Найти тему
МК в Питере

Застывшие ангелы: кто создает кладбищенские мемориалы и зачем скульпторы изучают крылья лебедей

Полный список кладбищ Петербурга насчитывает около 90 некрополей. У каждого своя история и свои достопримечательности. Так, если ехать вечером мимо Волковского лютеранского кладбища, в ­какой-то момент свет фар выхватит из темноты погоста статую Иисуса Христа. На Пискаревском стоит всем известный монумент «Мать-­Родина».

    Денис Третьяков. Фото предоставлены Денисом Третьяковым
Денис Третьяков. Фото предоставлены Денисом Третьяковым

На Смоленском, где покоится Ксения Петербургская, можно увидеть множество бронзовых и каменных ангелов и плакальщиц. На Богословском взгляды посетителей притягивают рябина, «расколовшая» гигантское надгробие, бюсты адмиралов, профиль Цоя и мозаичный портрет лидера группы «Король и Шут». Все это — примеры мемориальной скульптуры, которой наполнен наш город. Памятники видным деятелям, установленные в парках и скверах, — это тоже мемориальные скульптуры. Больше всего могильных монументов на кладбищах Александро-­Невской лавры (их четыре: Лазаревское, Никольское, Казачье и Тихвинское — Некрополь мастеров искусств).

И у каждого памятника есть создатель, вложивший немало времени и сил в создание своего детища. «МК в Питере» пообщался с петербургским мемориальным скульптором Денисом Третьяковым и узнал, почему от одного взгляда на статуи на погостах по телу бегут мурашки и как рождаются идеи кладбищенских монументов.

От первой копии к первому заказу

Денис Третьяков всю жизнь окружен искусством. Его бабушка собирала альбомы с фотокопиями работ живописцев и скульп­торов. А по соседству жила внучка ведущего ленинградского скульптора Михаила Аникушина. Будучи дошкольником, Денис занимался керамикой и лепкой из глины, а потом пошел в школьный центр при Эрмитаже. Так что вопроса о будущей профессии перед ним не стояло.

Сначала — училище имени Рериха, затем — Академия художеств имени Репина, где на последних курсах преподавал известный скульптор Владимир Горевой — один из учеников Аникушина.

Свою первую мемориальную скульптуру Денис создал в отделе слепков Академии — это музей, где размещены копии древних скульптур, выполненные итальянскими мастерами в XVIII–XIX веках. Здесь студенты могут делать копии с копий. И именно тут третьекурсник Денис провел все каникулы, создавая дубликат плакальщика с гробницы Филиппа Смелого (оригинал находится в Дижоне).

«Эту фигуру я перемерял циркулем, и получилось достаточно точно, копия до сих пор хранится у меня в мастерской. Меня завораживал этот образ: фигура, полностью закрытая драпировками, но при этом очень живая, такой симбиоз Средневековья и Раннего Возрождения», — говорит Денис.

Первый коммерческий заказ скульптор получил уже после окончания академии, работая с архитектором Геннадием Пейчевым. Он со­здал фигуру скорбящей, которая сейчас размещена на Смоленском православном кладбище.

Одна из работ Дениса. Фото предоставлены Денисом Третьяковым

Память, облеченная в бронзу и камень

«Для меня мемориальная скульптура — это прежде всего образ. Композиция, общее решение надгробия — все подчинено образу усопшего. Я всегда очень чутко слушаю родственников покойного. Тут мелочей не бывает: самая незначительная деталь может помочь найти художественное воплощение их воспоминаний. Это очень интимная работа: сначала появляется идея, потом вместе с архитектором мы создаем эскиз, затем следует воплощение в материале. Так удается увековечить людей уже ушедших», — рассказывает скульптор.

По словам Дениса, надгробие — это тандем скульптуры и архитектуры, поэтому эскиз он создает вместе с архитектором. Затем разрабатывает скульптурную часть подробнее: прорабатывает варианты, ищет решения, иногда делает скульптурные этюды.

