Что движет людьми? Почему поступают именно так, а не иначе в тех или иных ситуациях? Как разгадать их истинные мотивы? Данные вопросы интересовали человечество испокон веков. И сегодня, опираясь на достижения психологии, мы можем лучше понимать поведение окружающих.
Для начала нужно задать себе 5 ключевых вопросов о мотивации человека. на реальных примерах. Ответы помогут разобраться, что ими движет в той или иной ситуации.
Дополнительный доход, признание, власть
Максим всегда мечтал о карьере музыканта и признании публики. Ещё со школы ему нравилось сочинять песни и выступать перед одноклассниками на концертах. Хотя родители мечтали, чтобы Максим поступил в институт и получил «нормальную» профессию, он твёрдо решил посвятить свою жизнь музыке.
После окончания школы он пошёл работать официантом, чтобы иметь хоть какой-то стабильный доход. Одновременно в свободное от работы время играл и пел в метро, выступал на уличных концертах, отправлял демозаписи на разные музыкальные конкурсы. Его главной целью было получить известность и построить успешную карьеру музыканта. Ради этого Максим был готов терпеть нужду и невзгоды.
Через несколько лет благодаря своему упорству у Максима появились первые плоды популярности:
Его начали приглашать выступать в клубах, а одна из его песен попала на местное радио. Вдохновлённый Максим продолжал сочинять музыку и искать любые возможности донести её до слушателей.
И в конце концов его талант и целеустремлённость были вознаграждены по-настоящему большим успехом!
Важность мотивации для достижения цели
Дмитрий вырос в неблагополучной семье и с детства мечтал вырваться из нищеты. Его родители часто ссорились из-за денег, отец много пил и не мог удержаться на одном месте. В такой обстановке Дмитрию было сложно учиться, да и перспектив он не видел никаких.
Однако главной мотивацией для него было желание обрести финансовую стабильность и безопасность для себя и будущей семьи. Дмитрий не хотел повторить горькую судьбу своих родителей. Поэтому, закончив школу, он поступил в техникум и устроился работать на завод, чтобы самому зарабатывать и обеспечивать себя.
Дмитрий много трудился, перерабатывал по вечерам, проявлял инициативу и со временем вырос до мастера цеха. А когда представилась возможность взять кредит под свое дело, он ей воспользовался. Так Дмитрий открыл автомастерскую по ремонту автомобилей и со временем развил её в целую сеть по городу.
Теперь он достиг желаемого статуса и финансовой стабильности. И это стало возможным именно благодаря его внутренней мотивации и целеустремлённости с самого детства. Он сумел превратить свою мечту в реальность.
Потребность в безопасности или социальном признании
Это также формирует мотивы и цели.
Андрей вырос в обеспеченной, но холодной семье - отец-бизнесмен всегда был поглощен работой, а мама больше заботилась о светской жизни, чем о сыне. В детстве Андрей очень нуждался в родительском тепле и поддержке, но так и не смог этого получить. Из-за одиночества и неуверенности в себе плохо учился и не знал, кем хочет стать в будущем.
В юности главной потребностью для Андрея было обрести стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Мечтал построить собственный бизнес, чтобы ни от кого не зависеть финансово и быть хозяином своей судьбы. Но без хорошего образования и поддержки семьи Андрею было сложно найти себя.
Все изменилось, когда однажды отец пригласил сына поработать ассистентом в своей компании. Хоть работа была не слишком интересной, Андрей наконец почувствовал отцовское внимание и заботу о себе. Со временем он настолько проникся делами компании, что сам захотел развивать это направление. Именно тогда Андрей обрел и личную стабильность, и уважение отца.
Воздействие на мотивацию внешних обстоятельств — социального окружения, мнение значимых лиц, экономические и политические условия
Алина выросла в маленьком провинциальном городке, где были довольно средние условия для образования и развития талантов. Но с детства очень хорошо рисовала и мечтала стать художницей.
К большому сожалению, никто из близких не разделял её увлечения творчеством. Родители настаивали, чтобы Алина получила «нормальную» профессию учителя или бухгалтера. А одноклассники и знакомые часто подшучивали над её «безумными» амбициями.
Несмотря на такое социальное давление, Алина продолжала много и упорно рисовать, мечтая о поступлении в столичную Академию художеств. К большой радости, её талант заметил местный учитель рисования и стал бесплатно давать дополнительные уроки. Благодаря его поддержке и вдохновению, Алина хорошо прокачала свои навыки.
Когда пришла пора поступать, она, несмотря на все трудности, уехала в столицу и прошла жесткий отбор в Академию. Условия были далеки от идеальных, приходилось подрабатывать, жить в общежитии. Но девушка получила возможность заниматься любимым делом.
Со временем её картины стали пользоваться спросом, и она смогла стать успешной художницей.
Ценности и убеждения взгляды на жизнь
Это образует своего рода «фильтр», сквозь который приходится воспринимать реальность и формирует мотивацию.
Евгений вырос в интеллигентной семье, где ценились образованность, любовь к искусству и стремление приносить пользу обществу. Его отец был учёным-биологом, мать – преподавателем музыки. С детства Евгения воспитывали в уважении к знаниям, в стремлении к саморазвитию и научной деятельности.
Когда пришло время выбирать профессию, он, естественно, пошёл по стопам родителей. Поступил в университет на биологический факультет, а в свободное время занимался музыкой – играл на гитаре в рок-группе с друзьями.
Окончив университет сразу же, поступил в аспирантуру, чтобы заниматься научной деятельностью. Однако со временем всё больше разочаровывался в реалиях современной науки: постоянная гонка за публикациями, конкуренция, «политика» среди учёных. Это шло вразрез с его идеалистическими представлениями о важности знаний на благо людей.
Вскоре Евгений бросил аспирантуру ради музыкальной карьеры. Несмотря на все трудности творческого пути, зато это было честное служение прекрасному. В конце концов, благодаря своим талантам и целеустремлённости он добился определённых высот как музыкант.
Ответив на эти 5 вопросов, можно глубоко проникнуть во внутренний мир другого человека. Поняв, какая у этих людей на данный момент иерархия потребностей, как внешние факторы влияли на мотивацию, для чего стремились достичь цели и что эта цель — значила для каждого из них.
Надеюсь, что на этих примерах, станет гораздо проще прогнозировать поведение человека и выстраивать с ним конструктивные отношения.
Подписывайтесь и пишите в комментариях удалось ли вам добиться в жизни чего хотели.