошенничеств! Получается, что опять всё вешается на плечи самих людей. «Вы виноваты, вас обманули - идите сами и разбирайтесь. Государство здесь ни при чем, банки здесь ни при чем, но можем вас направить к психологу». Странная логика, которая совершенно ни проблему не решает, ни к людям уважительного отношения не проявляет. Вместо того, чтобы реализовать реальные предложения, начинают что-то выдумывать.

А проблема простая. Наша власть очень лелеет все наши банки, которые считают, что «это кровеносная система экономики - надо все делать, чтобы банкам было хорошо. А если у вас возникли проблемы, сами с ними и разбирайтесь». Это, насколько я понимаю, почти идеологическая установка с точки зрения экономического управления. Вместо того, чтобы защищать граждан, защищают банки. «Вы знаете, банкам и так тяжело».

Насчет психологов мне кажется, что это очень странное предложение, которое не решит ничего. Если говорить серьезно, чтобы людей тестировать, направлять к психологу, потребуются тысячи психологов, если не десятки тысяч, потому что огромное количество людей могут оказаться непрошедшими эти тесты. Сами тесты могут стать причиной косвенной дискриминации людей. Знаете, какие люди будут дискриминированы? Те, которые будут меньше всего защищены: пенсионеры, наивные люди и пр. Это разве выход? Очень странно. Лучше бы подумали о том, как действительно сделать так, чтобы людей защитить, а не выдумывать непонятные вещи.

Может быть больше давать инструкции по общению, а лучше не общению с подозрительными личностями, которые чаще всего звонят даже не из нашей страны.

Сергей Михеев: В первую очередь, базы данных утекают из банков. Базы данных клиентов чаще всего продают сотрудники банков. А после этого говорят, что «банки здесь ни при чем». Давайте будем штрафовать банки на огромные суммы за утечку баз данных! Вот, например, утекли базы данных клиентов такого-то банка, и мы смотрим - мошенники по ним пошли. И сразу огромный штраф на банк - тогда они закрутятся. Пока их это не касается, они крутиться не будут и придумывать ничего не станут. Мне кажется, что те банки, которые разработают программы защиты своих клиентов от мошенников, смогут привлечь к себе дополнительных клиентов. «Чем меньше затрат, тем лучше» - это их подход к делу.

А Вы предлагаете усилить дополнительную нагрузку на банки, которые так жалуются?

Сергей Михеев: Да, я предлагаю усилить на них дополнительную нагрузку, потому что не вижу никаких оснований для их жалоб. Не нравится? Очень тяжело жить? Бросьте это дело и идите в другие профессии (сварщиков не хватает, например)! Бросайте банковские дела, если вам так тяжело жить! Не бросают ведь. Раз не бросают, значит, всё нормально. Те люди, которые приходят за деньгами, - вот им тяжело жить. Они, доверчивые, покупаются на рекламу этих банков. А реклама такая, что эти банки чуть ли не «ваши родственники». «Они полностью с вами. Вам будет так хорошо, уютно и тепло с их кредитом, что мамы родной не надо». Эта реклама обволакивает. Они приходят, доверяют этим банкам, потому что им (этим людям) тяжело. Они берут у них деньги взаймы, а когда у них начинается проблема, эти банки говорят: «Знаешь, никакие мы не друзья. Всё, что говорилось в рекламе, - это ерунда». Это разве честно? Мне кажется, нет.

Поэтому все разговоры про то, что им «так тяжело»…Если тяжело, не работайте в банковском бизнесе, закройте свой банк и все вместе в поля картошку сажать, а потом убирать! Или заниматься натуральным хозяйством, или творчеством.