Заместитель председателя парламентского комитета по разведке Южной Кореи от правящей партии «Гражданская сила» Ю Сан Бом высказал мнение, что КНДР до конца текущего года вряд ли сумеет провести ядерные испытания, однако вполне может сделать это в 2024-м.
- «По данным Государственной разведывательной службы, ядерное испытание в следующем году может быть проведено в любое время, если будет соответствующее решение Ким Чен Ына», — предупредил политик.
Кроме того, по его словам, для КНДР проблематично осуществить дополнительные запуски спутников в текущем году.
«Свободная Пресса» поинтересовалась у политолога и журналиста Юрия Светова, почему никого, по сути, кроме, пожалуй, президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, не беспокоит ядерное оружие в Израиле, однако все боятся его наличия в Северной Корее.
— Разница в следующем: Израиль никогда не подтверждал, хотя и не отрицал наличие у себя ядерного оружия. Просто есть знаменитая фраза Голды Меир, что «атомной бомбы у нас нет, но если надо, мы ее применим».
Это оружие, конечно, было создано с помощью американцев, и, в какой-то мере, под их контролем. Хотя были скандалы, связанные с делом Мордехая Вануну, которого обвиняли, что он без разрешения руководства США обнародовал данные о наличии израильской ядерной программы.
Ясно, что американцы этот процесс контролировали.
Израиль — их союзник, и Соединенные Штаты питают уверенность — возможно, не совсем обоснованную — что применять ядерное оружие без консультации с американцами Тель-Авив не будет.
- Северная Корея — пример другой. Над нею принято посмеиваться, особенно в среде российской либеральной общественности, которая очень любит иронизировать над КНДР за стиль руководства и отголоски ненавистного им сталинизма. Но хочу обратить внимание: Северная Корея — это страна с древней культурой, с трудолюбивым и вдумчивым народом.
- Многие из граждан, между прочим, учились в Советском Союзе и Китае, и кое-чему научились. При том, что уровень жизни в Северной Корее, вероятно, ниже, чем во многих других странах, и, прежде всего, чем в Южной Корее, КНДР всё умеет и много чего делает.
Это-то и вызывает беспокойство Вашингтона: над Пхеньяном нет хозяина. Именно потому Южная Корея наполнена американским оружием. И американцы говорят, что никогда не покинут три страны со своими базами — то есть, Германию, Японию и Южную Корею. А КНДР им неподотчетна. Поэтому Штаты бесятся, злятся, принимают всякого рода рестрикции.
К сожалению, в этих ограничениях и мы поучаствовали в пору иллюзий, что в мире есть международное право и, если подписан Договор о нераспространении ядерного оружия, то его все будут выполнять. Однако Израиль этот договор не подписал, как, кстати, целый ряд государств. Отсюда — атомная бомба у Пакистана и других стран.
Мы видели, что даже Украина вдруг начала козырять вовсю, что она вернет себе ядерное оружие или даже будет его применять.
Поэтому непокорность Северной Кореи и вызывает раздражение США. При четком понимании: не будь у КНДР ракет и ядерного оружия, ее бы давно смяли. Было бы вторжение, как в свое время в Ирак, Сирию, Ливию. А в Северную Корею не вторгнешься, потому что можно получить в ответ ядерный удар.
«СП»: Известно, что как только государство объявляет о наличии атомного оружия, оно сразу входит в «клуб ядерных держав», где есть определенные правила и законы…
- — Да нет никаких правил и законов, как нет и клуба ядерных государств. Нет! Это иллюзия, что такой клуб якобы существует. На самом деле это постоянные члены Совета Безопасности ООН. Та «пятерка», которая обладает ядерным оружием.
- Ядерное оружие появлялось постепенно — сначала у США, вскоре у Советского Союза. Потом при помощи американцев его создала Великобритания, и затем и Франция, но сама по себе. Когда Китай в Совете Безопасности был представлен Тайванем, он оставался единственной страной «пятерки», не имевшей ядерного оружия.
