В русских сказках волк обычно является отрицательным персонажем: злым, жадным, хитрым и лицемерным. Впрочем, иногда он все-таки помогает главному герою и является для него верным слугой – но такие сюжеты являются редкостью. Поэтому, в целом, в славянской мифологии этот опасный хищник имеет сомнительную репутацию.
Напротив, тюркские народы смотрят на него в более положительном ключе – хотя, казалось бы, это главная опасность для их стад. У киргизов увидеть в степи волка считается хорошей приметой. В якутских поверьях существует волк-хранитель, который может спасти заплутавшего охотника. По самой распространенной версии, название такого народа, как башкиры, означает «главный волк» (или «волк во главе», «волк впереди»). Волк также считается прародителем огузской ветви тюрок и не только их.
Почему же тюрки выбрали этого зверя в качестве своего символа?
Ну, наверное, изначальная причина была в том, что на определенном этапе своего существования для людей по всей планете было характерно примитивное мифологическое мышление. Древние народы полагали, что всем миром правят духи, обожествляли стихии и приписывали животным сверхъестественные качества, говорили с ними, а некоторым звери даже отвечали.
Поэтому кто-то называл себя людьми медведя, кто-то – людьми зубра, кто-то – людьми бешеной куницы. А другие выбрали в качестве своего тотема волка. Последнее часто было характерно именно для кочевых народов, поскольку волки предпочитают жить в лесостепи и находятся там на вершине пищевой пирамиды.
Обычно архаичные племена делали своим тотемом то животное, у которого они ценили его определенные качества. Допустим, силу у медведя, спокойствие и уверенность – у зубра, смелость (даже, скорее, полную обезбашенность) – у любых биологических видов семейства куньих, а у волка, стало быть, умение работать в команде.
Это коренная психологическая основа такого явления. Но есть у такой любви к волкам у тюрок есть и вполне определенная причина. Она связана со старинной легендой, которая рассказывает историю возникновения Тюркского каганата, а точнее, его правящего рода Ашина.
История была такая. Маленький мальчик из одной деревни оказался единственным выжившим в результате набега соседей – ни у кого и вражеских воинов не хватило духу, чтоб отправить его на небо. Он был слишком юн (скорее даже младенец), чтобы позаботиться о себе самостоятельно, но внезапно его нашла волчица. Она защитила его выкормила своим молоком, а позднее даже родила от него детей.
Это были десять полулюдей-полуволков, от которых произошли основные тюркские племена, действующие в эпоху раннего средневековья. И одним из них являлся клан Ашина, который стал основателем Тюркского каганата, а затем стоял у власти у других кочевых держав.
Поэтому на военном знамени первой тюркской империи был изображен волк на синем фоне, а перед своими шатрами каганы ставили палки с волчьими головами, чтобы защитить себя от врагов и злых духов. Также считалось, что барабан, сделанный из волчьей кожи, превосходит все другие барабаны.
Вообще, изначальная история еще более старая. У кочевого народа теле, который ученые считают прямыми предками древних тюрок, существовал миф, что их племя стало потомками серого волка и хуннской принцессы. Так что, возникновение такого сюжета относится к куда более ранним временам, примерно за тысячу лет до возникновения первого тюркского государства.
До сих пор у современных тюркских наций волк является символом свободы, войны, силы, природы. У большинства из них сохранилась легенда, что, если с их народом внезапно случится беда, то появится волк, который защитит их и выведет в безопасное место.