По традиции завершаю марафон "Читаем Набокова, Рушди, Диккера, Казанцеву и другую премиальную литературу" отзывом читателя Ярослава П. Он расскажет нам о книге "Предатель ада" Павла Пепперштейна.
Если вы прочитали свою книгу, но не успели написать отзыв, то до подведения итогов у нас будет ещё неделя. Но поторопитесь! Каналы-организаторы Библио Графия , БиблиоЮлия, Longfello, чопочитать и Ариаднина нить уже готовы писать итоговые статьи по совместным чтениям. Скажу честно, что на этот раз участников много, все активные, а некоторые так вообще гипер-активные!
Итак, отзыв Ярослава П.
Книгу «Предатель ада» Павла Пепперштейна (получившую Премию А.Белого в 2018 году) я выбрал для чтения с прикладной целью. Пепперштейн, который на самом деле Пивоваров ( и более того – сын замечательной советской детской писательницы и поэтессы Ирины Пивоваровой) это, прежде всего, такой художник, который придумал для себя стиль «психоделический реализм» (не спрашивайте, что это такое....если что – в Сети немало его творений)
Но помимо этого, он еще и довольно плодовитый писатель, написавший, в том числе ,широко известную в узких кругах книгу «Мифогенная любовь каст», недавно, к слову, переизданную. Впервые вышла в 1999-2002м, в 2 томах, объемом более 1000 страниц . Это очередной толстый постмодернистский роман, от которого одни (меньшинство) в явном восторге, а другие (соответственно, большинство) – пожимают плечами или неистово плюются. Я про эту книгу уже более 20 лет знаю и никак не решу для себя – браться или нет. Вот поэтому решил начать с легонького и почитать малую прозу ( т.к. «Предатель ада» - это сборник рассказов, написанных в разные годы), чтобы иметь хоть приблизительное представление.
Если коротко: прочитал, не в восторге.
Если более развернуто: ну, больше всего это мне напомнило рассказы В.Пелевина, причем, увы, не самые лучшие рассказы. В более-менее крупных (потому что многие рассказы сборника – это зарисовки на 2-3 странички) обычно присутствует какая-нибудь (завиральная)… ну то есть необычная идея. Вроде той, что в центре Солнца находится точка абсолютного холода . Или вроде той, что настоящим Сауроном был…впрочем, это спойлер уже. Еще присутствует ирония (местами – удачная, но до Пелевинских афоризмов не дотягивающая), пародийность, аллюзии на много чего. Психоделичность в смысле различных веществ, эпатаж и народно-матерный язык присутствуют тоже, но в умеренных, на мой взгляд, количествах. Язык – от сухого наукообразного до супервитиеватого. В общем, все как положено для отъявленного постмодернизма.
Приведу вот пару цитат, из них, мне кажется, примерно можно составить представление о мыслях и стиле автора....Например, о жизни:
«Красота общества потребления — красота мельканий, пестроты, салатов, скоплений, шквалов, лавин, россыпей, сокровищниц и мусорных свалок... «Все» вроде бы купить невозможно, мы вынуждены выбрать из необозримого ассортимента этого «всего» некое ограниченное количество скромных предметов, но мы все равно уносим с собой образ «всего». Этот образ кажется немыслимым, но его способно унести на своих плечах тайное воровское существо, которое мы выращиваем в своей душе. Чтобы завладеть всем, нужно стать всем. Нас вовлекают в потоки путников, струящихся по улицам, в гирлянды изменчивых лиц, в возвышенную изнанку обыденного….»
Ну и о любви:
«В этом холодном кафе Чикен как-то весенним деньком встретил русскую девушку по прозвищу Русалка. А как же? Кого еще он мог встретить и полюбить? Он воплощал в себе двойственность (кентавр), соответственно, повстречалась ему иная двойственность (русалка). Все русские девушки, конечно же, русалки, а эту к тому же звали Аллочка (то есть Рус. Аллочка)…Кентавр полюбил Русалочку необузданно, но… Впрочем, уместно ли тут «но»? Тем более что оно (это слово) и так встречается в концовке слова «необузданно».
То есть, в целом, мне показалось, что умного и интересного в книге явно меньше, чем умничания и интересничания. Хотя отдельные зарисовки и даже пара-тройка рассказов все же пришлись к душе. Все таки кое-где автору удавалось создать атмосферу какой-то притягивающей к себе необычности, загадочности, причудливости, оригинальности....ну то есть того, что - в хорошем, не замутненном веществами смысле - я для себя подразумеваю под термином «психоделия» (помня о том, что буквальное значение этого термина – «душепрояснение»)
Поэтому вопрос о Мифогенной любви каст для меня пока остался открытым. Но торопиться я точно не буду.
И рекомендовать «Предателя ада» кому-нибудь, кроме горячих любителей постмодернизма – не буду тоже...
Читали? Будете?
Подписаться на мой канал здесь или в ОК, ВК и ТГ