Найти тему
КиноБуква

Восхитительно-ироничный и смешной фильм «Ниночка». Чёрно-белая антисоветская комедия с великой Гретой Гарбо

«События этого фильма происходят в Париже в те прекрасные дни, когда Сирена означала девушку, а не сигнал воздушной тревоги, и когда француз гасил свет, это не было связано с воздушным налетом».

С такого вступления начинается этот прекрасный фильм. Фильм, на всем протяжении которого я не могла сдержать улыбки. Не спешите плеваться, уставшие от русофобии граждане. Эта история хоть и агитационная, но прелесть, как хороша. Постараюсь объяснить, в чём изюминка «Ниночки», а вы уж сами решайте, смотреть, или нет. А пока попрошу придержать свои тухлые помидоры.

«Комедия <…> вышла блестящей. Сталину, повторяем, это не понравится, но, если ваши вкусы не слишком близки к партийной линии, мы думаем, что вы безмерно порадуетесь».
Фрэнк Ньюджент, кинокритик «Нью-Йорк Таймс»

Может, вам сей факт и не по душе, но я к партийной линии не слишком близка. И порадовалась безмерно.

🎬Ниночка (1939)

Ninotchka

В главной роли, в роли Ниночки, Нины Ивановны Якушовой – одна из главных легенд американского киноэкрана. Грета Гарбо замыкает пятерку лучших в списке 100 величайших звёзд кино за 100 лет. Гарбо здесь тридцать четыре года, и она не просто великолепна. Она богиня. Это первый по-настоящему комедийный фильм актрисы и предпоследний вообще в карьере. После «Ниночки» Грета снялась только в «Двуликой женщине» и покинула мир Голливуда навсегда. Но это уже совсем другая история.

«Лицо Гарбо уникально: оно абсолютно соответствует идеалу. Расстояние между ее глазами, высота лба, ее губы — она вся целиком была совершенна».
Свен Броман. Беседы с Гретой Гарбо

MGM, воодушевившись успехом истории («Ниночка» неоднократно номинировалась на «Оскар» и полюбилась зрителям во всем мире), хотели снять ремейк прямо во время Второй мировой. Но тогда Советский Союз был союзником Запада, и проект вынужденно придержали. Новая версия с Фредом Астером и Сид Чаррис «Шёлковые чулки» вышла в 1957 году. Чаррис даже получила «Золотой глобус», но ремейк на меня лично не произвел впечатления.

О чем фильм:

В 1930 году Советский Союз отправляет в Париж трех партийных деятелей - Иранова, Бульянова и Копальского. Их миссия – продажа экспроприированных драгоценностей. Колье, диадемы и прочие золото-бриллианты, отобранные еще до революции, теперь принадлежат простому советскому рабочему народу. Дальше сразу смешно: драгоценности нужно продать, чтобы этот самый рабочий народ не голодал.

Иранов, Бульянов и Копальский представляются зрителю как дорвавшиеся «до заграничного счастья» и вкушающие плоды европейской цивилизации. Одним словом, товарищи всё познают в сравнении. Они уже привыкли к горячей воде, вкусной еде, хорошей одежде (которая служит не только цели скрыть наготу и защищать от холода, но еще, оказывается, может соответствовать моде) и обслуживанию горничных.

«Номер устроит вас своими удобствами, но оскорбит ваши убеждения.... Это королевские апартаменты».

А у привезенных драгоценностей, которые следует сбыть, вдруг находится хозяйка, некая великая княгиня Свана (Ина Клер), которая грозит русским судом и требует вернуть принадлежащие ей по праву фамильные украшения. Княгиня пробует перекупить их до торгов при помощи графа Леона д’Альгу (Мелвин Дуглас). Граф, как самый настоящий гедонист, показывает русским, что такое настоящая жизнь, и троица товарищей окончательно «морально разлагается», погрязнув в развлечениях и забыв о деле.

