Вместо предисловия. Есть категория людей, которая любит спорить. Они спорят по поводу и без. Если спор по поводу, тогда всё понятно. А иногда повода как такового вроде бы нет. И вот тогда получается такой спор ради спора. Иногда мне кажется, что таким образом эти люди просто пытаются привлечь к себе внимание. Бывает, что люди, которые любят спорить, не могут привести аргументы и поэтому начинают просто всё критиковать. С такими взрослыми людьми разговаривать очень тяжело.
А если это дети, любящие поспорить? Вот о детях-спорщиках сегодня и поговорим.
***
Начальная школа. Первый-второй класс. Делаю с сыном д/з по литературному чтению. Говорю, что надо делать паузы, когда есть знаки препинания: точки, запятые, двоеточие, тире и т. д. В ответ слышу:
- Мама, ты не учитель! Нам Л.М. (классная) говорит, что надо читать быстро. Как Антон.
Антон читает 140 слов в первом классе. Читает скороговоркой. Но по технике чтения у него десять. Тексты пересказывает почти наизусть - память хорошая. И Антон - любимчик у Л.М. Его постоянно ставят в пример.
Пишу Л.М. и прошу о помощи. Прошу на уроке объяснить детям о знаках препинания. Объясняю, почему для меня это так важно, - она для сына авторитет! В ответ - молчание. Может, потому, что я, мама, вмешиваюсь в учебный процесс? Или это привычная реакция на просьбы родителей со стороны этого учителя?
Спрашиваю у сына, говорили ли им на уроке литературы о знаках препинания? Нет, не говорили.
Сын спорит со мной два года. День в день. Не хочет делать паузы никак. Надо ведь читать как Антон! 140 слов в минуту в первом или хотя бы во втором классе. Он так не умеет. Он просто вкладывается в нормы для этого первого-второго класса. Но это далеко не 140 слов...
Третий класс. Аллилуйя! В учебнике по русскому языку НАПЕЧАТАНО правило о знаках препинания. И о паузах, которые надо делать, когда их читаешь. Сын наконец верит маме. То есть мне. А как же тогда Антон? А Антон так и в жизни говорит. Скороговоркой. Может, Антон - это всё же не эталон для подражания? У сына читается на лице вопрос.
***
Тот же сын. Мой собственный. Та же начальная школа, второй класс. Делает упражнения по языкам, не выучив правила. Конечно, с ошибками! Говорю, что сначала учится правило, потом делается упражнение. В ответ слышу:
- Мама, ты не учитель! Нам Л.М. не говорит правила учить.
Пишу Л.М. и прошу о помощи. Прошу на уроке объяснить детям о важности учить правила перед выполнением упражнений. Объясняю, почему для меня это так важно, - она для сына авторитет! В ответ - молчание.
Сын спорит со мной весь второй класс.
Третий класс. Начали задавать учить правила. Наконец!
***
Третий класс. В школе начался английский язык. Прошу сына выучить слова. Со мной, конечно. В игре. В упражнениях. В ответ слышу:
- Мама, ты не учитель! Нам М.В. (учитель английского языка) не задавала их учить. Только упражнение в рабочей тетради сделать.
Авторитет учителя подрывать нельзя! Даже если он неправ, молод или откровенно туп. Иначе - беда! Иначе учёбы не будет. Лучше уж перевести ребёнка в другой класс или учить самому. Если можешь, конечно.
В дневнике записано выучить слова к диктанту. Вопрос снят. Слова учатся. Наконец!
***
Пятый класс. История и Человек и Мир. Есть определения и вопросы к параграфам. Папа просит сына выучить эти определения и ответить на вопросы после параграфа. В ответ:
- Папа, ты не учитель. Нам это не задавали. Просто прочитать.
Оказывается не просто прочитать! Это выясняется на следующем же уроке! Учитель сказал. Точка.
По истории и по Человеку и Миру стоят девять и десять. Вовремя учителя обратили внимание.
***
Пятый класс. Сын спорит со мной целыми днями. Мама не авторитет. И папа тоже. Кто авторитет? Бабушки, например, они старше. Их надо слушать. Учитель в школе. Он ведь - УЧИТЕЛЬ! Врач тоже авторитет. Это ведь ВРАЧ. Ничего не принимается на веру. Всё надо проверить. Докопаться до истины.
Привет, переходный возраст!
Вместо заключения. Нашла такую цитату Готхольда Лессинга, немецкого поэта, драматурга, теоретика искусства и литературного критика-просветителя, основоположника немецкой классической литературы XVIII века: "Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и хотя криво, да сами".
В споре рождается истина?
А ваши дети любят спорить или всё принимают на веру?
Понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
#родитель и ребенок
#воспитание детей
#спор
#учитель и ученик