Найти тему
Мекленбургский Петербуржец

🟢🇩🇪📰(+)WiWo: «Путинское газовое Эльдорадо в Арктике» (перевод с немецкого)

Обзор немецких медиа

🗞(+)WirtschaftsWoche в статье «Путинское газовое Эльдорадо в Арктике» рассказывает, что глубинах Арктики Россия активно наращивает производство сжиженного природного газа (СПГ) - с помощью огромного терминала «Арктик СПГ 2». Запад помог его построить, но теперь США хотят остановить проект санкциями. Эксклюзивные спутниковые снимки показывают, как далеко продвинулся российский проект по производству СПГ в Северном Ледовитом океане. Уровень упоротости: отсутствует 🟢

Со вторника в Сабетте, промышленном порту на сибирском полуострове Ямал в Карском море, наступила полярная ночь, а столбик термометра показывает около -20° Цельсия. С 2017 года Россия производит сжиженный природный газ (СПГ) в этом негостеприимном снежном арктическом ландшафте, где раньше жили почти исключительно оленеводы, и в настоящее время масштабно расширяет производство газа.

Это престижный проект Путина во льдах и значительный источник дохода, который также пополняет его военную казну. Покупателями являются не только азиатские страны, такие как Япония и Китай. Европейский Союз также импортирует СПГ из России, причем с начала войны значительно больше, чем раньше.

Ямал находится ближе к Северному полюсу, чем к Москве, но до Азии можно добраться за 16 дней по Северо-Восточному проходу, а до европейских портов - ещё быстрее. С помощью второго завода («Арктик СПГ 2»), ледокольных танкеров и перегрузочных терминалов Россия хочет достичь своей цели - увеличить к 2035 году свою долю на мировом рынке СПГ с 8% до 20%.

Спутниковые снимки показывают, что строительные работы на «Арктик СПГ 2» ведутся с 2018 года и продолжаются до сих пор. Западные компании поставляют важные детали для «Арктик СПГ 2», причём французская энергетическая группа TotalEnergies даже владеет долей 10%, как и две китайские компании и японский консорциум.

Однако США ввели санкции против проекта «Арктик СПГ». «Наша цель - убить проект», - заявил Джеффри Пайатт, глава правительственного Бюро энергетических ресурсов, в задачи которого входит обеспечение международной энергетической безопасности. Цель состоит в том, чтобы не допустить закупок газа с «Арктик СПГ 2» европейскими и азиатскими потребителями.

Для этого требуются огромные инвестиции. Первый завод по экспорту СПГ в Сабетте обошёлся в $27 млрд; ожидается, что стоимость «Арктик СПГ 2» составит ещё $21 млрд.

Оба завода перерабатывают природный газ сибирских месторождений и охлаждают его до температуры -161° Цельсия. При этом он становится жидким и в 600 раз более плотным, что позволяет перевозить его по всему миру на специальных судах - на СПГ-терминалы, где жидкий СПГ превращается обратно в газ.

Вечная мерзлота усложняет строительные работы: Если зимой грунт полностью промерзает, то летом его поверхность превращается в трясину. Поэтому первый терминал в порту Сабетта был построен на тысячах опор, которые уходят глубоко в ледяной грунт и поддерживают устойчивость всех конструкций в любое время года.

Для «Арктик СПГ 2» инженеры выбрали другой подход: центральные заводы по сжижению газа будут построены на трёх плавучих платформах. Для этого на берегу Оби была построена целая новая гавань с причалом, к которому платформы крепятся якорями. На суше были построены дополнительные технические сооружения, жилые помещения для тысяч рабочих, аэродром и дороги.

Плавучие заводы по сжижению СПГ не строились на месте, что было бы логистически сложно. Вместо этого они были изготовлены на судостроительном заводе «Белокаменка» под Мурманском силами около 20 тыс. рабочих.