Иранов, Бульянов и Копальский в замешательстве. Их командировка затягивается. Скандалы, интриги, расследования. Они, мягко говоря, интеллектом не обезображены, и логично не знают, что делать дальше в сложившейся ситуации. Но на Родину не торопятся, хотя и опасаются, что им грозит ссылка в Сибирь, а то и чего похуже. И тогда в помощь им высылается прекрасная и холодная, как Снежная королева - срочный эмиссар Нина Якушова. Спортсменка, комсомолка кавалеристка, революционерка и просто красавица. Нина могла бы быть лицом нации и гордо смотреть с агитационных плакатов, настолько сильны ее убеждения и вера в свою страну. Даже парижские шляпы повергают большевичку Нину в шок. Она твердой рукой берется за перевоспитание соотечественников, но не замечает, как влюбляется в Леона…

«- Меня прислала моя страна, чтобы я сражалась с тобой.
- Хорошо, сражайся, только завтра утром. Нет ничего слаще, чем поделиться тайной с врагом.
- Ты представляешь белую Россию, я - красную.
- Давай представлять самих себя!»

Это история не о политике, пусть так красноречиво украшенная антисоветскими манифестами и острыми диалогами, и являющаяся эдаким образцом идеологической борьбы между СССР и США. Это наивная и чистая история о мире, в котором еще нет войны, и о женщине-сухаре, как наша Людмила Прокофьевна, которая расцвела и подобрела, влюбившись в Новосельцева.

Нина полюбила Леона (хотя ранее даже мысли такой допустить не могла – связаться с идеологически неверным мужчиной) и стала другим человеком. Да, вот так просто. Номенклатурная Нина захотела простого женского счастья, пустив по боку великое и идейное. Предпочла личное общественному.

«Мне всегда было чуть-чуть обидно, когда зимой ласточки улетали от нас к капиталистам. Теперь я понимаю, почему: у нас есть высокие идеалы, а у них есть климат».

Высмеивает ли этот фильм поведение советского гражданина в капиталистической стране? Да, конечно. Но это и правда смешно. И наивно. И нелепо. И всерьез воспринимать «Ниночку» как русофобское кино только потому, что товарищи не разбираются в шампанском и говорят лозунгами – значит просто узко мыслить, простите, если кого-то зацепила. Я свою точку зрения никому не навязываю, а говорю так, как думаю и чувствую.

Советский человек тех лет и правда думал глобально. На первом месте были масштабы: пятилетки, шахты и вся власть народу. Светская жизнь с модой и культурой осталась в стороне. А семья рассматривалась исключительно, как ячейка общества. И даже в эту ячейку общества, где, казалось бы, должно быть только личное и невыносимое за пределы этой ячейки, партия умудрялась засунуть нос.

«Ниночка» абсолютно беззлобное кино с великолепными актерами, действительно смешными шутками и ироничными, отточенными диалогами:

«Товарищ, я восхищаюсь вашим пятилетним планом уже 15 лет!»

Давайте не будем забывать, что взгляд со стороны, с другой стороны континента – это всегда интересно как минимум. Как максимум это очень смешно. В очередной раз убедилась в этом, читая «Поездку в Хиву» Фредерика Густава Барнаби - путешествие колониального англичанина в Российской империю образца 1875 года.

Да что там говорить, если наш собственный взгляд на загнивающий Запад тоже далек от истины. Помните, как у Ильфа и Петрова в путевом очерке «Одноэтажная Америка», написанном чуть ранее, чем вышла «Ниночка»:

«Мы попрощались. Нам было грустно от нью-йоркского счастья».

Счёт 1:1

Кадр из фильма «Ниночка», 1939 год, режиссер Эрнст Любич
Кадр из фильма «Ниночка», 1939 год, режиссер Эрнст Любич

Очень надеюсь, что «Ниночка» вам понравится, потому что это чудное старое черно-белое кино, которое мне хочется и рекомендовать, и пересматривать.