Найти тему

ДИВО-РЫБАЛКА

Рыбалка бывает разной. Можно, как зачастую происходит в наших краях, часами просиживать с удочкой, пристально вглядываясь в неподвижный поплавок, а можно, как в известной сказке, забросить невод и вытащить одну единственную рыбку. Если повезёт – золотую. Я же расскажу вам, коллеги-рыболовы и не рыболовы, о той рыбалке, которая случилась у меня в далёком уже 1983 году в Казахстане. Был я тогда студентом политеха. Лето – пора стройотрядов. Мы были направлены в Уральскую область, что на северо-западе этой республики. Полупустыня, верблюды, величественные гордые орлы на столбах. Для нас белорусов – экзотика ещё та. Прилетели мы на самолёте в областной центр - г. Уральск, а дальше путь лежал в отдалённый совхоз, куда нас должен был доставить специально присланный автобус. Он, однако же, задерживался. Среди нашей группы из пяти человек-квартирьеров (это несколько бойцов отряда, которые выезжали на место дислокации заранее, для подготовки лагеря и организации быта) было два заядлых рыбака, которые, отправляясь в дальнее путешествие, не забыли прихватить с собой удочки. В основном простые бамбуковые, но и парочку телескопических – что было в то время редкостью. Это сейчас в специализированных магазинах полно роскошных рыбацких принадлежностей, а тогда...

Тут надо отметить, что с реками в этой части Казахстана напряжёнка. То есть, их мало. И для орошения засушливых земель, для выращивания всевозможных сельхозкультур и других, не менее полезных для народного хозяйства целей, вся полупустыня разрезана каналами, по которым бежит вода из Урал-реки. Каналы узкие – метров семь шириной – и прямые, как скоростные автомагистрали. В каналах этих водится рыба. В огромных количествах. И, забегая наперёд, скажу, что рыба там ловится всегда, невзирая ни на какие, придуманные неудачливыми рыбаками, причины. Как то – давление, изменение погоды, переменный ветер, утро, день, ночь. Эти «причины» всегда на слуху у наших рыбаков. Хотя, если вдуматься, то причём здесь ветер? Под водой же его нет! Или есть?.. Но это отступление неопытного рыбака, то есть меня. Впрочем, я так и остался неопытным. Вернее, малоопытным, так как в жизни моей всё же случился один месяц полноценной рыбалки.

Итак, канал на окраине города Уральска. У берега снуют серебристые мальки, их множество. С помощью марли мы быстренько заполнили ими трёхлитровую банку. Раскинуты удилища, наживка – малёк. Минута-другая ожидания, и вот поплавок зашатался, ушёл вглубь. Безо всякой подготовки, покачивания на волнах, подёргивания. Резко под воду и всё. Подсечка – и красивейший судак, растопырив все свои плавники, уже показался над водой. Извлекаемый из водоёма крупный (от полуметра) судак – великолепное, надо сказать, зрелище. Он вращается на крючке вокруг своей оси, и брызги с мокрых, растопыренных плавников создают совершенно фееричный водный ареол вокруг рыбины. А если ещё и день яркий, то солнечные лучи преломляются в мириадах капелек, сверкая словно бриллианты, всеми цветами радуги. Завораживающая картина. Удивлению нашему не было предела – первая поклёвка и такая удача. Повезло! – думалось нам. Эмоции ликования зашкаливали. Воодушевление возрастало, тем более, что упругая удочка уже взметнулась в руках нашего товарища, и на конце прочной лески отчаянно затрепыхалась огромная щука. Ничего себе! Пять минут рыбалки и два трофея. Да каких трофея! Я с завистью посмотрел на своего удачливого приятеля. Дело в том, что до этого дня мне никогда в жизни ещё не удавалось поймать щуку. Вырос я на Соже. Там, конечно, рыбы тоже немало, но моя рыбацкая сноровка позволяла мне извлекать из его бурных вод лишь уклеек, пескарей, окуньков да плотвичек. Рыба-то знатная, однако, по большей части мелкая. Но чувству досады не было суждено овладеть мною, так как вскоре удочка и в моих руках изогнулась дугой. Неуклюжая подсечка, и я тащу к берегу зеленоватую, клацающую пастью хищницу. Вот это удача! Так продолжалось вплоть до прибытия запоздавшего автобуса. Рюкзак, специально освобождённый от нехитрых студенческих пожиток, был до предела набит щуками, судаками и ещё какими-то невиданными обитателями речных глубин.

Свежая речная рыба! Как мы наслаждались ею вечером в доме гостеприимной казахской семьи, глава которой был главным инженером совхоза. Его супруга - хозяйка дома, нажарила целую гору, крупными кусками, с румяной хрустящей корочкой. Никаких кулинарных изысков – просто, по-домашнему. Вкуснотища !!! Ужин, сидя на коврах по-восточному, дымящийся свежий чай в пиалах. Причём, только выпьешь одну, тут же наливают ещё. Снова пьёшь, а если большее не хочешь, то пиалу нужно положить на бок, или перевернуть кверху донышком. При этом чай подавался со сливками, которые были в небольшом тазике, стоявшем посередине расстеленной на коврах скатерти. Сами сливки представляли собой густую белую массу, с торчавшей вертикально и не падающей большой тяжёлой ложкой. Это был молочный продукт невероятного вкуса! Высочайшей жирности, так как коровы там мясной породы, невысокие, дающие молока в день всего один литр! Но при этом жирнющего! Хозяева держат по шесть- семь таких коровок. Поэтому молока им вполне хватает. Детей малых много тогда было у казахов. Соответственно и пропитания требовалось тоже много. Вот и держали по несколько коров.