«Арктик СПГ 2», полуостров Ямал, Сибирь, Россия. 29.09.2023: Плавучий завод по производству СПГ прибыл в устье Оби в середине августа и с тех пор постоянно находится на своём месте в гавани © LiveEO/Pleiades
«Арктик СПГ 2», полуостров Ямал, Сибирь, Россия. 29.09.2023: Плавучий завод по производству СПГ прибыл в устье Оби в середине августа и с тех пор постоянно находится на своём месте в гавани © LiveEO/Pleiades

Каждая из трех запланированных платформ весит 640 тыс. тонн и имеет длину 330 метров. Первая из них отправилась в путь летом: буксиры протащили её 2500 км по морю до Обской губы. Ожидается, что все три установки будут производить 19,8 млн. т СПГ в год. Для сравнения: в 2021 году Испания импортировала больше всех СПГ в Европе - 14 млн. т в год.

В строительстве Ямальского проекта принимали участие западные компании, такие как Linde и Technip FMC. Однако после начала «агрессивной войны» России против Украины санкции, введённые ЕС и США, привели к прекращению сотрудничества в середине 2022 года.

В результате американский поставщик Baker Hughes, как сообщается, поставил только четыре из 20 запланированных газовых турбин для завода СПГ. Однако российская группа «Новатэк» нашла замену в Китае: поставку осуществила компания Harbin Guanghan Gas Turbine Company. Пока неясно, насколько их газовые турбины приспособлены к суровым условиям Арктики.

Неизвестно, как повлияют новые санкции США. Недавно Россия вложила значительные средства в строительство флота судов для расширения экспорта с полуострова Ямал в Азию и Европу. Южнокорейская судостроительная компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering построила 15 танкеров-газовозов класса Arc7, способных преодолевать лёд толщиной более двух метров.

Северо-восточный проход, соединяющий Ямал с Азией, зимой не судоходен. В этом году первое судно с СПГ отправилось по арктическому маршруту 4 июня, о чём свидетельствуют спутниковые снимки и данные транспондеров. Для транспортировки газа с «Арктик СПГ 2» Россия строит ещё 15 танкеров Arc7 длиной 300 м каждый на российской верфи «Звезда».

До сих пор ледокольные танкеры-газовозы ходили только в Европу и азиатские порты. Но теперь ситуация изменится: Россия построила два огромных специальных судна, на которых СПГ будет перегружаться с более дорогих арктических танкеров на обычные танкеры-газовозы и при этом снова охлаждаться.

На спутниковых снимках видно, как в июне в бухте Ура, недалеко от Мурманска, бросило якорь первое из этих двух судов: Saam FSU длиной 400 м и шириной 60 м, его строительство обошлось примерно в $750 млн. Вместо 16-24 дней пути с Ямала в Европу и обратно ледокольным танкерам потребуется всего шесть дней на пути туда и обратно на ФГУ «Саам».

На востоке, на Камчатке, бросает якорь судно аналогичной конструкции. Там после прохождения Северо-Восточного прохода перегружаются партии СПГ, предназначенные для Азии. Таким образом, вместо пяти-шести недель ледокольные СПГ-танкеры будут совершать арктический круговой рейс всего за три недели.

Насколько загруженными будут перегрузочные терминалы в ближайшие годы, пока неизвестно - не исключено, что санкции США ограничат импорт газа с Ямала в будущем.

Активисты климатического движения будут довольны. Неправительственная организация «Оставьте это в земле» включила «Арктик СПГ 2» в список «углеродных бомб». Речь идёт о проектах, которые за время своего существования выбросят в атмосферу более одной гигатонны углекислого газа.

Автор: Андреас Менн. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».

@Mecklenburger_Petersburger

P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: Андреас — толковый журналист. Даже традиционные западные мантры оформил как косвенную речь.

🎚Об упорометре канала «Мекленбургский Петербуржец» 🟤🔴🟠🟡🟢🔵

🤝Поддержать проект «Мекленбургский Петербуржец»