- Что значит «ядерный клуб», когда мы до сих пор точно не знаем, кто обладает ядерным оружием, а кто нет? Есть ядерное оружие у Израиля? Неведомо.
- Есть ядерное оружие у Ирана? Неведомо. То же самое с Северной Кореей. Поэтому тут никаких правил нет. Единственное правило — Договор о нераспространении ядерного оружия, в котором были множественные «дыры».
«СП»: Стоит ли ожидать сотрудничества в ядерной сфере между Москвой и Пхеньяном?
- — Я надеюсь, что такое сотрудничество будет, а возможно, уже есть.
- Северная Корея — наш сосед, страна, с которой у нас нормальные отношения. Это пример того, что нам может не нравиться режим, но надо выстраивать отношения добрососедства, а не враждовать и пытаться перевоспитать, чтобы династия Кимов добровольно отдала власть кому-то другому.
- Конечно, у нашей власти свое понимание, но могу сказать собственную принципиальную точку зрения. Когда мы отрицаем факт того, что сотрудничаем с Северной Кореей и она дает нам оружие, мне кажется это странным: а почему мы должны у кого-то спрашивать?
- 52 страны поставляют оружие Украине для войны с нами, а мы оправдываемся, взяли ли оружие у Ирана или у КНДР. Почему? Почему американцы могут себе позволить «предупреждать» Китай — великую державу — вы, мол, не вздумайте помогать России оружием или какими-то компонентами для создания оружия. Почему?
- Это вопрос, на который у самых обычных людей, граждан России, нет, к сожалению, ответа. Зачем мы оправдываемся? Да, берем. Да, нам нужно, и мы купили там, где считаем нужным.
- И насчет пресловутых санкций ООН, под которыми находится Северная Корея — на мой взгляд, давно надо сказать: мы не будем поддерживать режим этих ограничений. Мы же возмущаемся, что рестрикции на нас накладывают, а почему соглашаемся с санкциями против Ирана и КНДР?
«СП»: По мнению многих, власти Северной Кореи, как сейчас говорят, несколько безбашенные…
- — О, нет! Вы заблуждаетесь! Почитайте, что говорил экс-президент США Дональд Трамп о своих встречах с Ким Чен Ыном. Трамп ведь единственный из политиков западного мира встречался с ним и не один раз.
- Мы как-то забываем, что Ким Чен Ын учился, между прочим, в Швейцарии. Это человек, свободно владеющий английским языком, много чего знает и умеет. Изображать из себя — это одно, а быть — другое.
- Ким Чен Ын — далеко не безбашенный. Он четко понимает пределы возможностей своей страны, экономики, армии. И он использует их рационально, чтобы отстоять суверенитет. Но Кима могут загнать в угол. И вероятна ситуация, когда он ударит ядерным оружием по Японии или по Соединенным Штатам.
- Заметьте: сколько проходит совместных учений американцев, японцев и южных корейцев? По-моему, по десятку в год. Но каждый раз, когда Северная Корея пытается что-то организовать вроде учений с Китаем или с нами, поднимается визг. Сколько запусков ракет с территории КНДР? Десятки в год. Но каждый запуск ракеты со стороны Пхеньяна вызывает визг. А почему Северная Корея должна с ними считаться?
- Главный тезис: Северная Корея показывает всему миру, что можно не ложиться под американцев и вести суверенную политику. Да, ты будешь бедным какое-то время, но потом это исправится. Для северокорейцев суверенитет важнее богатства.
«СП»: Если между нашей страной и КНДР все же идет сотрудничество в сфере ядерного вооружения, на ваш взгляд, сможет ли Россия испытывать свое оружие на территории Северной Кореи?
- — А зачем? Испытание такого оружия, — это я вам говорю, как инженер-ядерщик по образованию, — сложнейший процесс. Зачем нам Северная Корея, когда есть Северная Земля, там полигоны, где все отлажено, где многие годы наши физики этим занимались?
- Мой друг получил Государственную премию СССР за испытание нейтронного оружия. Он туда регулярно ездил. Так вот, там всё в порядке. Нам не нужны для испытаний ни Корея, ни кто-либо еще.