А какой белый хлеб! Чёрного-то не было. На целине, которую поднимал в середине века героический советский народ во главе с самим Леонидом Ильичём, выращивалась только пшеница. Причём, твёрдых сортов, пригодных для хлебопечения. Так вот хозяйки выпекали хлеб на наделю. На кизяке. Это такое топливо – высушенный продукт жизнедеятельности коз. Выпеченный хлеб хранился просто на стеллаже, с задёрнутой ситцевой шторкой. И всю неделю был свежий. Как так-то, спросите вы. Тут секрет вот в чём. Корочка и бока буханки были прочными, словно из дерева. Его и разрезать-то было нелегко. И эта корочка удерживала влагу внутри хлеба, не давая ему зачерстветь. Вкус!..Не описать словами. А если такой ломоть намазать вышеописанными изумительными сливками и отправить в рот… Ребята, это уже будет, не побоюсь этого слова, кулинарная истерика!!! За уши не оттащишь, только пиалу под свеженький чаёк подставляй. Что там ваши круассаны заморские! Чай, кстати, постоянно кипел в самоваре, а сверху стоял маленький заварничек, который тоже был свежим, кипящим. Чая там пьётся, ввиду климата, много. Мы в отряде чуть не дрались за однолитровые банки, которых было мало, чтобы заварить себе хорооошую порцию чайку. И сидеть в теньке, потягивать под сигаретку. Кайф! Не чашечки тебе, интеллигентные. А сразу – целый литр! Вообще, надо сказать, что в те далёкие годы чай, особенно индийский со слонами, был в степном Казахстане товаром стратегическим. Мы, зная это от бывалых стройотрядовцев, прихватили с собой немало таких стограморвых кубиков-упаковочек. Которые затем удачно выменивали у местных хозяев на прекрасную верблюжью шерсть…

А какой там великолепный кумыс!...

Стоп! Хватит! Я же только о рыбалке хотел рассказать.

О такой прекрасной стране как Казахстан, следует написать отдельный большой рассказ, что я впоследствии и сделаю. С удовольствием. Месяц, проведённый мною в этой стране запомнился на всю жизнь. Кто не был – рекомендую непременно посвятить отпуск такому необычному путешествию. И обязательно побывайте в сельских степных и полупустынных районах, отведайте настоящий бешбармак и блюда из конины, посмакуйте кумыс…

Немного отступил от нити повествования.

…А дальше… Мы жили и работали в далёком посёлке и, когда выдавались свободные минуты, что было в основном по вечерам, то спешили на канал. Там уже с мальком было туго, поэтому наживка добывалась следующим образом. Подойдя к берегу, надо было сильно топнуть ногой, при этом множество лягушат, размером с фалангу пальца и прятавшихся в траве, взмывали в воздух и прыгали в сторону воды. Хватаешь одного, цепляешь за спину на крючок – и в воду. Далёких забросов делать не приходилось, так как каналы были узкими и сразу глубокими. Итак, заброс, лягушонок плывёт по поверхности воды, он в поле зрения. В поплавке при этом нет никакой надобности. Метр-другой проплыл лягушонок, и тут из воды показывается пасть рыбины, с шумом заглатывающей нашего пловца. Уникальное зрелище! Тянем-потянем, и вот уже солидная добыча на берегу.

Вообще, клевало и ловилось всё подряд: язи, сазаны, щуки. А плотва ловилась размером с руку. Может это была какая-то другая рыба, но по всем признакам – именно плотва. Мы сделали вывод, что это из-за мутаций. Дело в том, что в Казахстане расположен известный космодром Байконур, и мы очень часто наблюдали в вечернем небе красивые свечения, звёздные брызги, какие-то яркие разноцветные явления. Очень красиво!

Рыба клевала бешено. Десять минут ловли – и кучки серебристо-красно-жёлтых тушек на берегу. Мешок из старой простыни уже полон. Фантастика! Впрочем, учитывая малую плотность населения в степных и пустынных районах – ничего удивительного. Километрами бежит вода по каналам из Урал-реки, а ни людей, ни селений на её пути нет. Следовательно, и рыбаков тоже нет. Никто рыбу не пугает, вот она там и водится в изобилии и идёт на крючок на любую наживку. Невзирая ни на какие погодные условия. А климат в Казахстане ещё тот! Очень суровый, резко континентальный. Это означает, что ночью холодина, а днём жара. Но рыба ловится всегда и много, даже у такого неумелого рыбака, как я.

Такая вот история с рыбалкой случилась в моей жизни. Жаль только, что больше такого не повторилось.

А может, удача ещё впереди?..