К создателю мемориальных скульптур приходят люди с самыми разными запросами, которые сложно назвать обычными. Был в практике Дениса случай, когда надгробием стала скульптурная композиция с крыльями, как символ воспарившей души.

«Работая над тем проектом, я углубился в изучение строения крыльев разных птиц. За основу ангельских крыльев принято брать лебединые — это сильный, выразительный образ, и строение крыла очень интересное. Несколько недель я изучал его, делал зарисовки и этюды», — рассказывает скульптор.

Он объясняет, что сначала скульптуру в полную величину создают из глины или пластилина. Затем — из бронзы (это мягкий металл, позволяющий вносить коррективы на каждом этапе работы. В самом конце наносится защитный слой патины. Попутно Денис курирует производство вырезаемой из камня архитектурной части — надгробия.

«В итоге бронзовая скульптура и каменные детали собираются в единый законченный образ», — делится секретами скульптор.

Еще одно необычное произведение Дениса — надгробие в виде рыбы на гранитной волне в зарослях кувшинок. Мемориал был сделан для человека, который увлекался рыбалкой.

«Многие идеи подсказывают сами заказчики, а я формирую художественный образ и воплощаю его в бронзе и граните. Люблю совмещать несколько материалов: после обработки они раскрываются по-разному, и мемориал выглядит как ювелирное изделие», — делится наш собеседник.

Он добавляет, что классическими надгробиями обычно занимаются сами кладбища, к нему обращаются, когда недостаточно стандартных решений.

«Когда человек хочет ­что-то необычное, я всегда стараюсь его услышать, проникнуться образом, который он хочет воплотить. И получается всегда ­что-то удивительное, ведь все люди разные, необыкновенные. А надгробие — это в первую очередь история человека, заключенная в лаконичном скульптурно-­архитектурном ансамбле. Человека уже нет с нами, а память о нем и его образ живут, и тут не хватит просто плиты с текстом», — говорит Денис.

Работа на пользу города и страны

Петербуржец работает с мемориальными скульптурами не только на заказ, но и по зову души. Уже несколько лет он ведет проект с петербургским краеведом Ксенией Сидориной. Вместе они планируют восстановить заброшенное надгробие на могиле Джемса Шмидта — хранителя Картинной галереи Эрмитажа, много сделавшего для сохранения коллекций музея. Свое последние пристанище он нашел на Смоленском лютеранском кладбище. В начале XX века известный петербургский скульптор Василий Кузнецов создал надгробие с выполненным в мраморе рельефом скорбящего юноши.

«Сам рельеф сейчас хранится в запасниках Русского музея, доступа к нему не дают — справедливо берегут наследие. Но надгробие стоит в разрушенном виде. Мы хотим вернуть память об этом человеке и внести вклад в восстановление одного из красивейших некрополей Петербурга. Скульптура мной уже выполнена, осталось согласовать установку», — говорит Денис Третьяков.

    Крылья ангелов похожи на лебединые. Фото предоставлены Денисом Третьяковым
Крылья ангелов похожи на лебединые. Фото предоставлены Денисом Третьяковым

Крылья ангелов похожи на лебединые. Фото предоставлены Денисом Третьяковым

На сегодня в портфолио петербуржца самые разные работы:

- несколько рельефов для стелы «Город воинской славы» в Гатчине;

- рельефы для памятника основателю Омска Ивану Бухгольцу, установленного летом на набережной Иртыша;

- портреты государственных деятелей для музея-­диорамы Брестской крепости;

- городская миниатюра, установленная в Мурино, и многое другое.

Сейчас Денис готовится к большому проекту: зимой поедет в Омск создавать рельефы для памятника основателям города.

«Предстоит много интересной работы: общая длина фриза больше 20 метров, многофигурные композиции, размер некоторых фигур больше 2 метров. Сейчас много рисую, делаю этюды, работаю с моделями — моя профессия одна из тех, в которой никогда не перестаешь учиться».